Ради спасения планеты: как биотех-стартап Zymergen провел IPO и зачем ему это нужно
На протяжении последних лет наблюдается стремительное развитие синтетической биологии. 22 апреля компании Zymergen представился шанс проверить, насколько интересно представителям фондового рынка это новое направление в науке. В ходе IPO Zymergen привлекла $500 млн. В этой связи ожидается, что инвесторы оценят стоимость компании более чем в $3 млрд.
«Символично, что мы проводим IPO в День Земли, — рассказывает основатель и генеральный директор Zymergen Джош Хоффман в интервью Forbes в рамках утренней видеоконференции. — Нам немного повезло, но я очень доволен. Это действительно круто».
Ранее 50-летний Джош Хоффман работал в консалтинговой компании McKinsey и в банке Ротшильдов. Он основал Zymergen в 2013 году совместно с двумя бывшими топ-менеджерами компании Amyris: 46-летним Заком Сербером, ныне директором по научной работе, и 43-летним Джедом Дином, который сейчас занимает должность вице-президента по операционной деятельности и инженерным разработкам. Основатели Zymergen выбрали необычное название для своей компании. Оно представляет собой комбинацию слов zymurgy (с англ. —«зимология», или наука о ферментах), merge (с англ. «сливаться») и genomics (с англ. «геномика»). Штаб-квартира Zymergen расположена в калифорнийском городе Эмеривилл, который считается колыбелью биотехнологических стартапов. Ученые из Zymergen занимаются ферментацией молекул, которые могут войти в состав промышленных покрытий, репеллентов для борьбы с насекомыми и многих других продуктов.
Zymergen — одна из многих компаний, которая работает на стыке биологии, машинного обучения и робототехники, чтобы изменить подход к процессам производства вещей. Хотя инвесторы в течение долгих лет не обращали внимания на подобные компании, сейчас они начали активно интересоваться ими. Сообщается, что биотехнологическая компания Gingko Bioworks, о которой Forbes подробно рассказал в 2019 году, рассматривает возможность выхода на биржу без IPO с помощью SPAC-компании. Приблизительная стоимость сделки оценивается более чем в $20 млрд.
Первым продуктом Zymergen стала прозрачная полимерная пленка под названием Hyaline, предназначенная для защиты экранов смартфонов и других гаджетов. Сейчас компания разрабатывает еще 10 продуктов — не только для электроники, но и для личной гигиены и сельского хозяйства. Представители Zymergen оценивают размер потенциальной рыночной ниши в $1,2 трлн. «Это не значит, что объем наших продаж когда-либо составит $1,2 трлн, давайте не будем преувеличивать. Речь идет скорее о продажах всех категорий товаров в этой нише в целом», — рассказывает Хоффман. «Мы пытаемся создавать более качественные товары из разных отраслей экономики и менять производство. Нам еще многое предстоит сделать», — добавляет генеральный директор Zymergen.
Тем не менее, это игра вдолгую. Хотя еще до IPO компания Zymergen привлекла более $1 млрд от инвесторов вроде SoftBank, True Ventures и DCVC, она только начинает выводить свои первые продукты на рынок. В 2020 году выручка компании составила всего $13 млн. По данным Zymergen, «практически все» эти деньги принесли контракты на оказание услуг в области проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и соглашения о сотрудничестве в области разработки, тестирования и проверки биотехнологической платформы компании. Zymergen завершила год с чистым убытком $262 млн и заявила, что не ожидает получения прибыли в обозримом будущем.
Хоффман, имеющий степень бакалавра Калифорнийского университета в Беркли и диплом Йельского университета, никогда не хотел быть предпринимателем. Свою карьеру он начал в Центре Картера в Атланте, затем работал в Министерстве финансов Уганды. После этого он начал развиваться в банковской сфере. «Я не считаю себя предпринимателем. Мне было бы немного неловко, если бы меня так называли, однако это, наверное, подходящее определение», — рассказывает Хоффман.
На протяжении некоторого времени Хоффман был консультантом биотехнологической компании Amyris. Когда Зак Сербер покинул Amyris, чтобы открыть собственное дело, они вместе начали обсуждать возможные перспективы. Сегодня лаборатории их общей компании в Эмеривилле представляют собой высокотехнологичное пространство, где ученые в белых лабораторных халатах с вышивкой в виде буквы Z проводят эксперименты, которые проходят быстро благодаря автоматизации.
Прошлым летом представители Zymergen провели видеоэкскурсию по лабораториям и показали, как они интегрировали в рабочий процесс различные системы, чтобы не только полагаться на специальные автоматизированные приборы для культивирования колоний микроорганизмов, но и разрабатывать программное обеспечение, с помощью которого можно объединить все необходимые части по модулям. «Мы с Джедом Дином отправились в Китай, чтобы посетить заводы, где производят автозапчасти, а также заводы Apple. Мы хотели узнать, как там все устроено», — рассказал во время видеоэкскурсии Уилл Сербер, руководитель отдела автоматизации Zymergen, имеющий степень магистра астрофизики Принстонского университета.
Первый продукт Zymergen под названием Hyaline — это прозрачная и прочная полимерная пленка на биологической основе, которая легко гнется, что делает ее пригодной для защиты экранов новейших складных сенсорных телефонов, а также для использования в гибких печатных платах высокой плотности, в умной одежде и другой бытовой электронике. Представители Zymergen вывели свой первый продукт на рынок в декабре 2020 года. В настоящее время Zymergen проводит квалификационные испытания с потенциальными клиентами.
Большинство материалов, которые сейчас используются в качестве оптических пленок, были изготовлены десятки лет назад на нефтехимической основе, что дает продуктам компании Хоффмана преимущество с точки зрения экологичности. Однако руководство Zymergen старается убедить клиентов в том, что это не единственное достоинство их продуктов. «Если вы придете к производителям смартфонов или какого-либо оборудования, чтобы просто убедить их в том, что биология спасет мир, то они ответят, что эта идея, конечно, прекрасна, но плохо применима на практике. Однако, если вы покажете им готовые оптические пленки, это будет совсем другая история. Мы продаем не экологичность, а эффективность и качество», — отмечает Хоффман.
В число новых разработок Zymergen входят еще одна оптическая пленка, которая появится на рынке в 2022 году, а также пленка нового поколения: ее можно будет использовать не только для защиты гибких смартфонов и других гаджетов, но и в качестве изоляционного материала для антенн, чтобы обеспечить скорость передачи данных на уровне 5G. Ожидается, что пленка нового поколения появится в продаже в 2023 году. В то же время в области сельского хозяйства ведется работа над созданием нового репеллента для борьбы с насекомыми. Zymergen планирует выпускать репелленты на биологической основе, в состав которых не будет входить диэтилтолуамид (пестицид, который используется для отпугивания кровососущих насекомых. — Forbes). Кроме того, компания работает над созданием микробиальной (микробной) альтернативы синтетическим азотным удобрениям.
«Мы все еще бежим первый километр полноценного марафона», — отмечает Хоффман. На данный момент основателю Zymergen принадлежит чуть более трех млн акций компании, стоимость которых по цене размещения оценивается в $93 млн. «Наша цель не заключалась в создании компании для проведения IPO. Она заключалась в том, чтобы создать компанию, которая будет характеризовать наше поколение и позволит нам производить более качественные продукты. Пройдут годы, прежде чем мы полностью осознаем это», — добавляет генеральный директор Zymergen.
Перевод Полины Шеноевой