Компания адвоката Артема Чайки разработает цифровые профили таксистов
Что случилось. Правительство Москвы определило компанию, которая займется внедрением системы цифровых профилей водителей такси, говорится в презентации столичного департамента транспорта (есть у Forbes). Исполнителем этих работ стала компания «Интермобилити», ее выбрали на конкурсе 27 апреля, а 21 мая Центр организации дорожного движения (ЦОДД) заключил с «Интермобилити» госконтракт на 93 млн рублей.
Почему это важно. Создание цифровых профилей водителей такси — это одно из самых заметных событий в области регулирования столичного рынка такси, которое затронет таксопарки, водителей такси, агрегаторов и может отразиться на качестве и стоимости услуг для пользователей. Система цифровых профилей таксистов призвана отсеивать водителей со стажем до 3 лет, судимых, иностранцев, находящихся в розыске, не имеющих водительского удостоверения, с поддельными документами, а также следить за временем работы водителя на линии. В итоге она должна усложнить доступ в профессию, увеличить заработок водителей такси и сократить число ДТП с участием легковых такси. В качестве еще одной проблемы, решить которую призван цифровой профиль, в презентации дептранса названо стремление агрегаторов к увеличению числа водителей такси.
Детали. Система цифровых профилей, согласно госконтракту, будет создана на базе «Автоматизированной информационной системы по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы» (АИС «Таксомотор»). В ней появится новая подсистема контроля работы такси: она будет учитывать данные предрейсового техосмотра машины и медосмотра водителя, а также фиксировать время выхода на линию и присваивать водителям такси личный идентификатор и рейтинг, который фактически станет пропуском для выхода на линию. Система также будет регистрировать запросы агрегаторов о выходе водителя на линию, результат которых водитель будет видеть в мобильном приложении. Наконец, личный идентификатор водителя такси может быть заблокирован на основании проверки во внешних базах, указано в контракте. Работы должны быть завершены в октябре 2020 года, а в ноябре-декабре новая система будет введена в эксплуатацию, говорится в презентации столичного дептранса.
За контракт на создание системы цифровых профилей водителей такси «была достаточно большая конкурентная борьба», говорит Forbes заместитель руководителя — начальник ситуационного центра ЦОДД Александр Евсин, подписавший контракт с «Интермобилити» — цена упала с 112 млн рублей до 93 млн рублей, это достаточно большое снижение для практики государственных заказов, отмечает он. «Что из себя предоставляет эта компания, я знаю только по официальным сводкам. Для допуска к конкурсу есть достаточно жесткие квалификационные правила, раз они прошли, значит соответствуют», — сказал Евсин.
К конкурсу на создание цифрового профиля, помимо «Интермобилити», были допущены АО «Мегаполис Информационные Технологии» и ООО «Каспел». Последняя предложила наименьшую цену за эти работы — 85,5 млн рублей, но не смогла доказать комиссии наличие опыта и трудовых ресурсов для исполнения контракта, следует из протокола торгов. Заявке «Мегаполис Информационные Системы», которая, по данным СПАРК-Интерфакс», поставила ЦОДД возимые электронные табло на базе автоприцепов на 151,5 млн рублей, было присвоено второе место. Первое заняла «Интермобилити».
Интрига. Выигравшая госконтракт компания «Интермобилити» создана в 2018 году. В 2019 году она заключила контракты с органами и учреждениями правительства Москвы на 269,9 млн рублей, в 2020 году — на 463,32 млн рублей. Среди них контракты на поддержку системы учета потребления ресурсов, реестра парковочных разрешений и на эксплуатацию системы по удаленному управлению мобильными устройствами. По итогам 2019 года выручка «Интермобилити» составила 86,59 млн рублей, прибыль — 19,9 млн рублей, следует из данных базы «СПАРК-Интерфакс». «Интермобилити» совместно с группой «Атек» в 2019 году начали развивать в Сибири зарядную инфраструктуру для электромобилей.
У «Интермобилити» два владельца - ее гендиректор Даниил Титаренко (26%) и Руслан Шумаков (74%). Титаренко прежде был совладельцем компании «Городские информационные системы». В 2014 году компания участвовала в запуске системы платных парковок в Москве: ей тогда принадлежал номер 7757, который используется для оплаты стоянки, писал РБК. Согласно публикации издания, Титаренко также был советником руководителя департамента информационных технологий Москвы и главой ГУП «Московский социальный регистр».
Руслан Шумаков, по данным «СПАРК-Интерфакс», является одним из совладельцев коллегии адвокатов «Чаадаев, Хейфец и партнеры». Также совладельцем указан Артем Чайка. Оба владеют коллегией, как и все остальные партнеры, с 2003 года. Forbes писал, что сын бывшего генерального прокурора России Юрия Чайки Артем начал работать адвокатом в этой коллегии после защиты кандидатской диссертации в Академии Генеральной прокуратуры в 2001 году. Сейчас Чайка занимает должность зампредседателя президиума этой коллегии. Кроме того, Шумаков и Чайка в 2007 году были внесены в ЕГРЮЛ в составе пяти совладельцев компании «Лигал сервис», через день регистрация этой компании была признана ошибочной, следует из данных «СПАРК-Интерфакс». Шумаков не ответил на звонки Forbes. Запрос Forbes, переданный Артему Чайке через помощника его брата Игоря, остался без ответа.
В 2016 году, согласно публикации в газете «Коммерсантъ», Руслан Шумаков выступал в качестве адвоката Чайки. Шумаков тогда комментировал изданию итоги проверки, проведенной в Швейцарии по жалобе Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального. В декабре 2015 года ФБК выпустил фильм-расследование «Чайка», в котором, в частности, сообщалось, что «Артем Чайка является обладателем удостоверения личности Швейцарии», купил там особняк почти за 3 млн франков и также выступает совладельцем юридической фирмы FT Conseils. В том же месяце Навальный инициировал проверку, обратившись в прокуратуру Швейцарии и надзорный орган страны по финансовым рынкам. Как писал «Коммерсантъ», полиция и прокуратура Швейцарии установили, что Чайка имеет недвижимость и бизнес в Швейцарии, но «никаких конкретных фактов, которые бы подтверждали деятельность, связанную с отмыванием денег, выявлено не было». По словам Шумакова, писал «Коммерсантъ», Чайка «получил извещение, в котором говорится об отсутствии к нему каких-либо претензий со стороны прокуратуры Швейцарии».
У «Интермобилити» недавно появился влиятельный партнер. 20 мая «Интермобилити» переуступила 49% в своей дочерней компании «Городская динамика» «дочке» «Ростеха» АО «РТ-Проектные технологии». В 2019-2020 году структуры правительства Москвы заключили с «Городской динамикой» контракты на сумму около 86 млн рублей, следует из данных «СПАРК-Интерфакс».
Пресс-службы Дептранса Москвы, «Интермобилити», а также коллегия «Чаадаев, Хейфец и партнеры» не ответили на запросы Forbes на момент публикации материала.
Контекст. В столице и Московской области работают около 141 000 легковых такси, следует из данных Дептранса на 19 мая. Идея создания цифрового профиля водителя такси начала обсуждаться участниками рынка и чиновниками в 2019 году. В ноябре прошлого года в Общественной палате были представлены модели цифровых профилей водителя и автомобиля такси, а представитель «Ростелекома» предложил идентифицировать водителей с помощью биометрической системы. Цифровой профиль будет применяться во всех агрегаторах такси. От общего числа заказов через приложения на «Яндекс.Такси» приходится 63,1%, «Ситимобил» — 28,7%, Gett — 3,7%, ГК «Везет» — 0,7%, InDriver — 0,3%, на остальных — 3,5%, говорится в презентации столичного департамента транспорта.
Представители крупнейших агрегаторов «Яндекс.Такси» и «Ситимобил» пока не комментируют проект подробно, утверждая, что не знакомы с его деталями. «Пока что нам не были предоставлены требования к оформлению цифрового профиля, мы не знаем, какая информация будет там учитываться, что нам потребуется передавать. Среди новых оснований для блокировки назывался запрет на подключение людей с судимостью, но у нас пока не было официальной информации, какие преступления будут иметь значение. Соответственно, пока нет утвержденного проекта, сложно сказать и про изменение количества водителей или доли сервисов пассажирских перевозок в Москве», — сообщила представитель InDriver.
По словам представителя Gett, у сервиса пока нет возможности передавать правительству Москвы данные, которые предусмотрены системой цифрового профиля таксистов. «Мы ожидаем появления нормативных актов, которые установят требования. Можем предположить, что будем передавать в ЦОДД только идентификатор водителя, так как все сведения о нем уже будут внесены в специализированные реестры при оформлении цифрового профиля», — сообщила представитель Gett. По ее словам, система цифровых профилей позволит отсеять нелегальных водителей такси. Компания не ожидает, что введение этих мер негативно скажется на ее работе, добавила представитель Gett.
Что изменится. Любое правило, направленное на ограничение числа водителей, приведет к росту стоимости поездок и снижению скорости выполнения заказов, считает гендиректор сервиса «Сравни такси» Андрей Азаров. Это создаст условия для роста доходов водителей, но может вызвать переток пользователей такси в общественный транспорт и каршеринг, считает он. В то же время, если число клиентов сервисов такси сохранится на том же уровне, то доходы агрегаторов не изменятся, рассуждает Азаров. Если не считать водителей такси, в результате реформы выиграет разработчик цифровых профилей, допускает он.
С другой стороны, из-за контроля за водителями вырастет безопасность пассажиров такси, считает управляющий партнер юридической компании «Позиция Права» Егор Редин. Минусом для пользователей такси будет увеличение цен на перевозки, так как водителей может стать значительно меньше, ожидает он. Более 40% водителей легального такси в столице — иностранные граждане, преимущественно из стран СНГ, чьи удостоверения невозможно проверить, поясняет Редин, ссылаясь на данные правительства Москвы.