К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Онлайн-ретейл указал на изъяны предустановки приложений маркетплейсов


Новое постановление правительства может обязать производителей предустанавливать на гаджеты приложения маркетплейсов. Онлайн-магазины считают, что это негативно скажется на конкуренции, сыграв на пользу только одной площадке

Участники российского рынка онлайн-торговли пожаловались вице-премьеру Дмитрий Чернышенко на предложенные правила предустановки отечественных приложений на гаджеты. Обращение в правительство направила АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли, формирующих более 60% рынка), его подлинность подтвердил РБК один из крупных игроков онлайн-ретейла. 

Производителей гаджетов с апреля 2021 года обязали предустанавливать отечественный софт. Перечень программ определяет Минцифры. В него вошли 16 российских приложений, в основном от «Яндекса» и Mail.ru. Правительство сейчас обсуждает проект постановления, которое сделает обязательным предварительную установку программ для приобретения товаров дистанционным способом, то есть через маркетплейсы. По проекту, производители будут предустанавливать приложение единственной компании (или двух компаний, если разница между количеством пользователей их мобильных приложений менее 5%).

В АКИТ считают, что «проект постановления противоречит базовым принципам конкуренции, поскольку создает искусственные преференции отдельному игроку». В ассоциации отметили, что доля зарубежных компаний на рынке интернет-торговли в России составляет не более 14%. Приложения зарубежных онлайн-магазинов предустанавливаются на коммерческой основе, а не на безвозмездной. 

 

Постановление, указали в АКИТ, не решит задачу поддержки российских компаний в борьбе с иностранными конкурентами, а только сыграет на руку конкретному маркетплейсу. «Предустановка фактически является финансовой мерой поддержки на маркетинговые расходы для конкретного хозяйствующего субъекта», — говорится в письме к Чернышенко.

По расчетам АКИТ, затраты на коммерческую предустановку одного приложения на 32,5 млн устройств, ежегодно продаваемых в России, могут составлять свыше 1,6–2,2 млрд рублей при цене предустановки одного приложения на одно устройство от €0,6 (более 51 рубля) до €0,8 (более 68 рублей). Ассоциация предупредила, что предустановка одного или двух маркетплейсов нивелирует инвестиции других игроков рынка в повышение качества сервиса и развитие инфраструктуры.

 

«Хотелось бы отметить, что предустановка уже привела к искажению конкуренции на рынке интернет-торговли. Так, компании, получившие право на предустановку своих приложений, предустанавливают «супераппы», содержащие функции других сегментов рынка, таким образом получая необоснованные преимущества. Текущий проект постановления еще больше может усугубить дисбаланс в конкуренции, в том числе между интернет-магазинам», — заключила в своем письме АКИТ.

Президент АКИТ Артем Соколов сообщил изданию, что ассоциация не поддерживает подход с выделением отдельных игроков онлайн-торговли. «Только клиент, а не государство может решать, кого он выберет»», — сказал он. По его словам, сегодня в России доля электронной коммерции в торговом обороте составляет только 8,5%, тогда как на развитых рынках этот показатель достиг 30%.

«Сегодня у нас отличный высококонкурентный рынок качественных сервисов, где компании соревнуются друг с другом не только своими приложениями, но скоростью доставки, географией покрытия, программами лояльности. И этот баланс нарушать нельзя, именно благодаря конкуренции появляются новые сервисы», — отметил Соколов. 

 

Аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян сообщил, что появление обязательного приложения интернет-торговли может негативно повлиять на конкуренцию в этом сегменте. По его мнению, в России большое количество интернет-магазинов, поэтому выделять только один — некорректно.

Вице-президент по связям с государственными органами «AliExpress Россия» Сергей Лебедев напомнил, что смысл предустановки приложений заключается в том, чтобы предоставить конкурентные преимущества отечественным производителям ПО по сравнению с иностранными. По словам Лебедева, в отрасли электронной коммерции более 80% рынка занимают именно российские компании.

«Включение в предустановку одного российского предложения дает компании, владеющей этим приложением, серьезное конкурентное преимущество перед другими отечественными игроками. Это нарушает принципы свободы конкуренции и свободы торговли. Кроме того, наличие такого приложения в предустановках в текущем году автоматически обеспечит его лидерство по установленным критериям выбора и в следующем году»», — отметил собеседник издания. 

Управляющий директор Ozon Сергей Беляков сказал, что предустановка какого-либо ПО в принципе может создать искусственные преимущества, а это обесценивает инвестиции игроков в развитие высококонкурентного рынка и подрывает основы конкуренции. В Wildberries отметили, что «на различных этапах согласования инициативу блокируют участники с выраженным конфликтом интересов, которые или не хотят участвовать в открытом конкурсе из-за страха поражения, или же не могут из-за иностранных владельцев бизнеса».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+