К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бизнес в стиле хиппи: как построить в коммуне самый дорогой стартап в сфере воздушного электротакси

Фото Joby Aviation
Фото Joby Aviation
Предприниматель Джобен Бевирт, названный в честь персонажа романа Кена Кизи, намеревается создать сервис авиатакси по цене UberX. Он привлек от инвесторов почти $750 млн, пообещав уложиться к 2023 году. Но остается вопрос: смогут ли его летательные аппараты с аккумуляторами от электромобилей подняться в воздух?

Джобен Бевирт учился во втором классе, когда ему впервые пришла в голову идея воздушного судна, которое могло бы взлетать и приземляться как вертолет. В те времена, когда он возвращался из школы домой в поселение хиппи, где не было электричества и которое располагалось среди секвой на севере Калифорнии, ему приходилось подниматься в гору семь километров. «Это был ооооочень долгий подъем, ― смеется Бевирт. ― И я мечтал о путях попроще».

Четыре десятилетия спустя он приблизился к этой цели вплотную. На ранчо неподалеку от Мекки для серферов — Санта-Круз, в окрестностях которой он вырос, Бевирт тайно разработал электросамолет на шести винтах с изменяемым углом наклона. Создатель летательного аппарата утверждает, что устройство сможет перевозить пилота и четырех пассажиров на расстояние 240 км при скорости 320 км/ч и будет настолько тихим, что останется незаметным среди городского шума. По оценкам экспертов, изготовление пока не имеющей названия машины обойдется в сумму от $400 000 до $1,5 млн. Но бизнесмен надеется, что его разработка станет основой обширной сети авиатакси для перемещений с крыши на крышу, ее он намерен выстраивать и эксплуатировать самостоятельно. Предприниматель стремится избавить горожан от запутанных дорог и экономить людям до часа в день по цене, сопоставимой с поездкой по тарифу UberX, или $2,5 за милю (1 миля — 1,6 км).

Запасной аэродром: что известно о секретном стартапе основателя Google Ларри Пейджа

 

Звучит невероятно, но у 47-летнего Бевирта весьма влиятельная группа поддержки. В числе инвесторов его компании Joby Aviation — благотворительный фонд Лорен Пауэлл Джобс Emerson Collective и фирма Capricorn Investment Group Джеффа Сколла, который в свое время одним из первых вложился в Tesla. В январе его стартап получил около $400 млн от автоконцерна Toyota. В совокупности к настоящему времени детищу Бевирта удалось привлечь $745 млн инвестиций, благодаря чему бизнес теперь оценивается в $2,6 млрд. Гендиректор Toyota Акио Тойода однажды сказал Бевирту, что силами Joby Aviation он надеется осуществить мечты о летающих автомобилях своего деда Киитиро — основателя Toyota Motors, который перед Второй мировой войной разрабатывал воздушные суда. Инженеры японской корпорации совершенствуют технологию Joby Aviation для того, чтобы новое транспортное средство было легко запустить в массовое производство с темпами, более привычными автомобильной промышленности, нежели авиации. Кроме того, инвестор помогает бизнесмену со строительством фабрики в округе Монтерей в Калифорнии, где планируется выпускать тысячи единиц нового транспортного средства ежегодно.

Джобен Бевирт
Джобен Бевирт·Фото Ethan Pines for Forbes

Joby Aviation ― самый финансируемый и самый дорогой стартап из числа ярких новичков рынка, которые через передовые технологии в сфере аккумуляторных батарей и электродвигателей пытаются увести авиацию от ископаемого топлива и создать новые типы воздушных судов, в том числе такие, которые будут использоваться в качестве авиатакси. Никто пока не знает, каких масштабов достигнет эта сфера и взлетит ли бизнес вообще, однако аналитики с Уолл-Стрит уже бросаются большими цифрами. Согласно отчету Morgan Stanley, зарождающаяся сегодня индустрия к 2040 году будет приносить порядка $674 млрд ежегодно.

 

Мечтатели безуспешно пытаются строить летающие машины уже сотню лет. Скептики полагают, что Joby Aviation и его конкуренты начали слишком рано и опережают события по меньшей мере на десять лет: лучшие на сегодня батареи вмещают в 14 раз меньше энергии по весу, чем реактивное топливо. А с учетом того, какая сильная тяга необходима для вертикального взлета воздушного судна, критики пока сходятся на том, что без значительного усовершенствования аккумуляторных технологий электрические авиатакси не будут отличаться территориальным охватом и грузоподъемностью, достаточными для полноценного коммерческого запуска. Более того, еще остается нелегкая задача убедить регулирующие органы в том, что подобный транспорт безопасен для перелетов.

Летучий «Убер»: производитель беспилотных воздушных такси из Китая хочет привлечь $100 млн на Nasdaq

Сам Бевирт заявляет, что сейчас ему под силу выпустить конкурентное и безопасное воздушное судно благодаря высококлассным литий-ионным элементам, которые уже используются в электромобилях. Помимо этого, Joby Aviation ― единственный стартап, заявляющий о готовности уложиться в амбициозные сроки Uber по запуску городского сервиса авиатакси к 2023 году. Бизнесмен заверяет, что к тому времени он получит сертификацию безопасности от Федерального управления гражданской авиации США и его стартап станет первым производителем авиатакси, который добьется этого.

 

Предприниматель из коммуны хиппи

Будущий стартапер воспитывался в общине, изолировавшейся вдали от городской среды. Первичное представление о проектировании он получил, помогая чинить фермерское оснащение и строя дома вместе с отцом Роном Бевиртом, который в 60-х на заре психоделической революции был членом коммуны «Веселые проказники». Джобена назвали в честь персонажа романа «Порою блажь великая», который написал предводитель общины Кен Кизи, более известный как автор книги «Пролетая над гнездом кукушки».

Во взрослом возрасте Бевирт воссоздал эту коммуну, но уже с капиталистическим уклоном, на уединенной территории с лесными угодьями и лугами общей площадью в 180 гектаров прямо на Тихоокеанском побережье. Этими обширными владениями предприниматель обзавелся, продав предыдущие свои проекты: фирму Velocity11, производившую роботов для обращения с жидкими образцами при клинических испытаниях новых препаратов, а также бренд гибких штативов для видеокамер GorillaPod. Территория включает в себя старый карьер, где Бевирт проводил первые летные испытания. Тут же в маленьких домах селятся сотрудники Joby Aviation. Прежде чем сосредоточить силы на разработке летательного аппарата, бизнесмен помогал развиваться другим стартапам, и все работали вместе в большом сарае. Чтобы кормить подчиненных, руководитель построил рядом ферму органических продуктов.

Немецкий стартап Volocopter представил проект летающего такси

Такая среда стала основой для сплоченной команды: некоторые сотрудники Joby Aviation начинают день с совместных занятий серфингом, а заканчивают приготовлением пиццы на весь коллектив под открытым небом. Совещания сопровождаются то и дело повторяющимися восклицаниями и восторженными возгласами.

«В их корпоративной культуре принято давать пять и обниматься, и все это началось с Джобена, ― рассказывает Джим Адлер, управляющий директор инвестиционного фонда Toyota AI Ventures, убедивший своих коллег вложиться в стартап Бевирта в 2017 году. ― Он практически излучает энергию, и она переходит на всех остальных».

 

Хотя Joby Aviation помогает в организации экосистемы совместных полетов в рамках платформы Uber, стартап в значительной степени нацелен на управление собственным сервисом частных авиаперевозок. Данный подход помогает привлекать инвесторов. «Если бы дело ограничивалось только выпуском транспортного средства без привязки к услугам, ни о каких инвестициях я бы и не подумал», ― признается Адлер.

От фотохостинга к авиации: как сооснователь Pinterest развивает сервис воздушного такси

Тем не менее на обустройство взлетно-посадочных площадок, разработку программного обеспечения и другие компоненты инфраструктуры от инвесторов потребуется гораздо больше средств ― и терпения тоже. Стартап хочет строить летательные аппараты исключительно для собственного использования и не планирует продавать их сторонним организациям, тем самым еще больше отдаляя тот день, когда вложенные в бизнес миллиарды наконец окупятся.

Пятиместный аппарат Joby Aviation имеет куда больший потенциал доходности по сравнению с более скромными двухместными мультикоптерами, которые разрабатываются компаниями Volocopter в Германии и EHang в Китае. Но безусловным минусом американской конструкции является ее вес. Дело в том, что существенная часть массы приходится на батареи. И исходя из данных моделирования, которое по авиаспецификациям Бевирта для Forbes провел эксперт в области аккумуляторных батарей из Университета Карнеги ― Меллона Венкат Висванатхан, пока остается неясным, будет ли их мощности достаточно для поставленных задач.

 

Основатель Google работает над созданием огромного секретного дирижабля

По расчетам исследовательской группы из университета, чтобы добиться заявляемого запаса энергии на преодоление 240 км и дополнительного резерва, который требует Федеральное управление гражданской авиации (фактически при летных испытаниях этого добиться пока не удалось), двухтонному летательному аппарату Joby Aviation понадобится аккумуляторный блок массой почти в тонну. Если вычесть еще 450 кг (минимальный вес людей на борту), то на планер, сиденья и оборудование остается только 720 кг ― всего лишь треть от общего веса машины. Это на 35% меньше, чем в любом другом сертифицированном серийном самолете. Вывод может быть следующий: либо стартап создал невероятно легкий и эффективный планер, как заверяет Бевирт, либо дальность полетов окажется в итоге меньше. Еще одна проблема заключается в том, что Федеральное управление гражданской авиации может потребовать дополнительные меры безопасности, которые тоже снизят ходовые качества.

«То, что мы делаем, ― крайне сложная задача, ― говорит Бевирт. ― Перед нами не только технические сложности авиационного проектирования, но и последующая перспектива изменить привычки всех людей при ежедневных передвижениях по нашей планете».

Перевод Антона Бундина

 

10 примет времени, перевернувших нашу жизнь

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+