К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как «Кинопоиск» стал главным киноресурсом Рунета

фото Артема Голощапова для Forbes
фото Артема Голощапова для Forbes
Создатели сайта «Кинопоиск» пришли на рынок позже других, но вырастили крупнейший киноресурс Рунета. В чем секрет?

Ритмом жизни 33-летний основатель «Кинопоиска» Виталий Таций не слишком похож на владельца стремительно растущего бизнеса. В пятницу, накануне интервью Forbes, у него сломался мобильник, выходные Виталий провел на даче без связи, в понедельник наконец выбрался в Москву, но только к вечеру забрал телефон из ремонта. Таций как будто не торопится: он никогда не берет кредитов, всего раз в жизни давал платную рекламу. Тем не менее сайт о кино «Кинопоиск», появившись далеко не первым, за 10 лет стал самым популярным в своем жанре и одним из самых посещаемых ресурсов всего Рунета: 2 млн посетителей в день (его опережает менее десятка сайтов), несколько миллионов долларов годовой выручки. Как так получилось?

Череповец, родной город Тация, в начале 1990-х был неподходящим местом для синефила: немногочисленные видеосалоны, обычно в подвалах, крутили только американские боевики. Но для Виталия и его отца это была настоящая страсть: они смотрели все подряд. Отец, инженер-строитель, доверил Виталию вести дневник просмотров: название, режиссер, актеры и т. д. — вплоть до гримеров и осветителей. Эту тетрадку с аккуратными записями Виталий, поступив в Институт стали и сплавов (МИСиС), увез с собой в Москву.

МИСиС не Стэнфорд. На факультете информатики и экономики, рассказывает Виталий, учили устаревшие «бейсик» и «паскаль». Студенты учились программировать по книжкам. Вместе с однокурсником Дмитрием Сухановым Таций писал компьютерные игры — «так, для развлечения». Диплом Таций защитил с двухлетним опозданием и не забрал. «Как-то немножко лень было», — вспоминает он.

 

«Что-то придумать в интернете» предложил Суханов, а Таций, продолжавший прилежно пополнять свою базу, решил, что она и есть это «что-то». В начале 2003 года партнеры засели за создание сайта. Писали ночами — оба к тому времени уже работали программистами. Обязанности распределились от противного. «У Димы не очень хорошо с чувством прекрасного, а у меня не очень хорошо с программированием», — объясняет Таций, создавший дизайн «Кинопоиска», несильно изменившийся с тех пор.

В ноябре 2003-го Kinopoisk.ru открылся для пользователей. В первый месяц пришло 4700 человек, во второй — 24 000. Рыночный ландшафт не сулил успеха. У похожего сайта Kinomania.ru месячная посещаемость уже тогда достигала 160 000 пользователей. У Film.ru — превысила 100 000. Были и другие конкуренты — Filmz.ru, Kinokadr.ru, Kino-govno.ru, у всех были базы фильмов, новости, форумы о кино.

 

Прошло 10 лет: у «Киномании» и «Фильма» сейчас порядка 1,5 млн посетителей в месяц, а у «Кинопоиска» — 25 млн. В чем его преимущество?

Когда в начале 2003-го два недавних студента взялись за дело, в их базе было 4000 фильмов, а в момент открытия сайта — несколько десятков тысяч, рассказывает Таций, объясняя это работой основателей и добровольных помощников — фанатов кино. Суханов, не любящий перечислять свои достижения, поясняет только, что создал удобное средство для загрузки на сайт данных о фильмах и автоматического перевода имен и фамилий. Конкуренты видят ситуацию иначе.

«Кинопоиск» родился как копия базы кино IMDb», — уверен основатель Film.ru Сергей Аксенов. «Спарсили базу IMDb», — поддерживает коллегу главный редактор и сооснователь сайта Kino-govno.com Михаил Судаков. «Спарсить» значит разобрать html-страницу на «информационные кирпичики» и затем сложить из них другую страницу — уже на своем сайте. Делается это при участии специальной программы-робота. «Воспользовались, в общем, базой IMDb», — подводит итог Роман Корнеев, издатель Kinokadr.ru.

 

IMDb — крупнейшая в мире база с описаниями фильмов, режиссеров, актеров. Сейчас в ней 2,5 млн фильмов и 5 млн персоналий, большинство которых малоизвестны, но придают базе полноту. Основал ее 30 лет назад британский программист Кол Нидхэм, собрав воедино «микробазы» любителей всего мира. Базу пополняли все желающие, а Нидхэм на рекламные поступления нанял «дата-менеджеров» для проверки контента.

В 1998-м Нидхэм продал IMDb компании Amazon, которая превратила ее в площадку для торговли DVD. С тех пор база живет, не заботясь о доходах. IMDb заявляет, что ее информацию нельзя использовать для создания других баз кино, но за выполнением этого требования не следит. Единственный судебный процесс был затеян не ею: вьетнамская актриса Жюни Хоанг подала в суд, заявив, что IMDb обнародовала ее возраст (Хоанг родилась в 1971-м, ей сейчас 41) и тем нанесла материальный урон, лишив выгодных контрактов; процесс еще не закончился. Письма и звонки Forbes в пресс-службу IMDb, отделы копирайта и PR остались без ответа.

«IMDb сама нередко на нас ссылается. Как же понять, где первоисточник? — отвечает на обвинения Таций. — К нам и к ним информацию присылают пользователи, одна и та же ошибка может кочевать с сайта на сайт». Как вскрыть плагиат? «Это не переведенные на русский фамилии актеров, подробнейшие описания никому в России не известных фильмов, одинаковые ошибки на обоих сайтах», — говорит Сергей Аксенов. Но большая часть доказательств, если они и были, исчезла: «Кинопоиск» развивается, исправляет ошибки, дополняет информацию. «Когда в 1997 году мы искали киносайт для покупки, Kinopoisk.ru тоже смотрели. Однако для нас проблемой были авторские права на их информацию, — говорит Инесса Гаевская, издатель ИД «Топ-50» (бывший ИД «Собака»). — Но они реально молодцы, их база развивается, а страницы переработаны так, что давно стали собственным контентом». Говорят, одно время «Кинопоиск» даже начал приделывать к страницам фильмов плашку «Добавлено пользователем таким-то»,  чтобы избежать обвинений в плагиате.

Но откуда бы ни взялась база «Кинопоиска», ее размер был критически важен для старта. Киношный сайт может быть более или менее пристрастным, может тщательно или не очень отбирать рецензии, но пока о нем мало известно, база решает все — ведь основную часть трафика сайтам про кино приносят поисковики через запросы по фильмам и актерам. «У всех большие заходы с поисковиков, такова наша специфика», — говорит основатель и совладелец Kinomania.ru Владислав Момджян. — У нас это 80–90% трафика. У «Кинопоиска» — примерно 60%. А сайт Alexa.com, анализирующий посещаемость сайтов, показывает: главные слова, приводившие в последнее время людей на «Кинопоиск», — это название приключенческой драмы «Жизнь Пи» и фильм про зомби «Тепло наших тел».

Сайт, который сам себя наполняет, — чем не мечта интернет-стартапера. Вскоре «Кинопоиск» уже получал информацию почти автоматически — от пользователей, прокатчиков, кинотеатров. Оставалось лишь обработать ее с минимальными затратами. При этом, как и на «Википедии», находятся добровольцы, готовые делать это хоть бесплатно. Важно только, чтобы все работало быстро и четко — любители кино не станут ждать и разбираться в сложной структуре. Суханов, человек серьезный и положительный, больше любит говорить о том, что еще на сайте недоделано, но с задачей «чтобы все открывалось» всегда справлялся. «У «Кинопоиска» очень хорошие программисты, — признает, несмотря на обиду, Сергей Аксенов. — У них всегда получалось чуть-чуть быстрее и чуть-чуть лучше, чем у нас».

 

Первые годы «Кинопоиск» жил на деньги своих создателей. Попытались было заработать на продаже дисков через сайт, но не справились с доставкой и стали «витриной» для «Озона», а комиссия для партнеров у этого магазина копеечная. С рекламой поначалу тоже не пошло — дизайн даже не предполагал места для нее, пришлось освобождать правую колонку. Но и после этого торговали по смешным ценам — $100 в неделю за баннер на всех страницах. Как-то Таций обнаружил на «Озоне» телефон агентства-партнера сайта и позвонил. Изучив достижения «Кинопоиска», рекламисты обещали ему $20 000 в месяц в ближайшее время. И сдержали обещание. Для новичка это серьезные деньги: основатели наконец смогли уйти с основной работы.

В 2007-м «Кинопоиск» был уже заметной фигурой Рунета с 1 млн посетителей в месяц. Тут-то и появился инвестор Юрий Мильнер (помимо него сайтом интересовались, говорит Таций, ИД «Собака», Gameland, «Афиша»). «Мильнер сказал: «Издательские дома — трупы, журналы — трупы». Мы поверили, тем более что это предложение было самое щедрое», — рассказывает Таций. За 40% DST Юрия Мильнера и Григория Фингера заплатил $1,2 млн, а в управление по своему обыкновению почти не лез: с Мильнером основатели сайта встречались всего пару раз, с Фингером — больше. На деньги инвестора арендовали офис, увеличили штат до 30 человек, в их числе пять программистов. Посещаемость начала расти быстрее, но сайт оставался убыточным, понемногу тратя мильнеровский миллион.

В 2009-м DST продал свою долю «Кинопоиска» французской AlloCine, которая владеет сайтами о кино во Франции, Китае и еще нескольких странах, а сама принадлежит фонду Tiger Global, который, кстати, примерно тогда же продал DST 15% Mail.ru. «Представители DST говорили, что сделка с нашими 40% была нерыночной, это был какой-то обмен акциями. Кажется, Мильнер еще при покупке нас знал, кому потом продаст», — вспоминает Таций. Ни он, ни участники сделки не стали комментировать ее финансовую сторону.

В начале 2010-го деньги Мильнера закончились. Французы помогли, но не деньгами, а технологиями. Именно они посоветовали «Кинопоиску» тогда еще только рождавшийся рекламный формат «брендирование» — на весь экран разворачивается картинка рекламодателя, а в ее середину встраивается сайт.

 

«Мы первые, кто стал продавать подложки в промышленных масштабах», — говорит Таций. «Брендирование» без скидок стоит у него 300 000 рублей в сутки, а со скидкой, утверждают коллеги Тация и опрошенные Forbes рекламные агентства, 150 000–200 000 рублей. Без «брендирования» «Кинопоиск», по словам Тация, проводит несколько дней в году. «У них на эту рекламу очередь стоит», — говорит Момджян из «Киномании». Собеседники Forbes в нескольких рекламных агентствах утверждают, впрочем, что «брендирование» на «Кинопоиске» используется примерно на 70%. Если брать минимальную оценку, этот формат приносит «Кинопоиску» примерно 38 млн рублей в год. Вдвое меньше доходов дает крупноформатный «супербаннер» в шапке сайта, за который платят посуточно, говорит Таций, в сумме на два «нестандарта» приходится половина доходов от всей статичной рекламы. А 25–30% всех рекламных доходов — видеореклама в трейлерах к фильмам. Всего получается примерно $5 млн. Таций отказался комментировать эту сумму, но его коллеги по рынку согласны с такой оценкой.

Расходы «Кинопоиска» в несколько раз ниже выручки. На зарплату не должно уходить больше $1 млн в год, подсчитывает Момджян из «Киномании», а расходы на «железо» он оценивает в $40 000 в год. Получается, что валовая рентабельность должна быть на уровне 75-80%.

Что дальше? Вырастут ли обороты «Кинопоиска» до десятков миллионов долларов, войдет ли он в составляемый Forbes ежегодно список крупнейших компаний Рунета? Сайты о кино, не показывающие кино, не сулят грандиозных оборотов. Выручка французского сайта группы AlloCine достигла в прошлом году €22 млн, рассказал Forbes Грегуар Лассаль, президент — генеральный директор AlloCine. А AlloCine во Франции первопроходец — они начали еще в 1993-м как служба бронирования билетов по телефону и уже в 1997-м запустили сайт о кино.

Сайты о кино устроены одинаково, на них можно почитать, но нельзя ничего посмотреть. Почему так? Грегуар Лассаль сказал Forbes, что ни в коем случае не будет связываться с показом фильмов онлайн: «Это другая, более масштабная сфера». Здесь посетители проводят не минуты, а часы, на рекламе можно зарабатывать сотни миллионов в год — например, выручка онлайн-кинотеатра Hulu в 2012 году достигла $700 млн. Но зато и необходимые инвестиции исчисляются десятками миллионов.

 

«Пока есть торренты, кинотеатры в интернете — это выброшенные миллионы долларов», — пожимает плечами Таций. У него другой план. Во-первых, больше рекламы в роликах («Людям не нравится, но они должны нас понять»), во-вторых, развивать мобильные версии сайта — именно их «Кинопоиск» рекламировал тот единственный раз, когда заплатил за это деньги («Почему-то «Афиша» согласилась поставить нашу, их конкурента, рекламу. Я бы не стал»).

Еще один план Тация: проникнуть на рынок кино онлайн исподволь, собрав на сайте в специальном разделе все онлайн-кинотеатры (Ivi, Tvigle, Tvzavr и пр.) и дав посетителям возможность поиска сразу всюду — за отчисления «Кинопоиску» от доходов этих порталов. Его медлительность тут на пользу: ни один российский онлайн-кинотеатр пока не стал прибыльным, в то время как «Кинопоиск» — небольшая, но успешная машина по зарабатыванию денег. «Мы были бы рады увеличить наш пакет в «Кинопоиске», но г-н Таций не выразил желания продавать нам дополнительные акции», — вздыхает Грегуар Лассаль из AlloCine.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+