Метавселенная за $5 млрд: как бренды зарабатывают в выдуманном мире
В июле 2021 года Марк Цукерберг объявил о создании метавселенной. По его словам, на это потребуется около пяти лет. Для подтверждения серьезности намерений компанию Facebook переименовали в Meta, предварительно сообщив о планах нанять 10 000 человек для работы в проекте.
Пока большие компании только оценивают перспективы и нанимают сотрудников, в отрасли существуют проекты, которые работают уже много лет.
Геймеры и крипта
Количество пользователей всех метавселенных на сегодняшний день не превышает нескольких сотен тысяч человек. Об этом можно судить, отталкиваясь от пиковой посещаемости самой популярной из них — Decentraland. Там пользователи могут общаться, посещать лекции, ходить на выставки и открывать магазины. Максимально в одно и то же время туда заходило 30 000 человек. У Decentraland существует два основных конкурента: полноценно работающая в виртуальной реальности метавселенная Somnium Space и проект из пиксельной графики Cryptovoxels.
Уникальность всех метавселенных заключается в том, что они объединяют в себе функции социальных сетей и компьютерных игр. Эти проекты построены на блокчейне. Технология позволяет токенизировать землю, имущество и право голоса. В метавселенных пользователи владеют цифровыми активами и могут влиять на будущее проекта. После заявления Цукерберга интерес к теме сильно вырос, курсы внутренних криптовалют поднялись от 4 до 10 раз. Создатели могут зарабатывать за счет продажи земли и комиссий за размещение активов. Агентства в основном берут деньги за строительство зданий, аренду участков, проведение мероприятий и разработку одежды.
Капитализация Decentraland составляет $4,8 млрд. За последние месяцы эта метавселенная привлекла такие бренды, как Coca-Cola, Sotheby’s, NASA и Playboy, а также множество знаменитостей, не говоря уже о десятках крупнейших криптокомпаний и NFT-художниках. Рост цены внутренний валюты ярко демонстрирует рост внимания, которое сейчас обращено на эту геймефицированную социальную сеть. Геймплэй проекта можно сравнить с миксом из Sims, Minecraft и GTA.
В мире более 3 млрд людей, которые иногда проводят свое свободное время за игрой в приставку или компьютер. 13% геймеров утверждают, что играют прежде всего из-за социальной составляющей. Эти люди хотят заниматься в играх тем же, чем все мы занимаемся в социальных сетях. 400 млн человек потенциально смогут заменить свои игры метавселенными — геймифицированными социальными платформами, которые и были изначально задуманы для того, чтобы расширить границы общения в интернете.
Вторая категория потенциальной аудитории — 300 млн пользователей криптовалют. Эти люди держат в кошельках $2,6 трлн, что превышает ВВП всех стран Африки, вместе взятых. Новые финансовые инструменты формируют новую культуру. Так, например, пользователи торговой NFT-площадки OpenSea потратили $3,4 млрд только за август. Помимо искусства, в эту сумму входит цифровая недвижимость и одежда. Люди, попадающие под влияние NFT-культуры, рано или поздно начинают слышать о метавселенных и интересоваться ими. Они с легкостью воспринимают новые технологии и точно смогут по достоинству оценить одно из главных преимуществ метавселенных — децентрализацию.
Кампании будущего
Метавселенные — следующий по сложности после NFT этап развития блокчейн-культуры. Это лучшая и самая понятная платформа для того, чтобы обратиться к аудитории криптовалют, занять свое место в индустрии и заявить о своей актуальности. Приверженность последним технологиям давно стала модой, и эта мода начинает приносить деньги, а не только имиджевые бонусы вроде демонстрации собственной современности. Глядя на существующие примеры проектов в метавселенных, можно приблизительно представить, на что будут похожи рекламные кампании будущего.
К примеру, 30 июля Coca-Cola проводила вечеринку в честь дня дружбы в Decentraland. Тогда на мероприятие пришли более 2000 человек. Для него компания построила футуристичное здание с огромной фирменной банкой в центре. Попадающие на площадку услышали электронную музыку, которая усиливалась при приближении к банке. На первом этаже был установлен портал, с помощью которого можно было попасть на крышу — горлышко жестяной банки. На крыше компания разместила танцпол и диджея в виде огромной куртки. Эта куртка стала главным лотом NFT-аукциона.
Аукцион также включал в себя NFT-токены в виде холодильника с логотипом компании. Он проходил за несколько дней до начала вечеринки. Помимо памятных NFT, победитель получил цифровую куртку, которую можно использовать в качестве одежды для своего аватара в Decentraland. Учитывая курс Ethereum, в компании смогли выручить $575 000, которые обещали передать в фонд специальной олимпиады для инвалидов. Эта сумма определенно покрыла затраты на проведение и разработку события. Постройка полноценного офиса в метавселенной на сегодняшний день обойдется от $10 000 до $50 000. Главное, чего смогла добиться компания этим кейсом, — упоминания в СМИ. О событии написали многие мировые медиа и абсолютное большинство крипто- и технологических СМИ. Сейчас в поисковике Google можно найти около 40 000 материалов на эту тему. В масштабах Coca-Cola это сложно назвать большими цифрами, но с ростом пользователей будет расти и количество внимания.
Второй ярчайший пример заработка в метавселенной от компании с многовековой историей продемонстрировал аукционный дом Christie’s. Вместе со своим конкурентом Sotheby’s он аккумулирует 90% от всех аукционных продаж искусства в мире.
Компания, основанная в 1776 году, открыла галерею в Decentraland 10 июня этого года. В Christie’s отошли от футуристичности в архитектуре, которая является основным направлением среди офисов в метавселенных, и решили создать точную копию своего лондонского офиса на улице Нью-Бонд. На входе в пятиэтажную галерею вас будет встречать дворецкий в старинной шляпе. По бокам от него создатели выставили два NFT-токена — CryptoPunk 7523 и Quantum от цифрового художника Кевина МакКоя. Это главные лоты первого в истории дома NFT-аукциона. К нему и было приурочено открытие здания. Токены были проданы за $11,7 млн и $1,47 млн соответственно. Общая сумма заработанных денег составила $17,1 млн.
Владельцы аукционного дома обещают обновлять контент внутри здания по мере появления новых NFT для продажи. В отличие от настоящего офиса в Лондоне метавселенческий аналог гораздо более доступен для широкого пользователя. Каждый желающий может прийти сюда и посмотреть выставленные лоты.
Галереи, подобные этой, очень часто встречаются в метавселенных. Четыре крупнейшие NFT-площадки открыли здесь свои офисы. Они даже успели сформировать одноименный музейный квартал. Посетив его, можно посмотреть на самые интересные NFT за последнее время. Администрация метавселенной уже проводила неделю искусства, призывая художников отправлять им свои работы. Инициатива привлекла родственников умершей певицы Эми Вайнхаус — они провели выставку фотографий, посвященную наследию артистки. Кроме фотографий, на ней продавали цифровую одежду.
Социальный конфликт
Происходящее внутри метавселенных приковывает внимание также и инвестиционных компаний. Здесь зарождается рынок цифровой недвижимости, цена на которую постоянно растет. Компания Republic Realm выкупила «землю» на $913 000 и заявила о начале строительства торгового центра — это стало рекордной сделкой для одного участка земли в Decentraland. Компания обещает запустить проект в 2022 году. В Republic Realm уверены, что в будущем магазины в метавселенных станут таким же обычным явлением, как интернет-магазины сегодня.
Сейчас перспективы индустрии поражают воображение мечтателей и энтузиастов. Метавселенные объединили в себе сразу все медиумы (разные виды контента — фото, видео, игры. — Forbes), придуманные за историю человечества. Современные технологии открывают невероятные возможности для того, чтобы поместить человека внутрь этих медиумов.
Пользователь получает гораздо больше граней взаимодействия с контентом и в перспективе проводит за этим больше времени, чем в стандартных социальных сетях. Иногда в этом легко потеряться и забыть о базовых человеческих потребностях, вроде еды и отдыха. Это предусмотрела компания Domino, которая первой позволила заказывать пиццу прямо из Decentraland — правда, пока только в Великобритании.
Рекламщики, в свою очередь, получают большой простор для воображения, а стоимость активации брендов снижается. Приходя в метавселенную, компания получает возможность одной из первых попасть в принципиально новое медиапространство и опробовать инновационные техники коммуникации и заработка. Создание проекта в метавселенной — отличный шаг для приобщения к креативной экономике будущего.
Новые возможности помогают раскрывать сознание, которое все больше и больше сковывают этические и технические ограничения классических социальных сетей. Приходя в миры на блокчейне, человек получает неограниченное пространство для собственного воображения и гораздо большую степень свободы. Это уже озадачивает авторитарные режимы — например, Китай запретил своим компаниям инвестировать в метавселенные.
Пока очень сложно сказать, кто победит в битве авторитаризма и децентрализации, но можно с уверенностью утверждать, что на наших глазах зарождается невероятно интересный социальный конфликт, в результате которого появится мир, в котором все мы будем жить в самом ближайшем будущем.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора