«Национальный совет такси» пожаловался Путину на агрегатор DiDi из-за угрозы безопасности России
Угроза данным
В понедельник, 12 июля, ассоциация «Национальный совет такси», которая объединяет более 50 некоммерческих организаций такси в регионах, отправила письмо Владимиру Путину, в котором пожаловалась на работу китайского агрегатора такси DiDi. Письмо есть в распоряжении Forbes, его подлинность подтвердил отправитель. Компания DiDi собирает информацию о передвижении пользователей приложения в реальном времени и обрабатывает эти данные за рубежом, говорится в письме, которое подписала исполнительный директор ассоциации Наталия Лозинская. Китайский агрегатор собирает большой объем картографических и персональных данных, которые вместе с геопозицинированием и «уникальной опознавательной информацией о мобильном устройстве» представляют интерес для разведывательных служб иностранных государств, говорится в документе.
Через DiDi заказывают такси госслужащие, сотрудники правоохранительных органов и военных ведомств, а также гражданские, работающие на режимных объектах (например, на объектах МВД и предприятиях энергетического комплекса), говорится в письме. Из-за этого появляется высокий риск несанкционированного вывода DiDi собранной информации за рубеж, что повлечет за собой ослабление обороноспособности и безопасности России, предупреждает Лозинская.
В правилах обработки персональных данных российской «дочки» DiDi «Диди Мобилити РУС» указано, что компания будет хранить собранную информацию на серверах на территории России, а если их нужно будет передать за рубеж, то у пользователей необходимо получить дополнительное согласие. Однако, по мнению автора письма, это положение «формально и никем не контролируется». Лозинская указывает, что агрегатор вправе передавать собранные данные внутри группы компаний, поэтому она опасается, что эти сведения получат не только коммерческие партнеры, но и инвесторы DiDi — фонд Sequoia Capital, IT-гигант Tencent, SoftBank, фонд General Atlantic и компания Toyota Motor.
В DiDi заявили, что не видят оснований для подобной жалобы. «Неприкосновенность частной жизни, равно как и защита персональных данных и информации, относящейся к бизнес-процессам — важнейший приоритет для DiDi», — рассказала Forbes пиар-директор DiDi в России, Восточной Европе и Центральной Азии Ирина Гущина. Она добавила, что персональные данные пользователей в России обрабатываются и хранятся в соответствии с законодательством и действующими правилами конфиденциальности, их используют только с согласия пользователей.
Рынок такси сейчас высококонкурентный, и это приводит к значительному снижению цены поездки и, как следствие, не позволяет сделать сами перевозки более «цивилизованными» в эконом-сегменте, считает гендиректор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. Приход каждого нового игрока невыгоден: в каждом городе в агрегаторах работают одни и те же люди (свыше 50% водителей используют более одного приложения), и новые игроки на рынке могут переманивать их на свои заказы, предлагая лучшую цену, отмечает Кусков. «Непонятно, почему граждане должны отказываться от дешевых и качественных услуг, учитывая, что качество перевозок у российских агрегаторов иногда сильно хуже», — рассуждает эксперт.
Оливки в номер: как экосистемы следят за нами и зачем они это делают
Международные проблемы
Агрегатор такси DiDi испытывает сложности и на родине, в Китае. После того, как сервис провел IPO на Нью-Йоркской бирже и привлек $4,4 млрд, китайский интернет-регулятор начал проверку компании и запретил на это время регистрировать в сервисе новых пользователей. Затем регулятор потребовал удалить приложение DiDi из всех магазинов, работающих в Китае, из-за нарушения компании в сфере сбора и использования персональных данных. По данным Bloomberg, власти Китая хотят ужесточить правила выхода местных компаний на IPO за пределами КНР.
Ранее «Национальный совет такси» обратился с жалобой на DiDi в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), сообщал РБК. Китайский агрегатор применяет агрессивную маркетинговую стратегию, которая наносит вред участникам рынка, писала ассоциация. DiDi, имея значительные финансовые ресурсы, предоставляет как водителям такси, так и пассажирам субсидии — например, скидки, которые снижают цену поездок до уровня ниже рыночной, говорилось в жалобе для ФАС.
В начале июня глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что на ПМЭФ несколько раз обсуждался вопрос ограничения работы в России китайских сервисов такси. Депутат Александр Хинштейн заявил также на форуме, что «нужно подумать, что делать, чтобы иностранные сервисы в сфере такси не захватывали рынок демпингом цены».
После выхода DiDi на российский рынок в 2020 году аналитики Goldman Sachs отмечали в записке для инвесторов (есть у Forbes), что в краткосрочной перспективе появление нового игрока негативно отразится на действующих игроках рынка в регионах присутствия DiDi. Еще более негативное влияние это окажет на небольших представителей отрасли, «у которых менее лояльная и более чувствительная к ценам клиентская база». Крупные игроки смогут защитить свою долю на рынке за счет развития нескольких приложений (Яндекс Go и Uber, «Ситимобил» и VK Taxi), высокой узнаваемости брендов и лояльности пользователей, собственных навигационных технологий, а также беспилотного транспорта от «Яндекса», указано в отчете.
Выход через офшоры: опасно ли инвестировать в китайские IPO
Китайский агрегатор такси Didi сначала запустился в Казани. Сейчас сервис работает в 36 городах России, а в течение 2021 года планирует начать работать в ста городах. В марте 2021 года DiDi сообщил, что к сервису уже подключено более 116 000 водителей из 4 000 таксопарков, при этом с момента запуска сервиса им воспользовались более 2 млн пассажиров, совершив 11 млн поездок.
Forbes отправил запросы в Совбез и «Яндекс». «Ситимобил» отказался от комментариев.