Минэкономразвития указало на проблемы при запуске проекта МЧС «Безопасный город»
Минэкономразвития раскритиковало законопроект МЧС о запуске в России АПК «Безопасный город». Аппаратно-программный комплекс должен объединить все городские и коммерческие системы безопасности страны на одной государственной платформе. В Минэкономразвития считают, что реализация проекта потребует чрезмерных затрат, а бизнесу грозит утечкой данных
Минэкономразвития указало в отзыве на законопроект о системе «Безопасный город» (аппаратно-программный комплекс, АПК), разработанный МЧС, целый ряд недоработок и слабых сторон как документа, так и самого проекта. В частности, на чрезмерные расходы местных властей и госструктур при запуске проекта и опасность утечки данных бизнеса при присоединении к АПК пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на текст отзыва Минэкономразвития.
В Минэкономразвития газете сообщили, что «проводят консультации с МЧС», а в МЧС уточнили, что отзыв «официально не поступал». Законопроект предусматривает, что власти регионов обяжут запускать системы городской безопасности и подключать их к АПК. Сейчас это происходит по желанию регионов. Инициатива предполагает учреждение публично-правовой компании (ППК) «Безопасный город», которая выступит центром контроля по проекту.
АПК «Безопасный город» призван объединить городские и частные системы безопасности (распознавание лиц, камеры анализа трафика на дорогах, датчики дыма). Запуск системы призван снизить число чрезвычайных ситуаций и количество погибших в них людей на 25% к 2030 году. Ежегодный ущерб от ЧС должен сократиться в те же сроки на 10 млрд рублей, следует из законопроекта. Реализация проекта АПК, по оценке МЧС, может обойтись бюджету в 97 млрд рублей.
В отзыве Минэкономразвития говорится, что в случае вступления закона в силу затраты частных предприятий на его исполнение могут быть «весьма существенными». К примеру, при условии наличия готовой сети передачи данных затраты РЖД на приобретение оборудования для подключения системы видеонаблюдения одного железнодорожного вокзала к внешнему ресурсу накопления и обработки информации в 2021 году составили не менее 2,5 млн рублей. Расчетная стоимость аренды канала связи для вокзала, расположенного в городе, — 1,1 млн рублей.
Совокупные затраты на подключение 890 вокзалов РЖД к подготовленным сетям связи могут составить более 2,2 млрд рублей единовременно и около 1 млрд рублей ежегодно на оплату арендованных каналов связи. В Минэкономразвития привели в качестве примера затрат оценку по Тульской области — 1,3 млрд рублей, не предусмотренных бюджетом региона. В правительстве области газете сообщили, что развивают сегменты АПК, но направили Минэкономразвития предложение о софинансировании проекта из федерального бюджета.
В законопроекте, отмечается в отзыве Минэкономразвития, не оговариваются пределы доступа оператора системы «Безопасный город» к IT-инфраструктуре частных компаний, что может привести к изъятию коммерчески значимых данных. Осенью прошлого года инициативу МЧС уже раскритиковало МВД. Генеральный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк отметила, что затраты на подключение компаний и местных органов власти к системе «не стоят космических денег».
По словам Якимюк, интеграция различных систем безопасности с единой федеральной платформой позволит «быстрее получать информацию о кризисных ситуациях и, следовательно, ускорить их ликвидацию». По ее оценке, сейчас такая информация «крайне труднодоступна», что влияет на оценки рисков и планирование ресурсов для реагирования. Директор по продуктам и технологиям группы «Т1» Александр Рожков назвал два основных фактора, которые окажут влияние на стоимость интеграции с АПК — это масштаб проекта и разные уровни готовности систем в региональных и муниципальных сегментах.