К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Big Tech на суде: чем могут обернуться антимонопольные иски против техногигантов

Фото Michael M. Santiago / Getty Images
Фото Michael M. Santiago / Getty Images
Президент США Джо Байден и его команда считают, что у IT-гигантов слишком много рыночной власти. Не все экономисты и представители судейского сообщества разделяют подобные взгляды, но компаниям из Big Tech будет сложно отбить новое наступление регуляторов, уверен юрист, автор Telegram-канала USlegalnews Игорь Слабых

Судя по исследованию, опубликованному близким к Демократической партии США Вашингтонским центром справедливого роста в 2019 году, в последнее десятилетие американское правительство довольно либерально относилось к слияниям на рынке: в 2010-2018 годах, при росте заявок на поглощения конкурентов на 80%, количество антимонопольных проверок осталось на том же уровне, а число уголовных дел по незаконному ограничению конкуренции в 2018 году стало самым низким с 1990-х. Это можно объяснить доминированием в экономической политике подходов Чикагской школы, считающей, что рынок все расставит по своим местам. Еще одна работа экономистов показывает, что с конца 1990-х годов в более чем 75% отраслей американской экономики увеличилась концентрация бизнеса.

Антимонопольное крыло

Джозеф Байден еще во время предвыборной кампании дал понять, что борьба с монополиями станет одной из главных задач его администрации. 9 июля 2021 года он подписал указ о развитии конкуренции в различных отраслях экономики США. Конечно, не остался без внимания и Big Tech, под которым подразумевается пять компаний: Google (Alphabet), Apple, Facebook, Amazon и Microsoft. Байден поручил Федеральной торговой комиссии (ФТК) и Минюсту разработать новые правила оценки слияний и поглощений, которые не позволят крупным корпорациям покупать небольшие компании только для того, чтобы убить конкурента. Комиссия должна поддержать и конкуренцию в маркетплейсах, где сейчас владельцы площадок легко могут ограничивать доступ конкурентам и продвигать свои аффилированные компании.

Почему Китай ополчился на производителей онлайн-игр и к чему это приведет

 

Конечно, ФТК — независимое агентство, которому президент не может приказывать, к тому же это коллегиальный орган, кроме председателя в него входят четыре члена — два республиканца и два демократа. Но кадровые решения Байдена говорят сами за себя. С его подачи главой ФТК стала 32-летняя Лина Хан, известная своей критикой Big Tech. Хан — последователь движения «Необрандейс»: названного в честь Луиса Брандейса — американского юриста и судьи Верховного суда США, который еще до назначения судьей в 1916 году стал известен как борец с монополиями. Показательной является реакция на назначение Хан со стороны Amazon и Facebook: компании потребовали, чтобы председатель ФТК не участвовала в расследованиях против них, поскольку критическое отношение к техногигантам не позволит ей быть объективной. Еще одно знаковое назначение в команде Байдена — специальный помощник президента по технологиям и конкурентной политике Тим Ву, также известный своим скептическим отношением к монополиям.

Больше, чем бизнес

Работа по исполнению указа Байдена только начинается, но проанализировав имеющиеся у государства претензии к Big Tech, взятые из текущих антимонопольных разбирательств, можно спрогнозировать, в какую сторону пойдут регуляторы.

 

Хороший пример — иски к Facebook, которые были поданы как ФТК, так и прокурорами 46 штатов в конце 2020 года и касались противодействия конкуренции. В них достаточно подробно описывалась история действий Facebook по укреплению собственной монополии, для чего соцсеть или выкупала потенциальных конкурентов, или лишала их доступа к своей инфраструктуре. Instagram Facebook выкупил за $1 млрд в то время, как компания даже не приносила прибыль. Примерно такая же история произошла и с WhatsApp: Facebook опасался, что если WhatsApp решит стать соцсетью, то 400 млн пользователей мессенджера будут легко конвертированы в пользователей социальной сети, особенно если мессенджер выкупит Google, который до этого неудачно попытался запустить свою соцсеть Google+. В итоге WhatsApp был выкуплен за $18 млрд, что вызвало вопросы даже внутри самого Facebook. Среди прочего истцы просили признать факты незаконных действий компании, ограничить право Facebook на новые поглощения в будущем и выделить WhatsApp и Instagram в самостоятельные компании.

Битва экосистем: чему стоит поучиться «Сберу», «Яндексу» и Mail.ru у китайских IT-гигантов

Интересно, что производство по этим искам было прекращено судом в связи с недоказанностью статуса монополиста у Facebook. Но история на этом не закончена, суд готов предоставить истцам второй шанс по этому делу, а антимонопольные иски против Big Teck появляются один за другим. Например, за последний год в отношении Google Генеральной прокуратурой и прокурорами штатов подано как минимум три иска, в том числе, по злоупотреблениям для поддержания монопольного положения в области поисковых запросов и функционирования онлайн-магазина. А генеральный прокурор Округа Колумбия подал антимонопольный иск против Amazon, в котором обвиняет компанию в злоупотреблении монопольным положением и незаконном регулировании цен. На очереди Apple.

 

На уровне штатов тоже видны попытки усилить антимонопольное регулирование. Например, Нью-Йорк намерен принять Антимонопольный закон XXI века (21st Century Antitrust Act), который должен четко определить — что является нарушением антимонопольного законодательства. Предполагается, что это упростит подачу исков к крупным компаниям и существенно облегчит доказывание по антимонопольным делам.

«Закон об интернет-заложниках»: чем новая инициатива депутатов грозит зарубежным и российским ИТ-компаниям

Прокурор Огайо решил подступиться к техногигантам с другой стороны: он подал иск, требуя признать Google компанией, оказывающей публичные услуги (как железные дороги или водоканал). Если иск будет удовлетворен, Google перестанет быть «просто частной компанией», что откроет новые возможности в регулировании работы компании федеральным правительством и властями штатов.

Даже недавние иски Дональда Трампа к Facebook, Twitter и YouTube, хотя они и похожи больше на пиар-ход и вряд ли переживут первую стадию рассмотрения, составлены в той же логике: IT-гиганты — больше чем просто частные компании, в действия которых государство вмешиваться не должно.

Линии защиты

Понятно, что более жесткие правила антимонопольного регулирования, которые подготовят ФТК и Минюст, как и отказ в одобрении конкретных слияний, будут оспорены в суде и вполне может найтись судья, считающий, что в решение рыночных игроков лучше не вмешиваться. В современной американской юриспруденции достаточно много последователей известного судьи Роберта Борка, автора книги «Антимонопольный парадокс». Он отмечал, что корпоративные слияния и поглощения благотворно влияют на положение потребителей, поэтому суду в большинстве случае не следует ограничивать развитие монополий. Роджер Блейр и Дэниэл Сокол из Университета Флорида еще в 2012 году отмечали, что эта книга 18 раз благосклонно цитировалась Верховным судом США и более 180 раз федеральными судами.

 

Подобные настроения, в сочетании с лоббистскими возможностями бизнеса, могут затормозить наступление государства на Big Tech. Можно вспомнить антимонопольные войны американского правительства с Microsoft: иски Минюста с требованиями разделить компанию были поданы в 1998 году, а мировое соглашение, в целом выгодное Microsoft, было подписано лишь в 2004-м. Сейчас государство, по большому счету, только начинает бороться с доминированием «большой пятерки» и процесс вряд ли будет быстрым. И все же, с учетом четкой позиции действующей администрации, велик шанс, что регулирование IT-гигантов будет ужесточено. Другой вопрос — пойдет ли это на пользу американской экономике и обществу.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+