Никуда не едем: «Яндексу» стало не до вывода на биржу «Яндекс.Такси»
Что случилось. Издание The Bell 6 мая опубликовало интервью управляющего директора «Яндекса» Тиграна Худавердяна, в котором он сообщил, что IPO «Яндекс.Такси» сейчас не входит в список основных приоритетов компании. «Пока нам не до него», — добавил Худавердян. Представитель «Яндекса» сообщил Forbes, что ему нечего добавить к сказанному Худавердяном.
Контекст. IPO «Яндекс.Такси», как ожидается, станет первым на отечественном рынке заказа такси и одним из крупнейших подобных сделок в российском технологическом секторе: в 2019 году инвестбанкиры оценивали компанию в $7,3-8,5 млрд, писал ранее Forbes. «Яндексу» принадлежит 61% в «Яндекс.Такси», 38% владеет Uber, 1% — у менеджмента компании.
Изначально «Яндекс» планировал провести IPO своего сервиса такси в 2019 или в 2020 году. Об этом рассказывал операционный и финансовый директор компании Грег Абовский «РИА Новостям» в кулуарах Всемирного экономического форума в январе 2019 года. В ноябре 2019 года стало известно, что «Яндекс» наняла пул инвестбанкиров — Morgan Stanley, Goldman Sachs и «ВТБ Капитал» — для проведения публичного размещения акций на бирже.
Еще 26 апреля Грег Абовски в интервью CNBC подтверждал планы провести IPO «Яндекс.Такси», не раскрывая конкретных сроков. 27 апреля Reuters назвал «Яндекс.Такси», Burger King и Совкомбанк в числе компаний, чьи IPO ожидались в 2020 году и которые пока не уведомляли инвестбанкиров об отказе от этих планов. Но слова Тиграна Худавердяна могут означать, что компания изменила позицию к выводу «Яндекс.Такси» на биржу и фактически его откладывает. Источник, близкий к одному из организаторов IPO, говорит, что все отложили свои IPO еще в феврале, когда закрылись рынки для публичных размещений, и никто их сейчас не ждет.
Как повлияла пандемия на бизнес. Из-за пандемии коронавируса у «Яндекс.Такси» во второй половине марта снизились темпы роста числа поездок, рассказывал 28 апреля во время конференц-кола, посвященного финансовым результатам «Яндекса» за первый квартал 2020 года, гендиректор «Яндекс.Такси» Даниил Шулейко: «Если в начале марта мы делали почти 5 млн поездок в день, то ближе к концу этот показатель значительно уменьшился». Шулейко также спрогнозировал большее влияние пандемии на бизнес во втором квартале.
«Из-за всех ограничений сильно сократились поездки в такси и по Москве, и в регионах, да и вообще во многих странах нашего присутствия — в некоторых городах объем заказов упал на 50-60%, в Москве — на десятки процентов», — уточнял в интервью The Bell Худавердян.
Помимо числа поездок, у «Яндекс.Такси» сократилось число загрузок приложений в России. Об этом говорится в отчете Goldman Sachs от 30 апреля (есть у Forbes). Согласно отчету, загрузки приложения «Яндекс.Такси» в первые две недели апреля снизились на 30% по сравнению к аналогичному периоду прошлого года. В то же время, число скачиваний приложения «Ситимобил» год к году выросли в два раза, что связано с низкой маркетинговой активностью компании в 2019-ом, поясняют аналитики инвестбанка.
Если же считать количество загрузок к первым двум неделям марта, то их число сократилось и у «Яндекс.Такси», и у «Ситимобил» — примерно на 42% и 31% соответственно, следует из отчета. По сравнению с последними двумя неделями марта число скачиваний также снизилось — на 22% и 3%, по данным Goldman Sachs.
Впрочем, из-за ограничений по передвижению, которые ввели многие страны, упало число загрузок приложений такси во всем мире — в марте оно сократилось на 24% по сравнению с февралем 2020 года, отмечает Goldman Sachs. Падение в первые две недели апреля по сравнению с первыми двумя неделями марта было еще более резким: загрузки таких приложений упали более, чем на 50%.
Что дальше. По мнению аналитика ГК «Финам» Леонида Делицына, «Яндекс» не заинтересован в спешке со сделкой. «Яндекс.Такси» не будут выводить на биржу по оценке «дешевле $5 млрд», полагает он. «Вряд ли инвесторы «Яндекс.Такси» и сама компания хотят немедленно получить хоть какие-то деньги: они будут ждать благоприятных условий», — уверен аналитик. Uber сейчас торгуется за $48 млрд, в то время как сервис размещался по цене $82,4 млрд., напоминает Делицын.
«Очень благоприятные условия», по его словам, возникнут на волне эйфории по поводу того, что пандемия коронавируса позади, считает он: на рынок начнут возвращаться деньги, вновь станут покупать акции IT-компаний. Рынки могут начать восстанавливаться уже летом 2020 года, в том числе благодаря действиям президента США Дональда Трампа во время предвыборной кампании, считает аналитик. «Вполне возможно, даже если мы еще будем ходить в масках осенью, что фондовый рынок начнет подниматься. Поэтому IPO «Яндекс.Такси» возможно осенью», — допускает Делицын.
Сейчас пассажирские перевозки – один из наиболее затронутых ограничениями сегментов бизнеса «Яндекса», но его потенциал сохраняется, следует из отчета Goldman Sachs. «Хотя мы видим резкое снижение количества поездок, особенно в Москве, мы ожидаем постепенного восстановления их числа, после того как ограничения будут сняты», — указывает инвестбанк. По его прогнозу, в среднесрочной перспективе этому сегменту поможет развиваться растущий спрос на доставку, а также сокращение числа личных машин у пользователей.