Миллиардер Денис Свердлов — Forbes: «Со временем наши микрофабрики станут как McDonald's или Starbucks»
Нелегкий путь
Британский стартап Arrival, который производит электромобили, разместил акции на бирже Nasdaq 25 марта после слияния с американской CIIG Merger Corp. Торги Arrival Group начались с отметки $22 за акцию, а к концу сессии выросли до $22,8 за бумагу. Капитализация компании выросла до $13,8 млрд. Forbes оценил состояние Свердлова по итогам первого дня торгов в $10,6 млрд. Financial Times назвала этот листинг крупнейшим в истории британских стартапов.
CIIG Merger Corp. — это SPAC (special purpose acquisition company. — Forbes), созданный специально для выхода на IPO и последующего слияния с непубличной компанией, которая желает выйти на биржу. Компании договорились об объединении 18 ноября 2020 года.
Денис Свердлов в разговоре с Forbes рассказал, что SPAC дает возможность гарантированно привлечь капитал, который необходим для развития бизнеса. «Особенность SPAC в том, что в момент подписания документов объем средств, который привлечет компания, предопределен при условии, что сделку утвердит Комиссия по ценным бумагам и биржам и собрание акционеров SPAC», — отметил Свердлов. По его словам, выход на биржу через SPAC — это не shortcut («легкий путь») по отношению к IPO. «До того как утвердить сделку, совет директоров и менеджмент SPAC проводят технический, коммерческий и финансовый due diligence», — добавил он.
Совет директоров CIIG Merger Corp. утвердил параметры слияния и проголосовал за объединение бизнеса с Arrival 19 марта 2021 года на общем собрании акционеров.
Британский стартап, который был основан в 2015 году, планирует начать выпуск своего первого продукта — электробуса в IV квартале 2021 года. Все электромобили компания производит на микрозаводах стоимостью менее $50 млн. Сейчас у Arrival три микрозавода — один в Великобритании и два в США. В компании работают 1800 человек, в том числе в двух офисах в России — в Санкт-Петербурге и Москве, их сотрудники занимаются разработкой программного обеспечения и компонентов.
Больше половины инженеров Arrival — программисты. «Мы производим свои электромобили как современные девайсы. Мы не являемся автомобильной компанией, мы — deep tech (хард-тек — это классификация организаций или, как правило, начинающих компаний, цель которых — предоставить технологические решения. — Forbes) организация, которая применяет свои технологии к производству машин», — говорит Свердлов. Он подчеркнул, что у компании нет технологических ограничений по типу машин, которые она может производить: это могут быть как легковые автомобили, так и 40-тонные грузовики. Но сейчас Arrival сфокусирована на производстве коммерческого транспорта.
Производство за полгода
Для любого города-миллионника микрозавод Arrival будет прибыльным предприятием, утверждает Свердлов. «Со временем наши микрофабрики станут как McDonald's или Starbucks — их можно запускать везде», — приводит аналогию предприниматель. По его словам, микрофабрики просто строить — для этого достаточно арендовать готовый склад.
Arrival открывает микрозавод за шесть месяцев — столько времени проходит с того момента, как компания решает выходить в конкретный город, до того, как там запускается локальное производство. «Микрофабрика позволяет производить машины дешевле, также это мощный инструмент продаж, так как местным администрациям важно иметь такие предприятия в городе. Кроме того, микрозаводы дают экономический эффект городам — у них появится более качественный публичный транспорт, рабочие места, локальные налоги», — отметил Свердлов.
Вместо металлических корпусов при производстве электромобилей Arrival использует термокомпозиты: это позволяет сделать корпус в два раза легче, а также ударопрочным. Автомобиль не нужно будет ремонтировать при авариях на небольшой скорости.
Большую долю компонентов для электромобилей Arrival разрабатывает самостоятельно — моторы, батареи, зарядные устройства, контроллеры и т.д.
В обычном автомобиле производители компонентов стремятся оптимизировать объем, но это приводит к тому, что они получаются нестандартной, сложной формы, и с ними не могут работать роботы на производстве, поэтому сборка таких машин происходит на конвейере вручную, рассуждает предприниматель. «Нам для роботической сборки нужно было поменять формфактор компонентов», — рассказал Свердлов.
Как бывший российский чиновник конкурирует с Илоном Маском, используя навыки выживания в СССР
Arrival сделала компоненты электромобилей стандартной геометрической формы, с которой могут работать роботы. «Благодаря уникальным технологиям в материалах, роботике, компонентах и программном обеспечении стоимость электробусов Arrival, например в США, сопоставима с ценой дизельных автобусов», — отметил предприниматель.
Инвесторы и планы
На сегодняшний момент Arrival, которая производит коммерческий и общественный транспорт, назвала лишь одного клиента, который является также ее инвестором, — это логистическая компания UPS. Перевозчик купит у Arrival 10 000 электровэнов до 2024 года с возможностью дозаказать еще 10 000 автомобилей. Сумма инвестиций UPS в стартап составила €10 млн. Соглашение о партнерстве с UPS может принести производителю электромобилей около $1,2 млрд.
Помимо UPS инвестором в Arrival стал фонд прямых инвестиций Winter Capital. Его ключевой инвестор — владелец «Интерроса» миллиардер Владимир Потанин. Winter Capital вложила в Arrival €50 млн. Также в Arrival инвестировали производители автомобилей Hyundai и Kia (€100 млн) и фонд BlackRock (€100 млн).
Arrival собирается ввести в эксплуатацию 31 микрозавод к 2024 году и планирует производить к этому времени 168 000 фургонов в год. В целом Arrival считает, что ее общий доступный рынок коммерческих фургонов и автобусов составляет около $430 млрд.
Помимо электробуса, производство которого должно начаться в 2021 году, компания рассчитывает начать выпускать стандартный и крупный электровэны в III квартале 2022 года и платформы для компактных транспортных средств в III квартале 2023 года.