Школы обяжут использовать для онлайн-обучения только госсервисы
С 2023 года для онлайн-обучения по школьной программе и в рамках среднего профессионального образования можно будет использовать только государственные ресурсы и информсистемы. Это следует из опубликованных 24 сентября поручений президента по итогам заседания президиума Государственного совета. В документе подчеркнуто, что речь идет о технологиях онлайн-образования, «сопряженных с обработкой персональных данных обучающихся». В Минпросвещения не ответили на запрос Forbes.
Министерство просвещения до 2024 года планирует потратить из бюджета 2,18 млрд рублей на создание государственной информсистемы «Моя школа», которая должна стать единым IT-контуром для всех российских организаций, работающих в сфере дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования, сообщил в марте «КоммерсантЪ» со ссылкой на копию концепцию проекта. Тогда управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский отметил, что эта система может стать барьером в работе частного бизнеса со школами.
Скорее всего, в рамках поручения всем частным образовательным онлайн-сервисам предложат интегрироваться в ГИС «Моя школа» и стать поставщиками контента, в то время как работать с данными учеников будет именно ГИС, рассуждает гендиректор и сооснователь сервиса RIFGO Андрей Илингин. «Заставить компании интегрироваться они не могут, но могут запретить школам ими пользоваться и тратить бюджет», — отметил он.
После создания государственной системы и сами сервисы, и контент будут проходить экспертизу, порядок которой предстоит разработать правительству, отметил генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов.
Реализация этого поручения, вероятно, приведет к исчезновению большей части EdTech-проектов либо, в мягком варианте, встраиванию их контента и сервисов в государственные системы, считает венчурный партнер Fort Ross Ventures Дмитрий Волошин.
«Как можно читать это поручение? Давайте нашими детьми будут заниматься только полномочные товарищи, входящие в периметр системы образования страны. Пойдет ли это на пользу ученику? Сомневаюсь, наличие альтернатив, особенно таких качественных, какие были созданы за годы развития EdTech, снизит качество образования. Но, что еще хуже, снизит мотивацию учеников, и это откинет нас примерно в середину 1990-х, где школу выбирали по принципу «ближе к дому», — рассуждает он.
В Москве уже пытались реализовать похожий проект в рамках Московской электронной школы (МЭШ). «Однако тогда «Учи.ру» и «ЯКласс» не согласились полностью перенести свой контент на платформу. Сейчас школы параллельно работают и на МЭШ, и на этих сервисах. Если частные компании посчитают невыгодным передачу контента в ГИС, а от министерств будет запрет на их использование, это лишит большинство школьников страны возможности учиться в смешанном и дистанционном формате», — заключил Илингин.
Новые требования будет сложно выполнить как технически, так и экономически, рассуждает директор «ЯКласс» в России Екатерина Рыжова. По ее словам, за два года, отведенных на выполнение поручения, создать платформу, которая бы вместила все необходимые образовательные программы, задания, тренажеры и системы оценки, невозможно.
«Также это потребует колоссального времени на обучение преподавателей. Мы на протяжении нескольких лет ежедневно проводим очные и онлайн-вебинары для учителей, чтобы обучить их пользоваться цифровым сервисом. И по результатам нашей работы видим, что впереди еще долгий и трудозатратный процесс», — отметила Рыжова. Представитель «Учи.ру» отказался от комментариев.
Само появление такого поручения не стало неожиданностью, потому что многие родители скептически относятся к коммерческим образовательным сервисам и просили реализовать в каком-то виде контроль качества, рассказала основатель акселератора образовательных проектов «Лобачевский» Мария Марьясова. В рамках поручения может быть создан государственный маркетплейс, в котором частные компании смогут выставлять свои образовательные продукты, если они соответствуют определенным условиям. «Если грамотно реализовать этот проект, то и выручка, и аудитория у крупных и качественных сервисов могут вырасти, так как у них появится прямой доступ к детям всех школ. Но середнячки могут и схлопнуться», — рассуждает она.
Кроме того, Минпросвещения сможет разработать порядок лицензирования онлайн-школ, в которых учат по общеобразовательным программам и направлениям среднего профессионального образования, следует из поручений президента. При этом они должны предусмотреть особенности их регулирования «при экспериментальном правовом режиме (ЭПР) в сфере образования».
Оговорка об ЭПР была сделана для того, чтобы требованиям, которые власти подготовят для образовательных сервисов, смогли соответствовать и те компании, которые планируют реализовывать свои проекты в рамках «цифровых песочниц», отметил гендиректор Moscow Digital School Дмитрий Захаров. Многие проекты пока нельзя реализовать при действующем законодательстве — например, с помощью ЭПР можно будет использовать новые системы прокторинга (системы аудио- и видеоконтроля за учениками при выполнении заданий. — Forbes), которые на базе искусственного интеллекта смогут моментально выявлять факты использования шпаргалки при сдаче дистанционных экзаменов.
По оценкам Smart Ranking, объем российского рынка онлайн-образования в 2020 году достиг 53-54 млрд рублей. В доковидный период, в 2019 году, этот показатель находился на уровне 36,5 млрд рублей, тогда эксперты прогнозировали, что он вырастет до 40 млрд рублей. Крупнейшей компанией в рейтинге Smart Ranking по итогам прошлого года оказалась онлайн-школа английского языка Skyeng (выручка за 2020 год — 4,1 млрд рублей), вслед за ними идут Skillbox (3,9 млрд рублей) и «Учи.ру» (2,5 млрд рублей).