К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как американский стартап с разработчиками на Украине стал самым популярным «календарем» в мире

Фото DR
Фото DR
Приложение Calendly, которое позволяет легко планировать встречи, согласовывая расписание нескольких людей, привлек $350 млн и стал «единорогом» с оценкой в $3 млрд. Как основатель из Нигерии придумал «вирусный» сервис после трех неудачных стартапов, привлек к его работе программистов из Киева и заработал в пандемию $70 млн.

Популярный облачный сервис Calendly, который ежемесячно 10 млн пользователей по всему миру используют для планирования встреч друг с другом, при оценке в $3 млрд в конце января привлек $350 млн от двух авторитетных венчурных фондов. Calendly стал именно тем стартапом, который помогал людям сделать их жизнь комфортнее во время пандемии и продолжать работать в условиях самоизоляции и закрытых офисов. Кто его придумал и как Calendly стал самым популярным «календарем» в мире?

Одаренный ребенок

Стартап Calendly основал в 2013 году 40-летний предприниматель Топ Авотона. Он родился в Нигерии и жил там до 15 лет в семье из семи человек. Авотона был участником программы для одаренных детей, благодаря этому ему удалось окончить среднюю школу на два года раньше, чем сверстникам. Его родители были учеными — отец по образованию микробиолог, а мать — фармацевт, но работала в Центральном банке Нигерии. Отец Авотоны в результате стал предпринимателем, и Топ видел его взлеты и падения. В одном из интервью Авотона признавался, что его родители были очень амбициозными и трудолюбивыми и с самого раннего возраста вдохновляли его на большие мечты. Так, Топ решил стать предпринимателем именно благодаря примеру своего отца, рассказывал он. Когда Авотоне было 12 лет несколько мужчин, проследив за его отцом до их дома, потребовали отдать ключи от машины. Несмотря на то, что отец выполнил приказ, преступники застрелили его на глазах у Топа. Из-за этого у него развилось посттравматическое стрессовое расстройство: предприниматель до сих пор борется с последствиями и страдает бессонницей, писало издание Fortune.

Кроме начальной и средней школы образование в Нигерии оставляло желать лучшего, поэтому Топ по настоянию матери поступил в Бизнес-колледж Терри Университета Джорджии, где с 1998 по 2002 год учился по специальности менеджмент информационных систем. Во время учебы Топ подрабатывал в колл-центре, совершая «холодные» звонки с просьбой сделать пожертвование. «Это одна из самых сложных вещей, которую вы можете делать. Однако после того, как вы впервые испытаете шок от людей, говорящих вам «нет», вы влюбитесь в себя и свою способность уговаривать людей отдать вам свои деньги», — рассказывал предприниматель.

 

В 2006 году Авотона устроился продажником IBM. Вся его карьера, пока он не стал предпринимателем, была связана с продажами: после IBM он занимал разные должности в сфере продаж в корпорации Perceptive Software, софтверной компании Vertafore и в компании Dell EMC.

DR
DR

Три провала

До того как создать Calendly Авотона трижды неудачно запускал стартапы. Его первой попыткой было создание сайта знакомств после того, как Топ прочитал в заметке в New York Times, что основатель дейтингового приложения Plenty of Fish зарабатывал $10 млн в год, работая всего по 10 часов в неделю. Авотона купил несколько доменов и создал холдинговую компанию, однако быстро понял, что у него нет ресурсов и навыков — этот бизнес не получился.

 

Вторым стартапом стал сайт по продаже проекторов. Но продажи были небольшими и этот бизнес практически не приносил денег, кроме того, проекторы по-настоящему никогда не интересовали Авотону. Третьим стартапом был также онлайн-ресурс, но по продаже грилей: однако Топ снова столкнулся с прежней проблемой — он не чувствовал страсти к своему делу. 

На инвестиционной игле: как стартапы подсаживаются на венчурные деньги и почему это плохо

После ряда неудач Авотона понял, что он просто сжигает деньги, поэтому решил дать себе время отдохнуть от попыток начать новый бизнес и ждать, пока подходящая идея не придет ему в голову. 

 

Спустя примерно год Топ обнаружил проблему, решение для которой не смог найти на рынке. Авотона пытался организовать встречу с участием 10-20 человек из трех компаний — и это было тяжело, а все существующие на рынке инструменты для планирования были медленными и неуклюжими. Так появился проект Calendly в 2013 году.

Украинская разработка  

От идеи проекта до создания хоть сколько-нибудь жизнеспособной версии Caledly, которая сначала представляла собой сайт без мобильного приложения, у предпринимателя ушло шесть месяцев. Новая идея была близка предпринимателю, так как планирование — это то, чему Авотона приходилось посвящать себя на протяжении всей карьеры продажника. Кроме того, он сочетал в себе знания о технологических продуктах, так как имел опыт продажи корпоративного софта, с деловой хваткой.

Разработчиков Топ нашел в Киеве, куда ему пришлось приехать в разгар политического кризиса и массовых акций протеста на Украине в начале 2014 года. Первоначальные инвестиции в проект составили $550 000 — это были собственные деньги Авотоны и инвестиции фонда Atlanta Ventures. Основатель проекта уделял прежде всего внимание тому, чтобы максимально сократить количество шагов, которые совершает пользователь, когда назначает встречу: он хотел сделать сервис простым и удобным для использования, разработать понятный интерфейс и создать привлекательный с точки зрения дизайна продукт.

Большие дела: как правильно планировать свой год

У проекта уже заканчивались деньги, поэтому Топ планировал сделать его сразу платным, но в начале в платформе не было встроенной платежной системы и продукт стал бесплатным: в результате это очень помогло ему, рассуждал основатель. Кроме того, Calendly cтал вирусным. Его первыми пользователи были сотрудники компании Bright Bytes, которая занималась анализом данных в сфере образования. Часть разработчиков Calendly работали над продуктом Bright Bytes и они рассказали о новой платформе, которую сотрудники компании захотели протестировать еще до официального запуска. Человек, воспользовавшийся Calendly для организации первой встречи, начинает сам пользоваться сервисом, и так сервис «расползается» по людям, объясняет «сетевой эффект» Calendly основатель и управляющий партнер Altair Capital Игорь Рябенький.

 

Сейчас Calendly — это облачный сервис, который позволяет легко планировать встречи людям, работающим в разных компаниях и организациях. Обычно деловые партнеры, которые хотят назначить встречу, обмениваются 4-5 письмами, чтобы договориться о дне и времени. Calendly помогает назначить дату без переписки практически одним щелчком мышки. Пользователь подключает Calendly к Google-календарю, Microsoft Outlook или другому рабочему инструменту с расписанием — таким образом приложение понимает, какие свободные слоты для встреч есть у пользователя. Когда он хочет назначить встречу, то отправляет ссылку на свой аккаунт в сервисе. Партнер в свою очередь выбирает продолжительность встречи (30 мин, 1 час и т.д.), а приложение показывает в какие дни есть свободные слоты. Кроме того, в Calendly встроены инструменты для платежей, поэтому с помощью сервиса можно назначить не только деловую встречу, но и запланировать занятие йогой и сразу оплатить его в приложении. 

Обычные почтовые сервисы обрабатывают куда больший массив сведений, поэтому проблем с безопасностью конфиденциальных данных у Calendly быть не должно, говорит руководитель блока специальных сервисов «Инфосекьюрити» Сергей Трухачев. По его словам, это просто очередной веб-сервис, призванный облегчить коммуникацию. «Риски утечек и взломов существуют всегда, однако, по сравнению с электронной почтой, здесь они куда менее значительны, так как использование персональных данных сведено к минимуму», — отметил Трухачев.

Приложением Calendly можно пользоваться бесплатно, но с ограниченным функционалом (одно мероприятие для одного пользователя), премиум-аккаунт стоит $8 в месяц, а профессиональный — $12 в месяц. Платные тарифные планы дают возможность получать СМС-уведомления о встречах, возможность интегрировать в приложение PayPal, присылать ссылки для оплаты и т.д.

Новый «единорог»

В августе 2014 года Авотона ввел монетизацию сервиса, но не предупредили об этом пользователей заранее, что было ошибкой, сетовал бизнесмен. «Как только мы ввели платный тарифный план, мы изъяли из бесплатного часть функций. Оглядываясь назад, я думаю, что мы должны были оставить сервис бесплатным для старых пользователей просто как жест благодарности за использование продукта в первые дни», — говорил Топ. По его словам, большинство пользователей остались клиентами продукта, но были и те, кто был недоволен введением оплаты.

 

В 2019 году, по словам Авотона, у компании было около 4 млн ежемесячных пользователей, она приносила $30 млн выручки и росла на 100% в год. К январю 2021 года количество пользователей достигло уже 10 млн. Клиентами Calendly являются как небольшие бизнесы, так и крупные компании — например, софтверные американские корпорации Zendesk и Marketo, крупнейший маркетплейс недвижимости США Zillow, компания Zoom, Калифорнийский университет в Сан-Франциско и другие.

До пандемии COVID-19 число пользователей Calendly росло органически, писало издание TechCrunch, которое поговорило с Авотона: но за последний год, по словам основателя, число пользователей приложения выросло из-за вынужденной самоизоляции и перехода на удаленную работу. Количество встреч в онлайне, которые пришлось организовывать учителям, фрилансерам, предпринимателям и представителям других профессий, резко выросло. Все случайные встречи в офисе превратились в запланированные, как и онлайн-занятия в школах и университетах, писало издание. Благодаря этому в 2020 году выручка Calendly составила $70 млн, которые принесли ей подписки, но вскоре ее совокупная выручка должна достичь $1 млрд.

В марте 2020 года Calendly вошел в список Forbes лучших стартап-работодателей и занял там 254 место из 500, а также второе место в родном штате Джорджия, где находится штаб-квартира компании.

26 января стало известно, что Calendly привлекла $350 млн от фондов OpenView Venture Partners и Iconiq при оценке в $3 млрд. Американский фонд OpenView Venture фокусируется на стартапах, разрабатывающих софт для бизнеса. Среди примеров успешных инвестиций сервис для мониторинга за IT-инфраструктурами компаний Datadog, в который также инвестировал фонд RTP Ventures Леонида Богуславского. Iconiq Capital управляет деньгами основателей Facebook Марка Цукерберга и Дастина Московица, основателя Twitter Джека Дорси и основателя LinkedIn Рида Хоффмана. Фонд инвестировал в китайского интернет-гиганта Alibaba, индийский интернет-магазин Flipcart, а также в российский стартап Miro пермяков Андрея Хусида и Олега Шардина.

 

Привлеченные средства основатель планирует потратить на развитие бизнеса и увеличение штата сотрудников в два раза — сейчас в компании работает около 200 человек, в том числе разработчики на Украине.

Среди конкурентов проекта Авотона такие сервисы как SavvyCal, Available, neatCal, Meatlo, Daybridge и другие. «Конкуренты появляются постоянно, но до Calendly пока никто не допрыгнул», — отмечает Игорь Рябенький. Сейчас Calendly стал самым популярным среди «календарей» в мире, говорит он. По словам Рябенького, главный вопрос заключается в том, насколько хорошо конкуренты смогут построить бизнеса и маркетинг. «Построить лучший продукт с точки зрения того, как он выглядит, не большая проблема. Либо Calendly имея $350 млн тоже может улучшить свой продукт, сделав его наконец удобным», — заключил Рябенький.

13 идей для выходных: что делают в свободное время успешные люди

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+