К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Миллиарды для «Яндекса» и риск ухода Apple: к чему приведет обязательная установка российских приложений на смартфоны

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Samsung, Huawei и Xiaomi согласились исполнять закон, обязывающий их продавать в России смартфоны с отечественными приложениями. Реализовать требования закона способна и Apple, уверены чиновники, хотя компания этого не подтвердила. Основным бенефициаром закона может стать «Яндекс»: предустановка приложений компании на смартфоны позволит к концу 2023-го увеличить доналоговую прибыль на 13,5 млрд рублей, прогнозирует Goldman Sachs

В начале декабря 2019 года Владимир Путин подписал закон о запрете продажи в России гаджетов без отечественного программного обеспечения. Согласно проекту постановления правительства, который разработала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), уже с 1 июля 2020 года на смартфоны в стране в обязательном порядке будут предустанавливать российские приложения — поисковики, браузеры и картографические сервисы. С июля 2021-го на смартфонах, десктопных компьютерах и ноутбуках появятся еще и российские антивирусы, мессенджеры и соцсети. А с июля 2022 года российский софт — аудиовизуальные сервисы и приложения для бесплатного доступа к телеканалам и радиостанциям — в обязательном порядке будет установлен и на телевизоры с функцией Smart TV.

В совокупности речь идет о десятках миллионов установок: только в 2019-м в России, по оценкам представителей «М.Видео–Эльдорадо» и МТС, было продано 30 млн смартфонов почти на 0,5 трлн рублей. Также, по данным «М.Видео–Эльдорадо», россияне в прошлом году приобрели 2,4 млн ноутбуков и 3,6 млн телевизоров с функцией Smart TV. «Теперь телефоны, которые поставляются в Россию, будут изначально производиться для нашего рынка. Взять, как раньше, на складе вендора партию, которая подготовлена для продаж в других регионах планеты, уже будет нельзя», — поясняет Forbes директор департамента «Мобильные средства связи» компании «Марвел-Дистрибуция» Павел Вьюков.

Предполагается, что смартфоны, которые были закуплены и поставлены на российский рынок до 1 июля, могут быть реализованы в текущем виде, говорит представитель «М.Видео-Эльдорадо». По его прогнозу, ретейлерам вряд ли придется распродавать товар в связи с новым законом до 1 июля — об этом говорится в проекте правительственного постановления. Кто выиграет от нововведений на рынке?

 

Главный бенефициар

У предустанавливаемых приложений должно быть не менее 100 000 скачиваний и не менее 100 000 уникальных пользователей в месяц, следует из правительственного документа. Основным бенефициаром изменений в этом случае может стать «Яндекс» — сразу несколько приложений компании подходят под описанные критерии, считают несколько собеседников Forbes на рынках ИТ и онлайн-ретейла. По данным аналитиков Sensortower, в феврале «Яндекс.Карты», к примеру, набрали 1,3 млн установок на Android и iOS по всему миру, а «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Браузер» — по 1,2 млн. «Яндекс» также остается одним из лидеров на рынке мобильного поиска. По данным «Яндекс.Радара», 52,3% всех визитов со смартфонов на начало февраля приходилось на поисковую систему российской компании, 46,5% — на Google. В десктопе преимущество «Яндекса» еще заметнее — доля составляет 68,5%. Что касается мобильных операционных систем, то на iOS-устройствах российская компания занимает долю в 41,5%, на Android — 55%.

У «Яндекса» есть соглашения о предустановке с большинством производителей смартфонов на Android — компания договорилась примерно с 90% игроков рынка, оценивает Goldman Sachs. Но не все, а лишь около 60% из этих производителей предустанавливают поисковое приложение «Яндекса» на первый экран, утверждают аналитики инвестбанка. Постепенное возрастание рыночной доли «Яндекса» в поиске, по их мнению, «будет обеспечено за счет предустановки его приложения на оставшиеся 10% производителей Android-смартфонов и — что более важно — если регулирование будет требовать предустановки локальных приложений на первый экран».

 

Как прогнозирует Goldman Sachs в своем отчете, посвященном влиянию нового закона на бизнес «Яндекса« (есть у Forbes), в 2023 году рыночная доля «Яндекса» на Android составит 61%, на iOS — 55%. Доля «Яндекса» на iOS будет ниже, чем на Android, потому что инвестбанк ожидает от Apple продолжения практики установки Google в качестве поиска по умолчанию на Safari: при активации нового iPhone пользователи не увидят окно выбора поисковика, как это бывает при первом включении новых Android-смартфонов. Кроме того, у iOS в России иной пользовательский паттерн  — владельцы iPhone чаще ищут информацию на английском языке.

Закон об обязательной предустановке принесет «Яндексу» дополнительно 13,5 млрд рублей доналоговой прибыли, прогнозирует Goldman Sachs. Доходы могут быть еще выше за счет включения в предустанавливаемое поисковое приложение других сервисов через кросс-продажи внутри супераппа — приложения, объединяющего различные сервисы одной экосистемы, полагает инвестбанк.

Закон о предустановке позитивно повлияет на бизнес «Яндекса», подтвердил Forbes аналитик Renaissance Capital Кирилл Панарин: «Во-первых, вырастет доля «Яндекса» в поиске. Это должно увеличить выручку «Яндекса» от рекламы. Но на сколько — сейчас предсказать сложно. Доля поисковика «Яндекс» в поиске с устройств на iOS сейчас около 40% по сравнению с 55% на Android и есть потенциал для роста. Во-вторых, «Яндекс» сейчас сам платит производителям устройств за то, чтобы его ПО предустанавливали на технику. С вступлением закона в силу компания может существенно сократить такие затраты, если не свести к нулю, ведь предустанавливать ПО нужно будет обязательно». В 2019 году, по словам эксперта, затраты «Яндекса» на закупку трафика у партнеров составили около 4% от общей выручки, или 7,6 млрд рублей.

 

«Цены растут каждый день»: коронавирус ударил по сервисам по ремонту iPhone и заводам электроники в России

Обмен компромиссами

В результате вступления в силу закона о предустановке приложений «Яндекс» получит прирост рыночной доли на iOS, сравнимый с тем, что был зафиксирован в 2017-2019 годах на Android, отмечает Goldman Sachs. Тогда компания Аркадия Воложа получила право конкурировать с Google за предустановку поиска на Android-смартфонах. Соглашение стало результатом конфликта, начавшегося в 2015 году, когда «Яндекс» пожаловался в ФАС на Google, утверждая, что американская компания не позволяла производителям смартфонов Fly, Explay и Prestigo на заводе инсталлировать приложения «Яндекса» на Android-телефоны. ФАС завела дело в отношении Google и в итоге решила оштрафовать компанию на 438 млн руб. , а также предписала обеспечивать пользователям выбор в том числе и среди сторонних приложений на смартфоны в России. Google дважды безуспешно обжаловал это решение и в апреле 2017 года заключил с регулятором и «Яндексом» мировое соглашение. Компания обязалась соблюдать решение службы в течение 6 лет и 9 месяцев. Пользователям Android-устройств позволили выбирать предпочтительный поисковик при запуске. После этого доля Google на российских Android-устройствах стала снижаться: если в апреле она достигала максимальных 61,7%, то через три месяца показатель упал до 59,1%, через шесть месяцев — до 54,8%, через год — до 51,5%.

«Яндекс» впервые получает выгоду от изменений в законе с тех пор, как компания стала публичной в 2011 году, отмечает Bank of America Merrill Lynch. Банк напоминает, что «Яндекс» в прошлом году решил изменить структуру акционеров. Принятие закона о предустановке 21 ноября в третьем, окончательном чтении по времени совпало с изменением структуры корпоративного управления компании: в «Яндексе» появится Фонд общественных интересов, который сможет выдвинуть двух из 12 директоров в совет директоров компании. Фонд сможет участвовать в согласовании сделок по консолидации 10% и более акций в одних руках, а также получит принадлежавшую Сбербанку «золотую акцию», которая позволяет блокировать сделку по продаже доли более 25%. В совет директоров фонда войдут в том числе представители государственных вузов.

Эти изменения последовали за законопроектом об ограничении доли иностранных инвесторов в значимых российских компаниях до 20%, внесенном в Госдуму минувшим летом. Автор инициативы — депутат фракции «Единая Россия» Антон Горелкин — не скрывал, что она касается в первую очередь «Яндекса», которому придется изменить структуру собственности. Инициатива повредит интернет-бизнесу в России, заявляли в «Яндексе», против нее также выступали другие компании и некоторые федеральные чиновники.

Изменения в структуре управления можно считать компромиссом с государством. «Надо было найти решение, которое станет оптимальным для трех сторон: оставит в наших руках управление компанией, сохранит уверенность международных инвесторов в перспективах бизнеса «Яндекса» и защитит интересы страны. Вот к чему мы пришли после многих месяцев обсуждений», — объяснял Аркадий Волож в письме сотрудникам.

 

Вечная жизнь: «Яндекс» решил проблему внезапной смерти основателя

Навигаторы, мессенджеры и антивирусы

Другие потенциальные кандидаты на предустановку — производители картографического и навигационного софта 2ГИС и «Навител», рассказал собеседник Forbes, близкий к производителям смартфонов. По данным SensorTower, в феврале приложения 2ГИС для iOS и Android набрали 900 000 загрузок, у нескольких приложений «Навител» было в совокупности около 65 000 установок. «Мы давно сотрудничаем с вендорами, в частности, сейчас приложение 2ГИС предустанавливается на устройства Huawei, Samsung. В соответствии с действующими контрактами мы не раскрываем условия сотрудничества», — говорит представитель 2ГИС.

В компании-разработчике антивирусов «Доктор Веб» также подтвердили, что ведут переговоры о предустановке с несколькими иностранными производителями техники, а также с производителями, работающими под российскими брендами. «По ощущениям на конец прошлого года, не все производители устройств в полной мере поняли новый закон. Нашему бизнесу это вряд ли сильно поможет: мы и так довольно популярны на Android — 140 млн скачиваний в Play Market, — но почему бы не использовать дополнительный канал доведения продукта до конечного пользователя, — рассказывает руководитель отдела по работе с зарубежными партнерами и направления технологических партнерств «Доктор Веб» Евгения Хамракулова. — Скорее всего, будем договариваться о том, чтобы бесплатно устанавливать антивирусы на испытательный период, а потом уже давать выбор: нужна ли пользователю платная постоянная лицензия. Производителям мы предлагаем зарабатывать на продлениях».

Закон о предустановке сыграет на руку и Mail.ru Group, которой принадлежат сервисы Maps.me, браузер Atom, а также соцсети «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой Мир» и мессенджер TamTam, рассказывают собеседники Forbes, близкие к производителям смартфонов. По данным SensorTower, сервис Maps.me, к примеру, набрал в феврале 700 000 загрузок на iOS и Android. В сегменте мессенджеров и соцсетей у Mail.ru Group наибольшее число загрузок получили «ВКонтакте» (3 млн на Android), «Одноклассники» (2 млн на Android и 200 000 — iOS), TamTam — 200 000 на Android и 20 000 на Android.

 

Для Mail.ru Group эффект от роста выручки будет выражен слабее, чем для «Яндекса», отмечает Кирилл Панарин из Renaissance Capital: по оценке аналитика, проникновение соцсетей холдинга, в первую очередь «ВКонтакте», и так высокое. Аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин предполагает, что закон позволит Mail.ru Group нарастить долю на рынке соцсетей на 5-10 п.п. «Без улучшения качества сервиса эффект будет непродолжительным», — отмечает он. «Это будет небольшой позитивный эффект: в пределах 2 п.п. от выручки для «Яндекса» и 1 п.п. - для Mail.ru Group», — оценивает старший аналитик «Атона» Виктора Дима.

Представитель Mail.ru Group в отзыве на проект постановления правительства сообщил, что разработанный ФАС документ «содержит ряд критических недостатков, затягивающих на несколько лет эффективное вступление закона в силу и предоставляющих необоснованные конкурентные преимущества одному из игроков рынка». В законе указана дата вступления в силу 1 июля «без каких-либо оговорок», отметил представитель холдинга. Он также выступил против и предложенных ФАС критериев отнесения приложений к отечественным: «Повторяющаяся процедура раскрытия (подтверждения) конечного бенефициара (он должен быть зарегистрирован в РФ или быть гражданином России — прим. Forbes) для целей заключения гражданско-правовых договоров с изготовителями оборудования по каждой отдельной партии оборудования, производимой для реализации на территории РФ, представляется крайне обременительной и чрезмерной». Это требование «автоматически исключает Mail.ru Group и Яндекс из возможных производителей программного обеспечения, соответствующего критериям предустановки», предупреждает представитель Mail.ru Group.

В отзыве холдинга «Газпром-медиа» предлагается с 1 июля 2021 года ввести обязательную предустановку «программ для ЭВМ, обеспечивающих авторизацию пользователей публичных сетей Wi-Fi». Наиболее крупную систему авторизации в публичном Wi-Fi развивает компания «МаксимаТелеком», имеющая совместный бизнес с «Газпром-медиа» — продавца рекламы «Квант». Представители «МаксимаТелеком» и «Газпром-медиа» не комментируют идею предустановки приложения для авторизации в Wi-Fi.

Требования по предустановке также могут коснуться и приложения платежной системы МИР — ее программное обеспечение упоминалось в концепции подзаконных актов, разработанных ФАС, как обязательное для инсталляции на смартфоны с июля 2023 года. Но в проекте постановления правительства МИР не упоминается. Оператором системы является подконтрольная ЦБ компания «Национальная система платежных карт». Ее представитель отказался комментировать законодательные изменения.  Если МИР будет подлежать обязательной предустановке, это поможет ее бизнесу, говорит собеседник Forbes, близкий к ЦБ: «Но как именно вырастет проникновение приложения — пока неясно». Порядок предустановки приложений пока не утвержден, нет нормативных актов, которые его описывают, поясняет он. Платежное приложение МИР доступно на Android-смартофонах, на iOS есть только приложение лояльности без платежного фукционала. По данным SensorTower, приложение Mir Pay в феврале набрало 30 000 загрузок на Android.

 

На законопроект о предустановке рассчитывает и «Ростелеком», разработчик браузера со встроенным отечественным поисковиком «Спутник». Вопрос предустановки «Спутника» на смартфоны «сейчас прорабатывается», сообщили Forbes в пресс-службе «Ростелекома» (48,71% голосующий акций принадлежит Росимуществу). Сейчас доля «Спутника» на рынке, по данным LiveInternet, составляет менее 1%. В январе приложения «Спутник» для iOS и Android набрали менее 10 000 загрузок., следует из данных SensorTower.

«Цены поднимутся на 10-15%»: как рынок электроники отреагирует на ослабление рубля

Из страны не вывозить

Идея предустановки отечественных приложений содержалась и в более раннем документе — плане мероприятий по развитию конкуренции на 2018-2020 годы, который почти три года назад утвердило правительство. В нем упоминается, что в число таких приложений должен входить софт, использующий криптографические средства защиты информации (СКЗИ), но какой именно, не уточняется. В пресс-службе ФАС сказали, что пока не готовы комментировать этот вопрос. По данным «Медузы», речь может идти, например, о браузере для доступа к инфраструктуре электронного правительства.

Среди браузеров, поддерживающих российское шифрование, есть только Microsoft Edge и «Яндекс.Браузер», и то только на десктопных платформах, напоминает эксперт по кибербезопсности Кирилл Керценбаум.

 

Но могут возникнуть сложности с правоприменительной практикой: мобильный телефон обычно путешествует со своим владельцем в другие страны, и если на границе это будут рассматривать как экспорт СКЗИ, ничего хорошего из идеи не получится, поясняет технический директор компании Qrator Labs Артем Гавриченков: «Если предустанавливаемые приложения можно будет удалить и если поддержка шифрования ГОСТ потребуется только на уровне приложений, а не операционной системы, то проблем по факту не будет. Если хотя бы одно из этих требований не будет выполнено, то ситуация печальная вне зависимости от конкретно шифрования».

Внедрение отечественного шифрования само по себе не снизит защищенность устройств, зато сессии с сайтами, просматриваемыми с использованием российского шифрования, легче поддаются мониторингу и анализу со стороны российских спецслужб, добавляет Керценбаум.

Код независимости: как Лукашенко снижает зависимость Белоруссии от России через цифровую экономику

Принудительная загрузка

На этапе обсуждения закона в 2019 году производители техники в лице Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), объединяющей Apple, Samsung, Dell и других, выступали против обязательной предустановки отечественных приложений. В ноябре РАТЭК просила Владимира Путина отклонить закон, предупредив, его в частности, о риске монополизации в сфере российского ПО. Однако Путин документ все же подписал.

 

Бизнес предупреждал президента и о том, что закон противоречит договору о Евразийском экономическом союзе и нарушает принципы Всемирной торговой организации. Информация о законе в конце декабря докладывалась на совете Евразийской экономической комиссии, и было принято решение, что закон не противоречит требованиям законодательства ЕАЭС, заявил в интервью Forbes заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. В пресс-службе Евразийской экономической комиссии не ответили на запрос Forbes.

В феврале участники рынка публично согласились исполнять закон. Такие заявления последовали в частности, со стороны компаний Samsung, Xiaomi и Huawei. В пресс-службе Xiaomi Forbes заверили, что процедура предустановки приложений от локальных разработчиков «тщательно отработана» и компания готова к вступлению закона в силу. Компания Huawei подчеркивает, что «рада сотрудничеству с российскими разработчиками ПО» и «стремится найти оптимальное решение для всех участников рынка» по вопросу предустановки, сообщил Forbes ее представитель. Детали переговоров и обсуждаемые бизнес-модели в компаниях не раскрывают.

Позиция Samsung, Huawei и Xiaomi не стала сюрпризом: компании уже имеют опыт предустановки российских приложений на новые смартфоны. Согласится ли на это Apple, которая подобного опыта в России не имеет? Техника Apple имеет собственную операционную систему iOS и ее готовность предустанавливать сторонние приложения, особенно антивирусы, вызывала у экспертов сомнения. Но в ФАС считают, что с этим проблем не возникнет. «У нас есть понимание, что это [требование закона] реализуемо всеми участниками рынка», — заявил Голомолзин.

В других регионах Apple не в новинку адаптировать бизнес под местное законодательство, указывают в ФАС. По данным службы, Apple, например, устанавливает специальное ПО для совместимости с японским национальным стандартом NFC-платежей Felica — такие данные приводились в концепции подзаконных актов, разработанной ФАС (есть у Forbes). Apple пока не делала официальных заявлений относительно нового российского закона, представитель компании на запрос Forbes не ответил.

 

Тем не менее Apple уже задумалась, стоит ли разрешить пользователям iPhone и iPad выбирать по умолчанию сторонние браузеры и почту в качестве решений по умолчанию вместо собственных браузера Safari и почты, которые являются двумя самыми используемыми приложениями на iPhone и iPad, сообщил в феврале Bloomberg со ссылкой на источники. По данным агенства, инициатива связана с претензиями международных вендоров, который считают, что Apple ведет себя нечестно, и жалуются регуляторам. Обсуждение находится на ранней стадии, и окончательные решения не приняты. Альтернативные решения — это размещение приложений на экране, как у Android, говорится в отчете Goldman Sachs. Инвестбанк напоминает, что на Россию приходится небольшая часть выручки группы Apple — около 1%.

20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+