К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зачем это «Яндексу», что скажет Греф и где будет работать Тиньков: главные вопросы о сделке «Яндекса» и Тинькофф Банка

Фото «Ведомости» / PhotoXPress.ru
Фото «Ведомости» / PhotoXPress.ru
Покупка «Яндексом» 100% акций «Тинькофф» стала главной новостью недели, но в этом партнерстве еще далеко не все понятно. Forbes поговорил с аналитиками и рассказывает, зачем сделка нужна обеим сторонам, изменится ли сервис любимого банка миллениалов и пойдет ли Олег Тиньков работать в «Яндекс»

СМИ пишут о том, что «Яндекс» предварительно договорился о покупке «Тинькофф». Это значит, что сделки не было? 

Документы по сделке действительно еще не подписаны, но озвученное публично заявление говорит о том, что намерения у обеих сторон более чем серьезные, комментирует аналитик «Ренессанс Капитала» Николай Теплов. Точная дата заключения сделки пока неизвестна. «Понимание сроков есть, но называть эти сроки немного рановато», — рассказал в беседе с Forbes источник, близкий к «Яндексу»

Почему вообще «Яндекс» и «Тинькофф» решили объединиться? «Яндекс» же был партнером Сбербанка.

 

Возможность объединения компаний Олег Тиньков и Аркадий Волож обсуждали еще на ПМЭФ в 2019 году. Тиньков тогда отметил, что «внутри любой экосистемы должен быть банк, потому что люди должны платить за услуги и сервисы». «Вопрос в «Яндексе». Он с Тиньковым или со Сбером? Вот это непонятно, — рассуждал банкир. — Я считаю, что если мы объединимся в самом широком смысле с «Яндексом», то Сбербанку мало не покажется <...> Потому что самые талантливые люди работают в этих двух компаниях». Он обратился к Воложу с призывом «Давайте объединяться». Волож тогда оценил предложение как интересное, но отметил, что «Яндекс» «ведет подобные разговоры [с разными игроками рынка] постоянно».

«Яндекс» пытался развивать бизнес совместно со Сбербанком, но партнерство оказалось малорезультативным, напоминает старший аналитик банка «Уралсиб» Наталия Березина. Так, в июне компании объявили о разделе двух совместных предприятий: «Яндекс.Денег» и «Яндекс.Маркета». «Яндекс» выкупил у Сбербанка 45% «Яндекс.Маркета» за 42 млрд рублей и таким образом консолидировал 100% торговой платформы. В свою очередь Сбербанк купил у «Яндекса» долю в 25% плюс 1 рубль в «Яндекс.Деньгах» по предварительным оценкам за 2,4 млрд рублей, что позволило госбанку консолидировать проект. Развод связан с тем, что «конкуренция между экосистемами Сбербанка и «Яндекса» стала нарастать», утверждал первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис.

 

Зачем сделка нужна «Яндексу»?

Для «Яндекса» сделка — это в первую очередь выход на финансовый рынок, объясняют опрошенные Forbes эксперты.  

После разрыва со Сбербанком «Яндекс» потерял присутствие в «Яндекс.Деньгах», а финтех-сегмент крайне важен для так называемой Uber-экономики, считает Дмитрий Завалишин, создатель «Яндекс.Маркета», который до 2004 года отвечал за разработку портальных сервисов «Яндекса». «Присутствие в финтехе обязательно для «Яндекса». И «Тинькофф» — очень хорошая замена [Сбербанку]. Развитие «Яндекс.Денег» можно назвать спокойным, без прорывов, а в «Тинькофф» есть генератор идей Олег Тиньков и собственная инфраструктура, типовая для банков — например, своя страховая компания», — рассуждает эксперт. 

 

«Тинькофф» станет связующим звеном между многочисленными сервисами экосистемы «Яндекса», пишут аналитики «Ренессанс Капитала» в записке для клиентов. Интеграция банка поможет «Яндексу» узнать больше о финансовом поведении пользователей, а значит, улучшить таргетинг рекламы, сказано в записке Sova Capital. Кроме того, «Тинькофф» нарастит продуктовое предложение «Яндекса» финансовыми услугами. «Некоторые из них «Яндексу» не особо нужны (например, ипотечное кредитование), другие же, напротив, он с готовностью будет развивать — например, финансирование цепочки «товар — поставщик — продажа в интернет-магазине», — сказано в записке «Ренессанс Капитала».  «Мы не будем удивлены, если «Яндекс» углубится в логистику или исследует совершенно новые области, такие как цифровое здравоохранение или корпоративное программное обеспечение», — говорится в записке Sova Capital. 

Зачем сделка нужна «Тинькофф»?

Для «Тинькофф» партнерство с крупнейшей российской IT-компанией будет означать выход на новый уровень охвата населения, считает аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. «По сути это повторение пути Сбербанка, который трансформируется из классической кредитной организации в диверсифицированную структуру с финансовыми услугами и другими онлайн-сервисами», — говорит он. 

Банк сможет использовать знания о пользователях «Яндекса», чтобы сделать более эффективной оценку кредитоспособности, пишет «Ренессанс Капитал». Предлагать финансовые продукты пользователям «Яндекса» (ежемесячная уникальная аудитория собственных рекламных ресурсов «Яндекса» в августе составляла, по данным «Яндекс.Радара», 84,4 млн), а также водителям «Яндекс.Такси» и продавцам «Яндекс.Маркета», применять рекламную платформу «Яндекса» для сокращения маркетинговых расходов («Тинькофф» потратил более 3 млрд рублей на маркетинг и рекламу в первом полугодии 2020 года, приводят цифры аналитики). 

Как сделка изменит рынок?

 

Такой альянс может создать очень сильного игрока в области информационно-финансовых технологий, подтверждает Кочетков. «За рубежом уже давно говорят о возможности прихода крупных технологических гигантов (Alphabet, Amazon, Apple, Facebook и др.) в финансовую сферу, что может полностью изменить ее облик, и «Яндекс» отлично вписывается в этот тренд», — говорит он.

Звучит как светлое будущее. Но наверняка есть и риски?

Есть, и главный из них заключается в том, как именно будет реализована интеграция «Тинькофф» и не повредит ли этот процесс основному бизнесу IT-гиганта. 

Комфортно консолидировать «Тинькофф» и обеспечить, чтобы его команда оставалась мотивированной, а также следить за тем, чтобы ее организационный механизм не развалился после смены контроля — «легче сказать, чем сделать», скептичны аналитики Sova Capital. «Любое отвлечение руководства может привести к дорогостоящим ошибкам и сбоям в основной деятельности «Яндекса», в то время как любой синергии, вероятно, потребуется время, чтобы материализоваться. <...> У «Яндекса», вероятно, будут сложные два-четыре квартала после приобретения», — говорится в аналитической записке Sova. 

 

«Яндекс» уже является «Google, Uber и Amazon в России», однако добавление кредитного портфеля на сумму более 320 млрд рублей выводит корпоративную сложность на новый уровень и ставит совершенно новые задачи — от необходимости соблюдать банковские правила до неприятных проблем, таких как взыскание безнадежных долгов, которые вряд ли совместимы с имиджем удобной интернет-компании, пишут аналитики Sova. 

Высокая оценка «Яндекса» связана с существенным потенциалом структурного роста большинства бизнесов компании. А покупка «Тинькофф» будет означать выход в сегмент потребительского кредитования — цикличного бизнеса с гораздо более низким уровнем оценок, прогнозируют в «Ренессанс Капитале». Покупка и интеграция «Тинькофф» станет еще одним проектом, который потребует огромного управленческого ресурса. 

Кстати про управление — уже понятно, кто будет заведовать «Тинькофф» в новой структуре? Олег Тиньков пойдет работать в «Яндекс»?

Этот же вопрос на ПМЭФ-2019 задал банкиру Аркадий Волож. «И я буду, и ты будешь! Давайте интегрироваться», — ответил тогда Тиньков. После анонса сделки Тиньков в комментарии Reuters подтвердил, что планирует остаться в компании после возможной покупки «Яндексом».

 

«С одной стороны кажется, что сам Тиньков токсичен для «Яндекса» из-за проблем с США, но кого и когда у нас это пугало? — рассуждает Завалишин. — Тиньков — визионер, и, судя по всему, он не потерял желания работать. Так что я бы предположил, что он продолжит управлять направлением финтеха и, вполне возможно, окажет влияние на развитие и других сервисов «Яндекса». «К Олегу Тинькову в «Яндексе» очень хорошо относятся, он талантливый и успешный бизнесмен, — согласен источник Forbes, близкий к «Яндексу». — Команда там самая сильная в российском банкинге, я их многих лично знаю. Очень крутые ребята».

Сам Олег Тиньков уже несколько лет не участвует в операционном управлении банком, напоминает аналитик Fitch Антон Лопатин, а вот менеджерская команда банка — очень важный актив. По словам собеседника Forbes, близкого к «Яндексу», команда банка останется на месте: «это часть сделки». «Яндекс» покупает команду и бизнес. «Тинькофф» останется самостоятельной структурой внутри «Яндекса» и будет действовать как самостоятельный бизнес», сказал Forbes источник, знакомый с деталями сделки.

Сумма сделки составит почти $5,5 млрд. Это справедливая цена за банк Тинькова? 

Сложно сказать. Предполагаемая цена покупки $27,64 за акцию Тинькофф Банка подразумевает дисконт 5% к целевой цене на горизонте 12 месяцев — это справедливая, но далеко не щедрая цена, учитывая, что акции «Тинькофф» заметно выросли с минимальных уровней середины марта. Такая цена не предусматривает практически никакой премии для миноритарных акционеров «Тинькофф» на текущих ценовых уровнях, говорится в записке «Ренессанс Капитала». 

 

Объявленная цена сделки в $5,5 млрд составляет четыре  капитала банка «Тинькофф», что является неплохим показателем в условиях сложной экономической ситуации, говорит младший вице-президент, аналитик Moody’s Мария Малюкова. Но в опубликованных сообщениях компаний «Тинькофф» и «Яндекс» называется общая сумма сделки, а она не является финальным итогом переговоров, подчеркивает аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. К моменту подписания обязывающих документов по сделке, если она состоится, цена акций «Яндекса», которыми в том числе планируется оплатить покупку, может сильно измениться как в одну, так и в другую сторону, предупреждает он. Нельзя исключать и того, что покупатель потребует дисконт после завершения юридической экспертизы «Тинькофф». «Как бы то ни было, в этой сделке главный параметр не цена активов, а ее неизбежность. Если «Яндекс» и «Тинькофф» хотят конкурировать с другими экосистемами во главе со Сбербанком, то у них нет иного выхода, кроме объединения», — резюмирует эксперт.

После объявления о сделке цена акций «Яндекса» резко взлетела — Мосбиржа даже приостанавливала торги ими. Что это было?

Обыкновенные акции «Яндекса» на Московской бирже действительно подорожали больше чем на 20% за 10 минут после объявления сделки, из-за чего торги временно были переведены в режим дискретного аукциона (режим торгов, используемый биржей в случаях резких колебаний котировок). «В один момент капитализация компании выросла на сумму большую, чем капитализация самого Тинькофф Банка. Я думаю, что это в основном связано с действиями спекулянтов на рынке. Сложно рассуждать о том, насколько этот рост долгосрочный, потому что большую роль играет еще и движение мировых рынков. Все также будет зависеть от того, когда будет открываться сделка с Тиньковым», — прокомментировал аналитик «Ренессанс Капитала» Николай Теплов. Источник Forbes в одном из аналитических агентств считает, что резкий скачок стоимости акций связан еще и с тем, что акционеры «Яндекса» считают цену, за которую IT-компания покупает банк, «крайне привлекательной». 

Как на новость отреагировал Сбербанк?

 

Лаконично. «Мы не боимся конкуренции и уважаем наших конкурентов», — прокомментировал Герман Греф готовящуюся сделку.

Главным инфоповодом недели должна была стать конференция Сбербанка. Но объявление о сделке «Яндекса» и «Тинькофф» перетянуло все внимание общественности на себя. Это была продуманная месть бывшему партнеру?

«Не планировалось смазывать их инфоповод. Объявить о сделке хотели позднее, в конце октября начале ноября, но произошли утечки и пришлось реагировать», — уверяет источник Forbes, близкий к «Яндексу»

Многие переживают, что после слияния сервис «Тинькофф» испортится, и пора «резать карточку». Есть ли причина для волнений?

 

В ближайшее время для пользователей Тинькофф Банка ничего не изменится, считает Завалишин. «Как правило, такие альянсы не влияют на потребителей быстро. В течение года мы, скорее всего, не увидим структурных изменений, лишь техническое взаимодействие. Например, Тинькофф Банк станет основным платежным средством в сервисах «Яндекса», — прогнозирует он. По словам Антона Лопатина из Fitch, в долгосрочной перспективе какие-то направления «Тинькофф» могут быть упразднены, а какие-то, наоборот, расширены. «В «Яндексе» нет никакой компетенции на тему финансовых рынков и нет иллюзии, что они есть. Поэтому «Яндекс» в «Тинькофф» менять ничего не собирается», — успокаивает собеседник Forbes, близкий к «Яндексу».

20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+