К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Семейство виртуальных помощников «Сбера» попало в поданный правительству список предустановленного софта

Семейство виртуальных помощников «Сбера» попало в поданный правительству список предустановленного софта
В списке программ для предустановки на смартфоны, который Минцифры направило в правительство, есть голосовой ассистент «Сбера» — «Салют». В заявке указано, что у «Салюта» 1,8 млн уникальных пользователей, однако в магазинах приложений Google Play и App Store «Салют» скачали не более 100 000 раз. Банк утверждает, что подал заявку с количеством посетителей за два месяца

Стартап от «Сбера»

В начале недели Минцифры направило в правительство предварительный список отечественных приложений и программ для предустановки на мобильные устройства. В перечне, с которым ознакомился Forbes, 27 приложений в 12 категориях. Из них правительство должно будет выбрать приложения, которые производители устройств обязаны будут установить на все произведенные после 1 января 2021 года смартфоны и планшеты, продаваемые в России.

Попавшие в 12 категорий приложения отбирала специальная комиссия, члены которой голосовали за те или иные продукты. Главным критерием было число уникальных пользователей за 2019 год, то есть популярность приложения. Все приложения в списке расположены по популярности — от более скачиваемого к менее. Например, самым популярным приложением в категории «Социальные сети» указано приложение «ВКонтакте», а в категории «Новостные агрегаторы» — «Новости Mail.ru». Минцифры указало победителей, но кого именно выберет правительство — неизвестно.

Вишенка на не очень вкусном торте: зачем «Сбер» купил Rambler Group

 

В представленном Минцифрой списке есть еще одна — 13-я — категория, в которую попали «программы, быстро набирающие популярность». Этот список предназначен для стартапов, сказали Forbes два источника, знакомые с деталями отбора. В нее вошло только одно приложение, а именно семейство виртуальных помощников «Сбера» «Салют», которое банк представил и запустил в сентябре этого года. Семейство «Салют» состоит из трех помощников — «Сбер», «Афина» и «Джой». «Сбер» — молодой, с широким кругозором и мягким чувством юмора, «Афина» — собранная, скрупулезная и начитанная, а «Джой» — жизнерадостная и обладает высоким эмоциональным интеллектом, представлял их на презентации гендиректор SberDevices Константин Круглов.

Включение в список подтвердили сотрудник «Сбера» и пресс-служба банка. Теперь правительство должно решить, будет ли это семейство утверждено для предустановки на все устройства. «Мы надеемся (на включение)», — добавил сотрудник банка. Банк направил свою заявку 30 ноября. 

 

Год выбирали одно слово: как бывший менеджер «Яндекса» разрабатывал для «Сбера» семейство голосовых помощников

В Минцифры Forbes пояснили, что для отбора приложений в категорию стартапов действует «особый порядок». Критерии программ для нее не прописаны в соответствующем постановлении правительства, их министерство прописало в отдельном приказе. Согласно такому приказу, в категорию программ, быстро набирающих популярность, могут попасть приложения, которые появились на рынке меньше года назад, а количество уникальных пользователей должно составлять не менее 100 000 за весь период размещения в магазинах приложений.

При этом Минцифры рассматривает только те программы, по которым были поданы заявки, пояснили в министерстве. «Главный негласный критерий выбора везде  аудитория. В основных категория стартапам по аудитории сложно бороться с большими компаниями, а в этой достаточно всего 100 000, что может любой стартап», — говорит один из разработчиков, подавший заявку в Минцифры.

 

Миллионы пользователей

Источник Forbes из числа участников комиссии при Минцифры, рассказал, что «Сбер» изначально подавал заявку на включение «Салюта» в категорию голосовых помощников, однако, когда Минцифры предложило проголосовать за популярные сервисы в 12 категориях, «Салюта» в их числе не было. «Сбер» изначально заявлял приложение «Салют» в категориях «Голосовые помощники» и «Быстрорастущее приложение» — оно показывает быстрый рост и в нем можно пользоваться виртуальными ассистентами «Сбера», пояснили в пресс-службе банка.

«На стороне Минцифры было принято решение оставить нашу заявку в категории «Быстрорастущее приложение», которая объединяет социально значимые и быстро набирающие популярность российские сервисы, отметил представитель «Сбера». Минцифры определило «Салют» в категорию быстрорастущих программ, так как в категорию «Голосовые помощники» могли попасть программы, уже работающие в 2019 году, пояснили в министерстве. В этой категории сейчас указан голосовой помощник «Маруся», разработанный Mail.ru Group. 

Из комментариев банка также следует, что с октября 2020 года приложение доступно для пользователей Android и iOS в России, а также всем пользователям мобильного приложения «Сбербанк Онлайн», месячная аудитория которого составляет 65 млн человек, и в ТВ-приставке SberBox. С 24 сентября, когда «Салют» был анонсирован, его аудитория на всех этих поверхностях составила 1,8 миллиона пользователей.

Биржа, блокчейн и маркетплейс: о каких планах рассказал Сбербанк на Дне инвестора

Почти то же количество — 1 818 485 человек — указано и в предварительном рейтинге Минцифры. Оно обозначено как «количество уникальных пользователей». 

 

Однако простое изучение числа скачиваний программы показывает другие цифры. В магазине приложений Google Play указано, что «Салют» скачали более 50 000, но менее 100 000 раз. Всего «Салют» установили 52 000 раз, а активных пользователей у приложения 30 000, следует из данных сервиса App Annie на начало декабря. Магазин приложений App Store не публикует свою статистику открыто, но, по данным App Annie, на устройства на базе iOS «Салют» скачали 19 200 раз с сентября по ноябрь 2020 года. Таким образом, всего у «Салюта» около 71 000 пользователей.

Обычно количество уникальных пользователей рассчитывается для определенного периода — например, дня (Daily Active Users, DAU) или месяца (Monthly Active Users, MAU). Оно показывает, какое количество людей воспользовались приложением за день или за месяц. «Сбер» при этом посчитал не только число скачиваний «Салюта» в магазинах приложений, но и то, сколько раз голосовым ассистентом воспользовались внутри приложения «Сбербанк.Онлайн». Для других 12 категорий разработчики должны были указывать количество уникальных пользователей их программ за 2019 год.

Выход за границы: как «Яндекс» расширяет борьбу с реальностью

«Сбер» пишет, что с момента запуска совокупная месячная аудитория «Салюта» на всех цифровых поверхностях превысила 1,8 млн пользователей. Это значит, что человек как минимум один раз воспользовался «Салютом», — говорит руководитель проекта Content-Review Сергей Половников. 

 

Он полагает, что это «эффект презентации «Сбера». «После нее люди захотели посмотреть, что это такое: они установили приложение и зашли в него». Он добавляет, что 1,8 млн пользователей — это всего около 3% от 65 млн пользователей «Сбербанк.Онлайн». «Приложением «Сбербанк.Онлайн» люди пользуются часто потому, что банк является монополистом во многих сферах — зарплатные проекты бюджетников и т. д. Точно так же нельзя выбрать энергетическую компанию, которая подогревает воду в доме», сравнивает он.

Кто еще попал в список

Рейтинг приложений, который составило Минцифры, правительство должно утвердить до 15 декабря, но этот список может быть скорректирован. В каждой категории правительство должно утвердить одну программу, кроме категории соцсети, где их будет две — «ВКонтакте» и «Одноклассники». Всего согласно требованиям правительства на смартфоны и планшеты будет установлено 16 отечественных приложений, на компьютеры — три приложения, на Smart TV — четыре.

Например, в категории браузеров больше всего пользователей у «Яндекс.Браузера» (129,8 млн), однако Минцифры включило также в эту категорию «Браузер Спутник» (1,3 млн) и браузер Atom (1,1 млн) разработки Mail.ru Group для мобильных устройств на Windows.

Заговорить как Путин и Дудь: как устроено приложение-пародист, созданное при участии Бекмамбетова

 

В категории «Поиск», картографических сервисов, облачных сервисов хранения данных Минцифры выделила продукты «Яндекса» — его поисковик, «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Диск». В категории почтовых сервисов, голосовых помощников, новостных агрегаторов, мессенджера — продукты Mail.ru Group (почта, голосовой ассистент «Маруся», «Новости Mail.ru» и ICQ). 

Список в первую очередь отражает не интересы аудитории, а желание чиновников поддержать определенные холдинги, цитировал «Коммерсантъ» аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина. Он назвал устаревшим мессенджер ICQ из рейтингового списка, который «сейчас очевидно проигрывает по числу пользователей, например, Telegram».

Манипуляторы настроением: как разработчики заставляют пользователей ставить приложениям для Apple максимальный рейтинг

Закон об обязательной предустановке российских приложений на ввозимые в страну устройства президент Владимир Путин подписал в декабре 2019 года. Он должен был вступить в силу с 1 июля 2020 года. Речь идет о десятках миллионов установок софта: только в 2019 году в России было продано 30 млн смартфонов почти на 0,5 трлн рублей, оценивали ранее сети «М.Видео», «Эльдорадо» и МТС. Также, по данным «М.Видео», «Эльдорадо», россияне в прошлом году купили 2,4 млн ноутбуков и 3,6 млн телевизоров с функцией Smart TV.

 

Производители устройств несколько раз жаловались на законопроект и пытались добиться, чтобы его не приняли или отсрочили вступление в силу. В итоге начало действия закона перенесли на 1 апреля 2021 года из-за пандемии COVID-19.

25 лучших компаний для женской карьеры. Рейтинг Forbes Woman

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+