Photoshop для зумеров: как уроженец Еревана создал стартап стоимостью почти $1,5 млрд
Ованнес Авоян рос в Армении начала 1980-х и мечтал поступить в государственную художественную школу. Поступающим туда нужно было показать натюрморт с вазой. Набросок Авояна экзаменаторов не впечатлил. Получив отказ, он выбрал другой путь — информатику — и сосредоточился на первом поколении искусственного интеллекта и машинного обучения.
Этот шаг окупился. За следующие 30 лет Авоян построил и продал три IТ-стартапа, заработав состояние и став одним из лидеров растущей технологической индустрии Армении.
Он по-прежнему любил искусство и прививал эту любовь своим детям. Однажды в 2011 году его 11-летняя дочь Зара пришла к нему расстроенной: ее рисунок получил резкие комментарии в соцсетях. Она хотела бросить рисование. «Критика лишила ее уверенности. Она была готова сдаться, — говорит 56-летний Авоян. — Это напомнило мне о том, как я сам отказался от искусства, потому что не получил нужной поддержки». После этого Авоян разработал мобильное приложение с инструментами, которые могли помочь его дочери улучшить свои рисунки: «Я хотел создать для нее позитивную среду и предоставить ей ресурсы, чтобы она могла развивать свои способности к творчеству».
Десять лет спустя стремление Авояна поддержать своего ребенка привело к появлению Picsart. Сервис для создания и редактирования изображений скачали более миллиарда раз в 180 странах. Изначально оно было написано на английском, но теперь доступно на 28 языках. Ежемесячно более 150 млн пользователей, большинство из которых моложе 35 лет, используют Picsart, чтобы внести более миллиарда правок в фотографии и видео для соцсетей, онлайн-магазинов и цифровой рекламы.
Picsart предлагает базовые инструменты бесплатно, а более продвинутую версию — за $4,66 в месяц. В приложении есть немного рекламы, но Picsart не собирает данные пользователей и не размещает таргетированную рекламу. Выручка компании в этом году уже превысила $100 млн.
Сервис растет. 26 августа Авоян объявил, что стартап привлек $130 млн в ходе раунда C, который возглавил Softbank. В раунде участвовали также венчурные фонды Sequoia, GSquared, Tribe Capital, Graph Ventures и Siguler Guff & Company. Источники, знакомые со сделкой, говорят, что оценка компании, где сейчас работают 800 человек, составляет около $1,5 млрд. Авоян не раскрывает размер своей доли, но остается крупнейшим акционером компании.
«Picsart во многом напоминает WhatsApp. Это глобальный актив и международная платформа, которой пользуются повсюду, — говорит Майк Вернал, партнер Sequoia и бывший вице-президент подразделения Facebook по разработке продукта. — И оба сервиса стали известны во всем мире до того, как добились популярности в США».
С тех пор, как соцсети и смартфоны превратили всех в издателей контента, сотни миллионов человек стали полагаться на Picsart как на личного арт-директора. Ориентированный на мобильные устройства и простой в использовании, Picsart разработал инструменты на основе искусственного интеллекта и Java, чтобы редактировать и улучшать фотографии и видео было так же просто, как добавлять фильтры в Instagram. «Это множество отличных сервисов, соединенных в один под брендом международного уровня, и такое нечасто увидишь, — говорит Ларри Ашбрук из инвестфонда G Squared. — Приложение уже довольно давно очень популярно среди молодежи, а теперь оно привлекает профессионалов и творческих людей».
И художники, и любители пользуются Picsart, чтобы ретушировать и стилизовать посты в TikTok, Instagram, Snap, YouTube и Facebook. В несколько движений они могут изменить освещение и добавить яркие пятна, стикеры с мемами и анимацию. Кроме того, можно убрать морщинки, красные глаза, акне или уменьшить талию на несколько сантиметров.
Но Picsart — это не только удачные селфи. Когда с началом пандемии миллионы малых предприятий, ресторанов и магазинов ушли в онлайн, предприниматели стали использовать Picsart для того, чтобы фотографии их продуктов выигрышно смотрелись на платформах вроде Shopify, Etsy, eBay, Depop и Doordash. Это касается и контента на сайтах, в блогах, рассылках и рекламе в соцсетях.
«Сегодня люди предпочитают пользоваться телефоном, — говорит Вернал из Sequoia. — Клиенты фотографируют продукты и могут легко убрать фон, поправить изображение и разместить его на сайте».
Авоян ставил цель разработать для Picsart понятный интерфейс еще в 2011 году, когда создавал первые инструменты для дочери. «Слишком много людей считают, что только хорошая техника обеспечивает креативность, — говорит предприниматель. — Наша технология улучшит вашу технику и может вдохновить вас на создание множества визуальных образов».
Авоян родился в 1965 году в Ереване. Его мать преподавала медицину и была известным патологом. Коммунистическая Армения была стабильной, предсказуемой и скучной. Лучшим вариантом развития карьеры, помимо попадания на высокие должности в партии, была академическая стезя. Получив отказ в школе искусств, Авоян пошел по стопам матери и решил получить степень кандидата наук в информатике в Американском университете Армении.
После краха Советского союза стабильность испарилась, а на ее место пришли война и хаос зарождающегося капитализма. Ученые становились предпринимателями. В 1996 году Авоян, которому тогда было 30 лет, бросил работу над кандидатской и основал компанию Cedit, разработчика программного обеспечения, которого он продал четыре года спустя одной из первых поисковых систем Lycos за несколько миллионов долларов.
В 2005 году он основал компанию-инкубатор Sourcio, которая занималась исследованиями в области программного обеспечения. Затем появился сервис мониторинга веб-сайтов Monitis, который TeamViewer, принадлежащий GFI Software, приобрел в 2011 году за $4 млн. В том же году Авоян основал Picsart.
Несмотря на переход в стартапы, Авоян продолжал преподавать курс в Американском университете и привлек двоих выпускников, Артавазда Меграбяна и Микаэла Варданяна, чтобы превратить Picsart в бизнес. Поскольку iPhone в Армении в то время был редкостью, а большинство разработчиков использовали Java, приложение запустили на Android.
Решение оказалось удачным: рынок приложений для редактирования изображений на Android был не так переполнен, что позволило Picsart быстро получить доступ к внушительной международной аудитории. Авоян и его команда использовали различные приемы для роста: например, выкатывали обновления в полночь каждую пятницу, благодаря чему Picsart оставался в списке избранных приложений на Android. Они еженедельно добавляли новые инструменты и функции, чтобы у пользователей был повод постоянно заходить в приложение.
По мере роста Picsart Авоян использовал свои связи в академических кругах, чтобы ежегодно нанимать 200 выпускников факультетов информатики. «Это самый экономичный вид найма. Они получают новые навыки. Все в выигрыше», — говорит Авоян. Программа существует и сегодня.
Авоян потратит $130 млн привлеченного капитала на то, чтобы нанять новых разработчиков и поручить им создание новых функций, основанных на искусственном интеллекте. Это необходимо, чтобы удержаться на плаву на рынке, где представлены сотни мелких приложений для дизайна, стартапы стоимостью в миллиарды долларов вроде Canva и легендарный Adobe, продажи которого за 2020 год составили $12,85 млрд. Авоян говорит, что хочет сохранить независимость и подумывает об IPO в ближайшие год-полтора.
Сейчас он планирует уделять больше внимания маркетингу и рекламе, чтобы ускорить рост приложения. Позднее Авоян, вероятно, создаст отдел корпоративных продаж, чтобы Picsart начал работать не только с малым бизнесом, но и с крупными компаниями и предлагать им инструменты для дизайна, публикации и совместной работы, схожие с профессиональными продуктами от Dropbox и Airtable — IТ-стартапов, которые поначалу обслуживали потребителей, а позднее переключились на большие фирмы.
Авоян перенес штаб-квартиру Picsart в Сан-Франциско после того, как Sequoia впервые инвестировала в компанию в 2015 году, но большая часть инженеров остается в Армении. Да, там дешевле рабочая сила, но Авоян считает, что иная, динамичная культура его страны — это тоже важное преимущество. «Они воспитаны по законам улицы и всегда подвергают сомнению статус-кво. Стартап — это готовность менять все правила, — говорит Авоян. — Мы все пережили революцию».
Перевод Натальи Балабанцевой