К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Выход через офшоры: опасно ли инвестировать в китайские IPO

Фото VCG via Getty Images
Фото VCG via Getty Images
Крупнейшие китайские компании — Weibo, Tencent, Alibaba — успешно выходили на биржу в США, используя лазейки в законодательстве своей страны. Теперь власти Китая хотят изменить правила выхода местных компаний на IPO. Они начали проверку сервиса заказа такси DiDi, который недавно стал публичным в США, и заставили крупнейшую аудио-платформу страны Ximalaya отказаться от идеи листинга за пределами КНР. С какими рисками столкнуться инвесторы в китайские компании?

Власти Китая больше не хотят, чтобы местные компании проводили IPO на зарубежных биржах. Крупнейшая китайская платформа для подкастинга Ximalaya уже отказалась от планов размещать свои акции в США и вместо этого выбрала Гонконгскую биржу. А акции сервиса заказа такси DiDi рухнули на 11% сразу после успешного размещения на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) из-за требований китайского регулятора удалить его приложение из магазинов. Опасно ли инвестировать в IPO китайских компаний?

Последнее IPO

Сервис заказа такси DiDi стал одной из последних китайских компаний, которые провели листинг за пределами КНР. DiDi, который готовился к IPO несколько лет, вышел на биржу NYSE 30 июня 2021 года и привлек $4,4 млрд. Компания продала 317 млн акций по $14 — верхней границе заявленного ценового диапазона. Таким образом, в рамках IPO инвесторы оценили компанию в $67 млрд, а с учетом конвертации бондов и реализации опционов рыночная стоимость DiDi может превысить $70 млрд, писал The Wall Street Journal со ссылкой на источники. По данным Bloomberg, это второе по величине размещение китайской компании в США после Alibaba, которая привлекла $25 млрд на IPO в 2014 году.

Однако уже через два дня после успешного листинга акции DiDi рухнули почти на 11%. Китайский интернет-регулятор — Управление по вопросам киберпространства — начал проверку компании и запретил на это время регистрировать в сервисе новых пользователей. Цель проверки — защита национальной безопасности, заявил регулятор. 5 июля интернет-регулятор потребовал удалить приложение DiDi из всех магазинов, работающих в США. Поводом для расследования стало «серьезное нарушение компанией законодательства в сфере сбора и использования персональных данных», заявило Управление.

 

«Наше поколение — самое везучее»: что сказал Джек Ма на прощание сотрудникам Alibaba

Эти меры привели к тому, что акции DiDi на открытии торгов в США 6 июля упали на 25% — цена акции составила $11,97, а в день листинга ее стоимость доходила до $16,65 за бумагу.

 

Издание Bloomberg сообщило 7 июля со ссылкой на источники, что власти Китая планируют изменить правила выхода местных компаний на IPO за границей. Практически каждая крупная китайская интернет-компания регистрировала структуру в офшоре — часто на Каймановых островах. Это позволяло обойти барьеры, установленные китайским регулятором и привлечь перед IPO деньги от зарубежных инвесторов. Если власти введут новые правила, то китайские компании не смогут без одобрения Пекина выходить на биржи в США или в Гонконге.

Сразу после этих новостей самое популярное китайское фитнес-приложение LinkDoc Technology в последний момент отказалось от планов провести первичное размещение акций на американской бирже Nasdaq, несмотря на уже закрытую книга заявок. LinkDoc подала заявку на IPO в июне, компания планировала продать в ходе IPO 10,8 млн акций по цене от $17,50 до $19,50 за бумагу. LinkDoc Technology — первая китайская компания, которая отложила первичное размещение из-за китайского регулятора, пишет Reuters.

«Любите правительство, но не вступайте с ним в брак»: почему Джек Ма вдохновляет предпринимателей и раздражает политиков

 

По данным Financial Times, крупнейшая платформа для подкастинга в Китае Ximalaya также отказалась от IPO в США. В мае 2021 года агентство Reuters сообщало, что власти Китая настаивали, чтобы Ximalaya провела IPO не в США, а в Гонконге. Опасения Пекина вызывает тот факт, что регулятор США получит доступ к большому количеству аудиторских документов китайской компании, которые содержат пользовательские и другие данные, писало агентство.

По данным аналитической компании Refinitiv, в 2021 году на биржах в США разместили акции 34 китайские компании, включая DiDi. Они привлекли рекордное количество средств — $12,5 млрд. Reuters пишет, что восемь китайских компаний подали заявки в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) на проведение IPO до конца 2021 года — например, платформа, где можно заказать уборку Daojia Ltd и гостиничная сеть Atour Lifestyle Holdings.

Риски инвесторов

«Мы инвестировали в китайские компании, которые торговались на Nasdaq в 2020-м и 2021 году», — рассказал Forbes заместитель гендиректора по активным операциям «Велес Капитал» Евгений Шиленков. По его словам, среди этих компаний были те, которые размещались удачно с точки зрения прибыли, и, как американские компании, торговались в плюс. Однако давление со стороны регулятора на китайские компании, которые размещаются в США, действительно существует, согласен Шиленков.

В Китае есть свои площадки, а позиция властей такова, что местная компания, которая делает бизнес в своей стране, там и должна размещаться, отметил он. В ИТ-сфере есть определенная война технологий, отношения у США и КНР напряженные, продолжает Шиленков: «Китайские власти считают, что компании богатеют на китайцах, производя технику дома и продавая ее за рубеж». 

Китайское IPO точно будет нести больше рисков, чем американское, европейское или даже российское, говорит директор департамента по работе с акциями «Системы Капитал» Никита Емельянов. На это есть три причины, указывает он: низкий уровень раскрытия информации у китайский компаний, специфика самих компаний и регуляторные риски. 

 

Мода на IPO: на чем могут погореть частные инвестор

Китайские компании, которые выходят на IPO, почти всегда ориентированы на внутренний рынок и другие развивающиеся рынки, говорит Емельянов. Данных, позволяющих оценить перспективы таких рынков, не так много, по сравнению с развитыми странами (темпы роста, конкуренция, особенности законодательства), сетует он. Это усложняет процесс оценки справедливой стоимости, объясняет Емельянов. 

Кроме того, китайские власти очень болезненно делятся контролем с зарубежными инвесторами в крупнейших компаниях, добавляет он. «Они как бы говорят: «Мы годами защищали внутренний рынок от глобальных игроков и дали вам возможность расти без конкурентов не для того, чтобы вы вот так продавались зарубежным инвесторам»,  говорит аналитик. По его словам, китайские власти не волнует падение акций компаний: «От этого страдают зарубежные (преимущественно американские) инвесторы, основатели компаний, немного сами компании, а вот рядовые китайцы этого не замечают».

IPO с нулевой суммой: кто платит за праздник доходностей на рынке первичных размещений

 

Чаще всего иностранные инвесторы покупают акции не самих китайских компаний, а американские депозитарные расписки (ADR) в так называемых организациях с переменной долей участия (Variable Interest Entities), объясняет партнер Capital Lab Евгений Шатов. Риск заключается в том, что инвестор, по сути, не обладает правами ни на какие активы компании, говорит эксперт. 

Например, Alibaba использует структуру VIE, позволяющую иностранцам покупать акции VIE в Alibaba на NYSE. Акционеры компании через американские депозитарные акции владеют долей в Alibaba Group Holding Limited, зарегистрированной в офшоре на Каймановых островах. У этой компании есть контракт на получение прибыли от головной Alibaba. Но у акционеров нет доли в активах Alibaba, зарегистрированной в Китае, говорит Шиленков.

В случае форс-мажорной ситуации (например, войны санкций между США и Китаем) инвестор в ADR может внезапно оказаться владельцем компании-пустышки, предупреждает партнер Capital Lab. Он добавляет, что этот риск актуален для всех компаний из развивающихся стран. Как правило, в таких странах достаточно слабые суды, отмечает Шатов: «Они не способны защитить иностранных инвесторов от произвола властей или местных игроков со связями».

Уроки китайского: как КНР стала заповедником единорогов

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+