Почему Китай ополчился на производителей онлайн-игр и к чему это приведет
Что случилось?
Государственное китайское СМИ Economic Information Daily рассказало о зависимости детей от онлайн-игр и сравнило их с наркотиками. Инвесторы сочли это признаком скорых регуляторных ограничений на игровом рынке, что привело к обвалу акций компаний в этой нише.
Что это значит?
Авторы китайской статьи назвали видеоигры «духовным опиумом» и сравнили их с цифровыми наркотиками. По их мнению, власти должны дополнительно регулировать рынок игр, чтобы избежать дальнейшего негативного воздействия на детей и не позволить «уничтожить поколение». Разработчики должны ограничить время, которые дети могут проводить в играх, отметили авторы статьи. Вскоре после публикации статья была удалена.
Суверенный дракон: почему китайские IT-компании столкнулись с давлением властей
Инвесторы Tencent (владеет разработчиками League of Legends, Clash of Clans и других игр) сочли публикацию сигналом к возможным новым регуляторным ограничениям в игровой индустрии. После публикации статьи Tencent объявила о собственных новых ограничениях — компания планирует запретить детям до 12 лет совершать внутриигровые покупки и сократить лимит на игры для несовершеннолетних до одного часа в будние дни (было полтора часа) и до двух часов в выходные и праздники (было три часа).
Действующие ограничения были введены еще в 2019 году. Для реализации этих ограничений Tencent встроила в некоторые игры обязательную систему распознавания лиц. Она анализирует, кто именно запустил игру, и проверяет, сколько времени он уже потратил на игры в течение дня.
Зачем мне это знать?
Крупным планом
Китайский рынок видеоигр является крупнейшим в мире. В первом полугодии 2021-го выручка игровой индустрии Китая превысила 150 млрд юаней (около $23,17 млрд), что на 7,89% выше аналогичного показателя прошлого года, сообщили в агентстве Синьхуа. Выручка Tencent от онлайн-игр по итогам 2020 года составила примерно $23,8 млрд, а чистая выручка NetEase — около $11,3 млрд.
Битва экосистем: чему стоит поучиться «Сберу», «Яндексу» и Mail.ru у китайских IT-гигантов
Аналитик «БКС Мир инвестиций» Денис Буйволов рассказал, что на КНР приходится 24% выручки мирового рынка видеоигр, при этом число игроков в стране по итогам 2020 года составило 665 млн. Аналитическая компания Niko Partners прогнозировала, что к 2022 году количество геймеров в Китае превысит 1 млрд человек.
Китайский рынок — один из приоритетных для игровых издателей, однако фактически попасть на него непросто: для получения лицензии от регулятора игра должна соответствовать китайским ценностям. Для этого разработчикам иногда приходится создавать специальные версии игр для Китая. При этом китайские игровые компании активно выходят за рубеж, в том числе покупая иностранные студии разработки. За первое полугодие 2021 года Tencent совершила свыше 50 сделок по покупке игровых студий на сумму более $800 млн, сообщает InvestGame.
Для инвестора
На Гонконгской бирже стоимость акций компании Tencent в течение дня снижалась более чем на 10%, однако позднее скорректировалась до 6%. Еще сильнее снижалась стоимость акций компании NetEase (разработчик игр Fantasy Westward Journey, Knives Out и других) — более чем на 15%, к закрытию площадки падение сократилось до 7,8%. На фоне китайского обвала также снизилась стоимость акций и зарубежных разработчиков игр, таких как Activision Blizzard (на 3%), Ubisoft (на 3,9%), Embracer Group (на 4%). На Санкт-Петербургской бирже акции NetEase подешевели на 11%.
Из-за действий китайских властей акции китайских компаний падают уже продолжительное время. В течение июля Tencent потеряла 23,4% стоимости акций, ее капитализация снизилась на $170 млрд, что стало худшим результатом в мире.
Война под колпаком: зачем разработчик World of Tanks собирает данные пользователей
Китайские власти обвинили Tencent в нарушении антимонопольного законодательства на музыкальном онлайн-рынке и потребовали отказаться от эксклюзивных прав на лицензирование музыки. Вскоре после этого мессенджер WeChat временно приостановил регистрацию новых пользователей из-за обновлений технологий безопасности в соответствии с требованиями китайских властей.
Инвесторы продолжат переоценивать риски инвестиций в акции игровых компаний, причем не только китайских, считает инвестиционный стратег «ВТБ Мои Инвестиции» Станислав Клещев. «Принимая во внимание масштабы китайского рынка, любые ограничения в сфере компьютерных игр будут негативно отражаться на глобальных производителях компьютерных игр и консолей», — отметил он.
Эффект высокой базы: почему отчетность Mail.ru Group не обрадовала инвесторов
Клещев допустил новый раунд ужесточений требований к игровым компаниям, поскольку довольно часто редакционные статьи в китайских государственных СМИ транслируют идеи, которые активно прорабатывают власти страны. По данным Tencent, в 2020 году на долю пользователей возрастом менее 18 лет приходилось лишь 6% его выручки от игрового сегмента, и сокращение этой доли не будет критичным для бизнес-модели компании, однако более масштабные ограничения в индустрии могут стать существенными для инвестиционных перспектив, пояснил Клещев.
Возможные новые ограничения скажутся не только на китайском рынке видеоигр, но и на мировом рынке, считает Денис Буйволов. Он пояснил, что мировые крупнейшие издатели, такие как Activision Blizzard и Electronic Arts, ведут свой бизнес в Китае через Tencent и NetEase. Поэтому если появятся новые ограничения, то это скажется и на выручке зарубежных игроков.
Он добавил, что несмотря на то, что Tencent и NetEase сейчас торгуются ниже своих средних исторических мультипликаторов, соотношение потенциальной доходности и риска в данных акциях хуже, чем у других игроков на рынке. «Кроме того, бизнес социальных сетей Tencent и онлайн-образования NetEase также находится под давлением китайских властей, что не делает эти акции более привлекательными», — отметил он.