К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Отыграть падение: как компания Fastly «положила» интернет и заработала на этом

Фото Leon Neal / Getty Images
Фото Leon Neal / Getty Images
8 июня в течение часа не работали крупнейшие зарубежные издания, сервисы и онлайн-платформы из-за программного сбоя у облачного провайдера Fastly. Несмотря на поломку, акции компании росли на премаркете на 10% на следующий день. Это может быть связано с ее частым упоминанием в прессе и возможным вниманием инвесторов-новичков с Reddit, полагают аналитики.

Во вторник, 8 июня, на сервисе Downdetector началась активность — пользователи зарубежных крупных сайтов и онлайн-платформ жаловались на сбои в их работе. Не открывались сайты CNN, The New York Times, Financial Times, американского Forbes, британской The Guardian и французской Le Monde. Неполадки в работе случились и у соцсетей — Twitter, Reddit, Twitch, также пострадала работа сервисов Github и Spotify. Виноватым в сбое оказался американский поставщик облачных решений Fastly. 

Около 13:00 (мск) на сайте Fastly появилось сообщение о проблемах в работе. Всего сбой длился около часа и по данным компании затронул Азиатско-Тихоокеанский регион, США и Европу. Уже к 14:00 Fastly сообщила, что устранила неполадки, однако предупредила, что клиенты могут по-прежнему испытывать проблемы из-за увеличения нагрузки. 9 июня стало известно, что в программном обеспечении CDN возникла ошибка, когда один из ее клиентов изменил свои настройки. В день поломки сервиса акции Fastly упали на 6% с $51,2 до $48,6 за штуку, а уже 9 июня они росли на премаркете на 10%. 

Как компании удалось отыграть падение?

 

Эффективная компания

Fastly — это CDN-провайдер, созданный в 2011 году. CDN-провайдер (от Content Delivery Network — с англ. «сеть доставки контента») — это один из ключевых элементов интернет-инфраструктуры компаний, который помогает ускорять загрузку веб-страниц. Fastly по требованию клиентов обеспечивает сетевой доступ к общим вычислительным ресурсам (например, к сетям передачи данных, серверам, приложениям и сервисам). Среди главных продуктов и услуг компании — облачная платформа Fastly Edge, CDN, оптимизация изображений, доставка потокового мультимедиа-контента — онлайн-видеотрансляции на высокой скорости. 

Компанию основал Артур Бергман, который до 2011 года занимал должность технического директора бесплатного хостинга Wikia. В 2014 году Fastly привлекла $40 млн инвестиций от фондов August Capital, Battery Ventures, O'Reilly AlphaTech Ventures и Amplify Partners, а также IDG Ventures. Fastly отличается от конкурентов тем, что размещает контент клиентов на более быстрых твердотельных накопителях, объяснял основатель компании в интервью VentureBeat. Такие накопители дороже, но работают быстрее и обладают более высокой производительностью, говорит Бергман.

 

Время традиционных ценностей: почему не стоит инвестировать в акции технологических компаний США и куда вложить деньги

Сейчас Fastly работает на всех материках, кроме Антарктиды. По данным на 2020 год, в штате компании работают чуть больше 900 сотрудников. В 2020 году ее выручка выросла год к году на 45% до $291 млн, а убыток увеличился на 54% до $96 млн. С момента IPO в 2019 году компания увеличила штат на 30%, однако для такой организации это все равно небольшой коллектив, считает сооснователь сети доставки контента CDNVideo Ярослав Городецкий. «С начала пандемии трафик через сети CDN только рос. Это происходит из-за того, что люди, а за ними и компании, мигрировали в интернет. При рекордном трафике у системы CDN могут появляться ошибки, с которыми компания-оператор ранее не сталкивалась. Поэтому операторам CDN нужно всегда иметь запас по полосе пропускания и по человеческим ресурсам, а Fastly, согласно публичной информации, старался быть очень эффективной компанией с минимальным штатом, что возможно, компанию и подвело», — рассуждает Городецкий.

«Нервные» акции 

В мае 2019 года Fastly вышла на Нью-Йоркскую биржу под тикером FSLY. Компания разместила 11,3 млн акций по цене в $16. Общий объем IPO составил $180 млн. В первый же день торгов акции компании выросли почти на 50% — до $23,9, писал CNBC. Таким образом, компания заработала около $270 млн. По итогам первого года на бирже акции компании стоили около $40, что в 2,5 раза выше от изначальной цены в $16. С начала 2021 года акции Fastly потеряли около 30% — они опустились в цене с $90 до $57. В первые часы после сбоя акции компании сначала потеряли 5%, но затем до конца дня выросли на 12%, до $57 за штуку.

 

Акции Fastly стали бенефициарами пандемии коронавируса и режима самоизляции, поэтому в 2020 году они выросли в пять раз и стали очень дорогими, говорит ведущий аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. Это сделало их неустойчивыми, указывает Делицын: с февраля 2021 года акции потеряли почти половину своей стоимости и сейчас находятся «на дне». После этого акции становятся «нервными», продолжает эксперт, они могут быстро расти, если много инвесторов решили, что они «на дне». «В связи со сбоем в работе компанию часто упоминали в прессе и вместе с Fastly упоминали ее клиентов — крупные известные компании, в том числе СМИ. Медиа-ресурсы указывали на своих сайтах, что они не работали из-за Fastly. Соответственно, системы, которые интегрируют торговлю акций с новостями, скорее всего, на это среагировали и дали сигнал на покупку», — объясняет Делицын всплеск роста Fastly на премаркете 9 июня на 10%.

Обычно, когда крупные сервисы временно выходят из строя, акции соответствующих компаний, хоть и снижаются, но не сильно, говорит директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Никита Емельянов. «Сильных распродаж акций Fastly вчера ждать не стоило. Однако причин для роста было еще меньше», — подчеркивает он. Единственное за что можно зацепиться — это список интернет-сервисов, которые пострадали из-за сбоев у Fastly, рассуждает эксперт. Не про все компании было известно, что они являются клиентами Fastly, но такая информация не тянет на рост акций на 10%, говорит Емельянов.

«Люди превращают фондовый рынок в поле сражения»: чем грозит новый разгон акций инвесторов с Reddit

Он предполагает, что рост акций Fastly имеет ту же природу, что и рост акций Appian, ContextLogic и некоторых других компаний, которые связывают с инвесторами с Reddit.  «Fastly хорошо соответствуют типичному профилю компаний, акции которых разгоняют (или как минимум активно обсуждают) участники комьюнити WallStreetBets: они прилично падали последнее время, там есть яркая долгосрочная идея, которая хорошо «заходит» розничному инвестору и приличный объем открытых коротких позиций — больше 20% от free float, по последним данным», — сказал Емельянов.

По его словам, динамика акций Fastly в понедельник-вторник отлично коррелирует с динамикой акций Appian, ContextLogic, Clover Health. «С другой стороны, акции Cloudflare — главного конкурента Fastly — вчера выросли относительно слабо, всего на 4%. Хотя если кто и является бенефициаром проблем Fastly, так это их прямые конкуренты», — подытожил эксперт.

 

Советы инвесторов: о принципах, табу и криптоэкономике

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+