«Проводник справедливости»: искусственному интеллекту в России исправят репутацию
В России запустят информационную кампанию по повышению доверия к искусственному интеллекту. Он должен восприниматься как «проводник справедливости для человека», а не как инструмент слежки и угроза обществу. Переубеждать людей планируется публикациями в СМИ и созданием телепрограмм о присутствии искусственного интеллекта в повседневной жизни
В России запустят информационную кампанию по повышению доверия общества к искусственному интеллекту (ИИ). Ее разработало АНО «Национальные приоритеты», которая занимается информационным сопровождением национальных проектов, передает РБК со ссылкой на представителя организации и двух участников рынка.
Главная задача кампании — сформировать в обществе позитивный образ ИИ, говорится в презентации АНО. Технологии хотят придать «эмоциональный характер проводника справедливости для человека». Для этого потребуется убедить россиян, что искусственный интеллект «приносит больше справедливости в их жизни, обеспечивая равный доступ к новым возможностям». В презентации отмечается, что базовая проблема людей в восприятии этой технологии — неопределенный баланс между ощущением ее пользы и связанными с ней страхами.
АНО «Национальные приоритеты» ссылается на данные опроса ВЦИОМа. Согласно им, 65% россиян считают, что областью применения ИИ является система видеонаблюдения, 57% — сфера робототехники, 49% — вооружение и военная техника. Менее 50% респондентов знали, что технология используется в сфере такси, приложениях для обработки фотографий и онлайн-покупках. Представитель АНО сообщил, что их совместное с ВЦИОМом исследование показало, что 48% россиян уже сейчас заявляют о своем доверии к ИИ, а о недоверии к технологии — 42%. Повышение доверия будет способствовать росту спроса на продукты и сервисы, созданные на основе этой технологии, ускорению цифровизации экономики и социальной сферы, полагают в АНО.
Медиаплан кампании 22 октября согласовала рабочая группа по направлению «Искусственный интеллект» при АНО «Цифровая экономика» (отвечает за реализацию одноименной программы). Он предусматривает публикации в СМИ; создание тематических выпусков научно-популярной программы «Просто наука» на телеканале СТС; создание посвященных ИИ выпусков телепрограмм «Чудо техники», «Умный дом», «Про здоровье» и других.
На публикации в СМИ и создание тематических выпусков на СТС предусматривается выделение 46,9 млн рублей из бюджета федерального проекта «Искусственный интеллект». На спецвыпуски телепрограмм привлекут средства нацпрограммы «Цифровая экономика». Сумма в медиаплане не указана. В материалах к проекту бюджета на 2022–2024 годы общая стоимость кампании по повышению доверия к ИИ оценивалась в 2022 году — в 106,3 млн рублей, в 2023 году — в 74 млн рублей.
Директор по направлению «Искусственный интеллект», директор по развитию АНО «Цифровая экономика» Алексей Сидорюк отметил, что люди «часто сталкиваются с проявлениями ИИ в повседневной жизни и даже не задумываются об этом». По его словам, в общественном сознании существует немало мифов и опасений по поводу ИИ: «помогает ли он или способен навредить, кто главнее, человек или технология». Директор по развитию компании «Промобот» Олег Кивокурцев сказал, что для популяризации ИИ необходимо демонстрировать примеры успешных компаний. Кроме того, надо использовать современные медиаканалы для привлечения молодой аудитории, например TikTok и YouTube.
По словам главы МТС AI Александра Ханина, тема ИИ нуждается «не столько в популяризации, сколько в корректировке восприятия ее обществом». Ханин отметил, что ковид-ограничения сформировали у населения скептическое отношение к технологиям ИИ как «способам контроля за соблюдением новых правил, а также бесконтрольным наблюдением за жизнью человека». «При этом полезные сервисы, такие как разработка индивидуальной программы обучения для человека с помощью искусственного интеллекта в образовании или прогнозирование выхода из строя различных установок для предотвращения техногенных катастроф, остаются в тени»», — сказал эксперт.
Исполнительный вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса «Вымпелкома» (бренд «Билайн») Евгений Черешнев отметил: «Голливуд за последние 30 лет сформировал отношение общества и к хакерам, и к роботам, и к цифровому следу, и к ИИ (особенно его использованию в военных целях)». «Поэтому для ИИ нужно или вкладываться в создание действительно качественных фильмов и сериалов, или строить рекламные кампании на принципе демонстрации успешных кейсов», — добавил он. По словам Черешнева, мозг человека научился фильтровать рекламу, люди ее не воспринимают, а такое явление, как «баннерная слепота», актуально для любого типа рекламы, включая ТВ-ролики.