Акции расположенной в Финиксе компания Nikola завершили первый день на бирже на отметке в $33,75. В результате рыночная капитализация компании составила около $12 млрд. Стоимость доли крупнейшего акционера компании Тревора Мильтона Forbes оценивает примерно в $3,7 млрд по состоянию на момент закрытия торгов в четверг.
«Как работают профи»
Выход Nikola на биржу можно считать одним из самых смелых дебютов на Уолл-cтрит для высокотехнологического транспортного стартапа со времен IPO Tesla десять лет назад.
В последние месяцы интерес к компании рос, и, по словам Мильтона, не только со стороны инвесторов, которые готовились к выходу Nikola на NASDAQ. «Сейчас мы ведем переговоры практически с каждым производителем автокомпонентов в мире», — рассказал он Forbes. Отчасти это произошло благодаря приходу в совет директоров Nikola Стива Гирски, бывшего заместителя председателя совета директоров General Motors. Стремительный выход Nikola на NASDAQ произошел в результате обратного слияния с публичной компанией Гирски VectoIQ, которое было завершено 2 июня. Об этой сделке стороны договорились еще 3 марта, накануне введения карантина из-за COVID-19.
«Интересно, что к сотрудничеству с нами больше открыты группы, от которых вы этого не ожидаете», — сказал Гирски, намекнув, что в ближайшие недели может быть объявлено о новых партнерствах. Сейчас Nikola работает совместно с итало-американской корпорацией СNH/Iveco над созданием электрических грузовиков Nikola Tre, которые появятся на европейском рынке в 2021 году. Часть этих грузовиков пойдет на экспорт в США ― до тех пор, пока не откроется американская фабрика по изготовлению моделей как с электродвигателями, так и с водородными топливными элементами. «В следующем году у нас начнется полномасштабный выпуск грузовиков в немецком Ульме, а еще через год ― здесь, в Аризоне. Мы станем одними из первых в своем деле и покажем всем, как работают настоящие профи», ― оптимистичен Мильтон.
Как и Tesla Илона Маска, Nikola планирует строить топливные станции для заправки своих автомобилей. На этой неделе компания объявила, что собирается приобрести у норвежской компании Nel оборудование на $30 млн, чтобы производить 40 000 кг водорода в день из воды и возобновляемого электричества. «Эти электролизеры станут основой для пяти мощных водородных станций, которые покроют множество штатов и маршрутов для большегрузных автомобилей», — заявил Мильтон. Он отказался рассказать Forbes, где будут построены эти первые станции, хотя некоторые из них, несомненно, будут расположены в Калифорнии, где в целях сокращения выбросов углерода предусмотрены льготы для экологичных грузовиков.
Хотя у Nikola самые амбициозные планы по производству водородных грузовиков и водородного топлива, в этой сфере с ней конкурируют и крупные игроки — Hyundai Motor и Toyota Motor Corp. Toyota уже несколько лет тестирует грузовики на водородных топливных элементах в порте Лос-Анджелеса, а Hyundai на этой неделе открыл первую в Южной Корее водородную топливную станцию для грузовых автомобилей. В нише грузовых автомобилей Nikola является потенциальным конкурентом Tesla, причем с детищем Илона Маска компания судится за авторские права на разработки. Автопроизводителю удалось привлечь $600 млн на организацию производства на новом заводе в городе Кулидж в штате Аризона.
Как мормон-самоучка заработал $1 млрд на водородных грузовиках
Проверка реальностью
Амбициям Nikola предстоят большие испытания, ведь как полноценный бизнес компания себя еще не проявила. А на завершение строительства завода, открытие сети зарядных станций и заправок с водородным топливом, а также вывод на рынок гибридного пикапа Badger ей потребуется гораздо больше капитала.
Согласно заявлению, поданному в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, в компании считают, что понадобится «дополнительно привлечь $700 млн венчурного капитала в конце 2021-го — начале 2022 года». Кроме того, есть вероятность, что в 2023-2024 годах Nikola займет на рынке еще $500 млн. В период с 2022 по 2024 год расходы на водородные заправочные станции, производящие экологически чистую энергию из воды и электричества из возобновляемых источников, достигнут почти $1 млрд.
В Nikola уже получили заказы на сумму $10 млрд от таких компаний, как производитель пива Anheuser-Busch, который хочет приобрести 800 экологически безопасных тяжеловесов. К настоящему моменту производитель грузовиков еще не научился стабильно наращивать выручку, но по плану объем продаж вырастет с $150 млн в 2021-м до $3,2 млрд в 2024 году. Тогда же, если верить заявлениям компании, она надеется продать или сдать в аренду 7000 единиц электромобилей и 5000 — с водородным топливным элементом.
Ранее Forbes уже подробно рассказывал историю Nikola и Тревора Милтона.
Несмотря на то, что компания еще не поставила грузовики коммерческим клиентам, наблюдается устойчивый рост интереса к водородным элементам в большегрузных автомобилях, особенно для перевозок на большие расстояния. Дело в том, что топливные элементы намного легче аккумуляторов, их можно заправлять так же быстро, как дизельные или бензиновые модели. Чтобы обеспечить своим футуристичным грузовикам наилучшие ходовые качества и вывести их на большую дорогу, производитель, помимо сотрудничества с Iveco, заручился поддержкой таких партнеров, как Bosch, американский изготовитель запчастей Meritor, компания Hanwha из Южной Кореи, выпускающая солнечные панели, а также норвежский разработчик водородных двигателей Nel.
Технология с использованием топливных элементов подразумевает генерирование электроэнергии в результате химической реакции водорода с кислородом, причем побочным продуктом является обычный водяной пар. Технология известна еще с 1960-х, но ранние способы ее реализации были слишком затратными и недостаточно долговечными для повседневного применения. За последнее десятилетие многое изменилось: стоимость материалов и топливных баков устойчиво понижалась, а сама технология становилась более продуманной. В то время, как промышленный водород обычно получают из природного газа, новые методы синтеза «экологичного» водорода из воды и электричества с солнечных и ветряных ферм сделали данный тип топлива чрезвычайно привлекательным вариантом для регуляторов сферы окружающей среды в Калифорнии, Европе, Японии, Южной Корее и Китае.
Мильтон, как и Маск, не стесняется при случае похвастаться возможностями своей компании: «В Nikola мне очень нравится то, что мы показали всем, как можно радикально преобразить целую индустрию. Сейчас водород ― самая горячая тема обсуждений во всем секторе грузового автомобилестроения. Угадайте, чья это заслуга? По большей части это стало реальностью именно благодаря Nikola, а еще куче других замечательных людей, которые работали над этим долгие десятилетия».
Перевод Антона Бундина и Натальи Балабанцевой