К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Почему Китай ополчился на производителей онлайн-игр и к чему это приведет

Фото Qilai Shen / Bloomberg via Getty Images
Фото Qilai Shen / Bloomberg via Getty Images
После публикации в государственном китайском СМИ акции одних из крупнейших в мире игровых компаний Tencent и NetEase упали более чем на 10%

Что случилось?

Государственное китайское СМИ Economic Information Daily рассказало о зависимости детей от онлайн-игр и сравнило их с наркотиками. Инвесторы сочли это признаком скорых регуляторных ограничений на игровом рынке, что привело к обвалу акций компаний в этой нише.

Что это значит?

Авторы китайской статьи назвали видеоигры «духовным опиумом» и сравнили их с цифровыми наркотиками. По их мнению, власти должны дополнительно регулировать рынок игр, чтобы избежать дальнейшего негативного воздействия на детей и не позволить «уничтожить поколение». Разработчики должны ограничить время, которые дети могут проводить в играх, отметили авторы статьи. Вскоре после публикации статья была удалена.

Суверенный дракон: почему китайские IT-компании столкнулись с давлением властей

 

Инвесторы Tencent (владеет разработчиками League of Legends, Clash of Clans и других игр) сочли публикацию сигналом к возможным новым регуляторным ограничениям в игровой индустрии. После публикации статьи Tencent объявила о собственных новых ограничениях — компания планирует запретить детям до 12 лет совершать внутриигровые покупки и сократить лимит на игры для несовершеннолетних до одного часа в будние дни (было полтора часа) и до двух часов в выходные и праздники (было три часа).

Действующие ограничения были введены еще в 2019 году. Для реализации этих ограничений Tencent встроила в некоторые игры обязательную систему распознавания лиц. Она анализирует, кто именно запустил игру, и проверяет, сколько времени он уже потратил на игры в течение дня.

 

Зачем мне это знать?

Крупным планом

Китайский рынок видеоигр является крупнейшим в мире. В первом полугодии 2021-го выручка игровой индустрии Китая превысила 150 млрд юаней (около $23,17 млрд), что на 7,89% выше аналогичного показателя прошлого года, сообщили в агентстве Синьхуа. Выручка Tencent от онлайн-игр по итогам 2020 года составила примерно $23,8 млрд, а чистая выручка NetEase — около $11,3 млрд.

Битва экосистем: чему стоит поучиться «Сберу», «Яндексу» и Mail.ru у китайских IT-гигантов

 

Аналитик «БКС Мир инвестиций» Денис Буйволов рассказал, что на КНР приходится 24% выручки мирового рынка видеоигр, при этом число игроков в стране по итогам 2020 года составило 665 млн. Аналитическая компания Niko Partners прогнозировала, что к 2022 году количество геймеров в Китае превысит 1 млрд человек. 

Китайский рынок — один из приоритетных для игровых издателей, однако фактически попасть на него непросто: для получения лицензии от регулятора игра должна соответствовать китайским ценностям. Для этого разработчикам иногда приходится создавать специальные версии игр для Китая. При этом китайские игровые компании активно выходят за рубеж, в том числе покупая иностранные студии разработки. За первое полугодие 2021 года Tencent совершила свыше 50 сделок по покупке игровых студий на сумму более $800 млн, сообщает InvestGame.

Для инвестора

На Гонконгской бирже стоимость акций компании Tencent в течение дня снижалась более чем на 10%, однако позднее скорректировалась до 6%. Еще сильнее снижалась стоимость акций компании NetEase (разработчик игр Fantasy Westward Journey, Knives Out и других) — более чем на 15%, к закрытию площадки падение сократилось до 7,8%. На фоне китайского обвала также снизилась стоимость акций и зарубежных разработчиков игр, таких как Activision Blizzard (на 3%), Ubisoft (на 3,9%), Embracer Group (на 4%). На Санкт-Петербургской бирже акции NetEase подешевели на 11%.

Из-за действий китайских властей акции китайских компаний падают уже продолжительное время. В течение июля Tencent потеряла 23,4% стоимости акций, ее капитализация снизилась на $170 млрд, что стало худшим результатом в мире.

 

Война под колпаком: зачем разработчик World of Tanks собирает данные пользователей

Китайские власти обвинили Tencent в нарушении антимонопольного законодательства на музыкальном онлайн-рынке и потребовали отказаться от эксклюзивных прав на лицензирование музыки. Вскоре после этого мессенджер WeChat временно приостановил регистрацию новых пользователей из-за обновлений технологий безопасности в соответствии с требованиями китайских властей.

Инвесторы продолжат переоценивать риски инвестиций в акции игровых компаний, причем не только китайских, считает инвестиционный стратег «ВТБ Мои Инвестиции» Станислав Клещев. «Принимая во внимание масштабы китайского рынка, любые ограничения в сфере компьютерных игр будут негативно отражаться на глобальных производителях компьютерных игр и консолей», — отметил он.

Эффект высокой базы: почему отчетность Mail.ru Group не обрадовала инвесторов

 

Клещев допустил новый раунд ужесточений требований к игровым компаниям, поскольку довольно часто редакционные статьи в китайских государственных СМИ транслируют идеи, которые активно прорабатывают власти страны. По данным Tencent, в 2020 году на долю пользователей возрастом менее 18 лет приходилось лишь 6% его выручки от игрового сегмента, и сокращение этой доли не будет критичным для бизнес-модели компании, однако более масштабные ограничения в индустрии могут стать существенными для инвестиционных перспектив, пояснил Клещев.

Возможные новые ограничения скажутся не только на китайском рынке видеоигр, но и на мировом рынке, считает Денис Буйволов. Он пояснил, что мировые крупнейшие издатели, такие как Activision Blizzard и Electronic Arts, ведут свой бизнес в Китае через Tencent и NetEase. Поэтому если появятся новые ограничения, то это скажется и на выручке зарубежных игроков.

Он добавил, что несмотря на то, что Tencent и NetEase сейчас торгуются ниже своих средних исторических мультипликаторов, соотношение потенциальной доходности и риска в данных акциях хуже, чем у других игроков на рынке. «Кроме того, бизнес социальных сетей Tencent и онлайн-образования NetEase также находится под давлением китайских властей, что не делает эти акции более привлекательными», — отметил он.

Уроки китайского: как КНР стала заповедником единорогов

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+