Падение чистой прибыли и отзыв прогноза на год: как пандемия повлияла на результаты «Яндекса»
Компания «Яндекс» объявила о результатах за первый квартал 2020 года — для компании это первая отчетность после начала пандемии коронавируса COVID-19.
Падение рекламных доходов
Консолидированная выручка «Яндекса» за первые три месяца составила 47 млрд рублей без учета «Яндекс.Маркета», что на 26% больше, чем в январе-марте 2019 года. Темпы роста выручки «Яндекса» снижаются второй квартал подряд. В первом квартале 2019 года она увеличилась на 40%, в третьем — на 38%, а в четвертом квартале 2019-го — на 33%.
Большую часть выручки — 64% — «Яндекс» получает от рекламы в интернете. Выручка компании от онлайн-рекламы выросла год к году на 11% до 30,1 млрд рублей. Доходы от онлайн-рекламы в собственной рекламной сети «Яндекса» в первом квартале 2020 года сократились на 4% до 5,9 млрд рублей по сравнению с первым кварталом 2019 года и составили 12% от общей выручки. Показатель скорректированной чистой прибыли «Яндекса» в январе-марте упал на 5% до 5,1 млрд рублей по сравнению с первым кварталом 2019 года.
«Второй квартал, очевидно, будет более сложным», — приводятся в сообщении компании слова операционного и финансового директора «Яндекса» Грега Абовского. «Уже сейчас мы фокусируемся на наших расходах, пересматриваем темпы и приоритетные направления инвестиций, чтобы укрепить положение «Яндекса» в будущем», — добавил он.
Отказ от прогноза
«Яндекс» отозвала прогноз по росту выручки на текущий год. «Учитывая сложность прогнозирования продолжительности пандемии и неуверенность в ее воздействии на экономику и бизнес, мы не можем сейчас определить, как коронавирус повлияет на наши будущие финансовые результаты», — заявили в компании. Таким образом, «Яндекс» аннулировал прогноз на 2020 год, который компания представила 14 февраля. Тогда компания прогнозировала общий рост выручки за год от 22% до 26%.
Экономический кризис, спровоцированный пандемией коронавируса, приведет к снижению выручки «Яндекса» в текущем году, писал РБК со ссылкой на отчет UBS. Банк прогнозирует падение выручки на 2%, до 171,8 млрд рублей. Если прогноз UBS окажется верным, то для «Яндекса» это будет первое падение выручки как минимум с 2008 года, отмечало РБК.
Ранее от прогноза по выручке на 2020 год отказалась Mail.Ru Group. Как сообщал Forbes, по итогам первого квартала Mail.ru Group утроила убыток и в результате стресс-теста произвела обесценивание нематериальных активов на сумму на 6,4 млрд рублей.
«Такси» осталось в плюсе
В январе-марте скорректированная EBITDA сегмента «Такси», куда входит сервис «Яндекс.Такси» и проекты в фудтехе, составила 115 млн рублей против убытка в 116 млн рублей годом ранее. Таким образом, сегмент «Такси» остается в плюсе четвертый квартал подряд.
Количество поездок в «Яндекс.Такси» («Яндексу» принадлежит 61% в «Яндекс.Такси», 38% владеет Uber, 1% — у менеджмента компании) выросло на 40% год к году. Выручка «Яндекс.Такси» за январь-март увеличилась на 49% до 11,4 млрд рублей по отношению к первому кварталу 2019 года. При этом, доля заработка «Яндекс.Такси» от поездок сократилась до менее 10%, рассказал гендиректор «Яндекс.Такси» Даниил Шулейко во время звонка с инвесторами. «Мы возвращаем значительную часть нашей комиссии водителям в виде вознаграждений. В целом в 2019 году выручка партнеров, работающих с нашей платформой, составила 260 млрд рублей, а в первом квартале около 75 млрд рублей», — сказал он.
Шулейко отметил, что из-за распространения коронавируса компания стала замечать снижение темпов роста поездок во второй половине марта. «Если в начале марта мы делали почти 5 млн поездок в день, то ближе к концу этот показатель значительно уменьшился», — отметил Шулейко. По его словам, большее влияние будет заметно во втором квартале, так как режим самоизоляции был введен 30 марта.
В Москве с начала апреля по сегодняшний день GMV (оборот) сервиса поездок «Яндекс.Такси» сократился на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 70% в сравнении с началом марта 2020, отметил он. «Наш общий GMV снизился меньше, чем по Москве, так как регионы обычно отстают от Москвы на несколько недель», — добавил Шулейко.
Сокращение зарплат
Топ-менеджеры «Яндекса» отказались от денежных премий, а также приняли добровольное решение сократить свои зарплаты до конца года, рассказал во время конференц-колла Грег Абовский.
«Мы приняли решение сократить неприоритетные маркетинговые расходы и внимательные следим за любыми другими расходами», — отметил он.
Абовский добавил, что в 2019 году компания наняла 1300 человек, а в начале 2020 года – 333. «Сейчас мы продолжаем нанимать людей на стратегические позиции, но общие темпы найма снизили. Отчасти из-за сложностей интеграции и обучения новых людей, когда вся компания работает удаленно», — сказал операционный и финансовый директор «Яндекса».