ФАС выступила против предустановки приложений онлайн-магазинов на смартфоны
Предустанавливать на российские смартфоны приложения онлайн-магазинов, сервисов электронных и аудиокниг и музыки не надо, решила ФАС. По ее мнению, в этих сегментах российские платформы и так лидируют, а вот сервисы видео-конференц-связи в перечне нужны
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила против обязательной предустановки на смартфоны в России приложений российских интернет-магазинов, онлайн-библиотек электронных и аудиокниг, а также музыкальных сервисов. Об этом сообщили vc.ru и «Коммерсантъ»» со ссылкой на письмо ФАС в аналитический центр при правительстве, направленное 12 октября.
Механизм предустановки приложений нужен для того, чтобы уравнять положение российских сервисов и иностранных, предустановленных по умолчанию, отметила ФАС. В указанных нишах российские платформы и так лидируют, привел позицию службы «Коммерсантъ». Одновременно ФАС поддержала предустановку российских программ для видео-конференц-связи. Обсуждение расширения списка приложений продолжится, написала газета со ссылкой на аналитический центр при правительстве. Минцифры и ФАС не ответили на запросы газеты.
Предустановка приложения фактически станет субсидией на маркетинговые расходы для конкретного маркетплейса и обесценит инвестиции других игроков в развитие рынка, заявил vc.ru управляющий директор Ozon Сергей Беляков. Wildberries и «Яндекс.Маркет» отказались от комментариев. В сентябре против предустановки приложений онлайн-магазинов выступила Ассоциация компаний интернет-торговли, в которую входят в том числе Wildberries, Ozon и Lamoda. Ассоциация тоже отметила, что соответствующий проект постановления правительства противоречит базовым принципам конкуренции, создавая искусственные преференции отдельному игроку.
Требование о предустановке российского софта на смартфоны вступило в силу с апреля этого года. Помимо смартфонов, закон предполагает загрузку приложений также на телевизоры Smart TV, компьютеры и планшеты. В числе обязательных — разработки «Яндекса», Mail.ru Group и «Лаборатории Касперского». По мнению ФАС, в целом механизм предустановки — эффективный способ их продвижения, поскольку пользователи редко удаляют предустановленные сервисы, писал vc.ru со ссылкой на документ службы. Почти половина пользователей устройств Apple не заметили «окно выбора» приложений для предустановки, а 64% пользователей устройств Samsung не знали о существовании папки «Закон», в которую собраны обязательные приложения, сообщало агентство Telecom Daily.