В апреле в городе Скоттсдейл, штат Аризона, проходила презентация Nikola Motor Company. В разгар мероприятия 37-летний основатель и CEO автомобильной компании Тревор Милтон с грохотом выкатился на сцену на самом экологичном в мире транспорте — он сидел на красном дилижансе пивоварни Anheuser-Busch InBev, запряженном восьмеркой лошадей породы Клейдесдаль. «С их помощью строилась Америка», — заявил он, указав на породистых лошадей.
В зрительном зале выставочного комплекса раздались одобрительные возгласы 2000 гостей, среди которых были руководители автомобилестроительных компаний, журналисты, грузоперевозчики и представители Anheuser-Busch InBev. Милтон в своей речи напомнил собравшимся, что когда-то на смену лошадям пришло дизельное топливо. По его словам, вскоре таким же образом на смену нефти придет новый источник топлива — водород.
Водород — не только самый распространенный элемент во Вселенной, но и топливо будущего, не загрязняющее атмосферу вредными веществами. Побочные продукты производства электричества из водорода — это вода и тепло. По словам главы Nikola Motor Company, водородное топливо хорошо подходит для тяжелых грузовых фур. Водород поступает в топливный элемент, который затем преобразует его в ток, необходимый для питания электродвигателя.
Различные компании работают над созданием автомобилей на водородных топливных элементах вот уже на протяжении шести десятилетий. Еще в 1966 году концерн General Motors представил первый прототип подобного автомобиля Electrovan, но в итоге он так и не был запущен в массовое производство. В 2000 году стоимость акций пионера в производстве топливных элементов Ballard Power Systems достигала $140, однако сейчас они торгуются ниже отметки $5. Президент Джордж Буш-младший инвестировал деньги налогоплательщиков в исследования водородной энергетики. Тем не менее, на дорогах США сейчас можно встретить не более 7500 автомобилей на водородных топливных элементах.
Прототипы своих гибридных грузовиков Nikola Motor разрабатывала в Финиксе, штат Аризона, где расположена штаб-квартира компании. Однако для запуска полномасштабного производства компании нужен свой завод. Поэтому Милтон привлек более $500 млн от европейского производителя тяжелых грузовиков CNH Industrial, немецкого технологического гиганта Bosch, хедж-фонда ValueAct, южнокорейского производителя элементов солнечных батарей Hanwha, норвежской энергетической компании Nel Hydrogen и производителя баллонов высокого давления Worthington Industries. Ему понадобится не менее $1 млрд для строительства завода в Кулидже, штат Аризона, производства первых грузовиков и открытия десяти заправочных станций в Калифорнии и Аризоне.
CNH Industrial инвестировал в Nikola Motor Company $250 млн. Это большое подспорье для автокомпании, рыночная стоимость которой сейчас оценивается в $3 млрд. Милтону принадлежит более 40% акций компании. По оценкам Forbes, его состояние составляет не менее $1,1 млрд. Это означает, что гендиректор Nikola Motor Company стал первым в истории миллиардером, разбогатевшим на производстве грузовиков на водородных топливных элементах.
«Речь не только о производстве топливных элементов, но и о создании настоящей альтернативы, которая сможет составить конкуренцию дизельному топливу и заменить его», — говорит Тревор Милтон.
Благодаря электромобилям Tesla многие американские водители отказались от бензина. Однако основатель Tesla Илон Маск, который также планирует запустить массовое производство электрогрузовиков, высмеял «глупые топливные элементы» и назвал водородное топливо «чушью». Но в наши дни водородную энергетику с трудом можно назвать глупой идеей.
Во-первых, на юго-западе США производят слишком много солнечной энергии, благодаря чему избыточную энергию можно направлять на недорогое производство водородного топлива из воды. Во-вторых, аккумуляторные батареи не подходят для дальних грузоперевозок — на их зарядку уходит много времени, а сами они достаточно тяжелые.
18-колесный гибридный грузовик Nikola Motor Company на водородных топливных элементах обладает мощностью в 1000 лошадиных сил. В нем установлен топливный бак из углеродного волокна. Запас хода без подзарядки составляет примерно 1200 км, а масса грузовика — 9 тонн. Представители автоконцерна подчеркивают, что для создания электрогрузовика с такими же мощностью и запасом хода потребуется литий-ионный аккумулятор, который увеличит его массу примерно на 2,2 тонны.
Пивоваренная компания Anheuser-Busch InBev планирует в ближайшем будущем отказаться от грузовиков с двигателем внутреннего сгорания и уже заказала у Nikola Motor Company 800 гибридных фур. Производитель пива Budweiser возьмет гибридные грузовики в аренду на 7 лет. Стоимость аренды одного тягача (учитывая топливо) составит до $1 млн. Если автоконцерну Милтона удастся вовремя поставить грузовики, Anheuser-Busch InBev будет использовать их для перевозки пива Budweiser с Западного побережья в дистрибуционные центры, расположенные за сотни километров оттуда. Если производитель поставит пивоваренной компании 800 тягачей, грузоперевозчики вроде U.S. Xpress также оформят предзаказы на сумму в $10 млрд.
Тревор Милтон — не единственный визионер в области водородной энергетики. Корейский конгломерат Hyundai Group инвестировал $6,7 млрд в разработку автомобилей на водородных топливных элементах. В июле производитель дизельных двигателей Cummins поглотил компанию Hydrogenics, которая занимается изготовлением топливных элементов. В следующем году гиганты автомобильной промышленности General Motors и Honda откроют в Мичигане завод для массового производства топливных элементов, в строительство которого они инвестировали $85 млн. Японский автогигант Toyota откроет в американском городе Лонг-Бич завод, на котором из коровьего навоза будут производить водородное топливо для грузовиков, разработанных совместно с автомобилестроительной компанией Kenworth.
Тревор Милтон с самого детства любил копаться в гараже. До выхода на пенсию его отец работал в железнодорожной компании Union Pacific Railroad. Как-то раз, когда будущему предпринимателю было шесть лет, отец взял его с собой на работу. Именно тогда он загорелся идеей узнать, как устроено все в этом мире. Он поступил в один из университетов в штате Юта, но бросил учебу через полгода и присоединился к мормонам-миссионерам, с которыми отправился в Бразилию. Посмотрев на местные трущобы, Милтон задумался об экологических проблемах. «Это путешествие по-настоящему открыло мне глаза», — вспоминает предприниматель.
В 2010 году в Солт-Лейк-Сити он основал компанию dHybrid Systems, которая занималась разработкой систем заправки грузовиков природным газом. В 2014 году его стартап поглотила компания Worthington Industries. Милтон основал Nikola Motor Company и предложил Марку Расселу, своему бывшему наставнику из Worthington Industries, стать президентом компании.
В следующем году он планирует поставить 25 гибридных грузовиков, а в 2021 году — 400. Если все пойдет по плану, то к 2022 году его компания построит на Западном побережье США несколько заправочных станций, каждая из которых с помощью возобновляемой электроэнергии будет производить восемь тонн водорода в день. Этого хватит для зарядки 250 гибридных грузовиков. Тревор Милтон считает, что сможет снизить до $2,5 стоимость производства килограмма сжатого газообразного водорода (этот объем эквивалентен 3,7 литров дизельного топлива). Для сравнения, в Калифорнии розничная цена килограмма водорода сейчас составляет $14. К 2028 году предприниматель планирует расширить сеть заправочных станций и построить 700 заправок для гибридных грузовиков по всей территории США.
Возможно, перемены грядут даже быстрее, чем того ожидают производители грузовиков с дизельными двигателями. Евросоюз ужесточил ограничения на автомобильные выбросы углекислого газа, из-за которых к 2030 году дизельные грузовики могут оказаться под запретом. Власти Калифорнии планируют принять аналогичные меры. Тревор Милтон утверждает, что Nikola Motor Company опережает своих конкурентов на три года, а может быть даже и на пять лет.
«Не важно, кого вы поддерживаете: республиканцев, демократов или независимых кандидатов. Никто не хочет во время пробежки дышать выхлопными газами», — заявил Тревор Милтон.
Перевод Полины Шеноевой