В России разработали пропуск «в нормальную жизнь»: что с ним не так?
Российская IT-компания и резидент фонда «Сколково» Credentia разработала проект, которое позволит собирать данные о здоровье россиян и тем самым определять, кого из них можно допустить к работе во время карантина. Credentia предлагает пользователям установить на телефоне приложение, в котором будет храниться цифровой медицинский сертификат. Он будет содержать информацию об инфекционном заболевании: результат ПЦР-тестирования и серологического исследования, выписку с диагнозом COVID-19, установленным на основе компьютерной томографии, историю контактов с COVID-положительными людьми (с помощью API Google и Apple, данных других организаций, геолокационных данных), а в будущем — факт вакцинации от вируса SARS-CoV-2. Компания предлагает интегрировать платформу и с порталом госуслуг, сервисами доставки, такси и суперприложениями. Когда пользователь захочет сесть в самолет, поехать в такси, сходить в кино и т.д., он должен будет предъявить сертификат на телефоне, чтобы доказать, что незаразен, поясняет представитель Credentia.
В компании подчеркивают, что это не будет единая база данных, которая с большой вероятностью может утечь. Данные будут храниться на устройстве пользователя или в «облаке», но зашифрованные ключами пользователя — никто, кроме самого владельца, не может получить к ним доступ. Выдавать информацию будут уполномоченные лаборатории с применением цифровой подписи. Сейчас компания заявляет о готовности серверной части для лабораторий и решения для малого бизнеса, прототипа мобильного приложения. Его предстоит интегрировать с лабораториями, крупным бизнесом и госструктурами. После пандемии система может использоваться для создания и подтверждения рецептов, медкнижек, справок, выписок, сертификатов прививок, рассчитывают в компании. Кроме того, она может понадобиться для международного туризма.
«Это экосистема для конфиденциальной передачи медицинских данных. Люди могут получать и передавать диагнозы и результаты тестов в виде цифровых справок. Справка может быть предъявлена для посещения спортивного зала, при посадке в самолет или бронирования столика в кафе», — рассказал Forbes сооснователь и гендиректор Credentia Степан Гершуни. По его словам, сейчас стартап ведет переговоры о запуске пилотного проекта с московской мэрией, региональными властями и крупным бизнесом. «Пока позитивно настроены авиакомпания S7 и израильская лаборатория Hadassah (она расположена в «Сколково»), но подписанных соглашений нет», — сообщила представитель Credentia. Она признает, что «сейчас есть определенный страх и негатив у рынка и граждан в отношении проектов, когда речь идет о персональных данных, особенно о медицинских».
Проект Credentia продвигает «Сколково». Фонд помогает компании и доработать продукт, и вывести его на рынок, рассказал Forbes вице-президент, исполнительный директор кластера информационных технологий фонда «Сколково» Константин Паршин. «Помогаем выстраивать диалог с министерствами при обсуждении перспектив разработки», — говорит он. Письмо по этому проекту от «Сколково» получили в Минкомсвязи, документ рассмотрят, сообщила представитель министерства. В Департаменте информационных технологий Москвы сказали, что не ведут переговоров с Credentia. В авиакомпании S7 на запрос Forbes не ответили.
Что не так с паспортами иммунитета?
Появление в России паспортов иммунитета к коронавирусу допускал глава Минздрава Михаил Мурашко. «Это можно сделать. Мы создали определенный информационный ресурс, причем создали его очень быстро, фактически за семь дней. Была сделана новая программа, в которой сегодня каждый заболевший коронавирусной инфекцией виден. То есть, если возникает вопрос о том, чтобы вытащить из системы и погрузить это в медицинскую документацию, — ну, это несложно», — говорил он в начале мая в интервью на канале «Россия 24». В Минздраве на запрос Forbes не ответили.
В Credentia уверены, что внедрение системы позволит выборочно снять режим изоляции и восстановить работу некоторых сфер экономики. ВВП России в этом году может упасть на «существенную величину» от 3 до 5% ВВП даже при умеренном варианте развития событий, прогнозировал глава счетной палаты Алексей Кудрин. При более плохом развитии событий падение может достигнуть 8%, предупреждал он. Систему можно использовать как минимум до момента появления вакцины, прогнозируют в компании. Это произойдет не скоро: по оценкам ВОЗ, полностью готова она будет не раньше, чем через год.
«Применительно к COVID-19 вопрос иммунитета пока не однозначный», — отмечает Сергей Сорокин, CEO и основатель компании Botkin AI, которая разработала платформу для анализа изображений компьютерной томографии с коронавирусной пневмонией.
Данные о длительности и напряженности иммунитета в отношении SARS-CoV-2 в настоящее время отсутствуют, иммунитет при инфекциях, вызванных другими представителями семейства коронавирусов, не стойкий и возможно повторное заражение, указывает Минздрав в своих рекомендациях по лечению COVID-19. В апреле Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) также предупреждала: нет доказательств того, что выздоровевшие и имеющие антитела к COVID-19 пациенты защищены от повторного заражения. Не ясно и то, сколько антител нужно для выработки иммунитета и как долго он будет длиться. Следовательно, нельзя гарантировать и точность паспортов иммунитета. «Люди, которые думают, что у них есть иммунитет против второго инфицирования из-за наличие у них антител, могут начать игнорировать соблюдение мер безопасности. Поэтому использование таких сертификатов может повысить риски распространения инфекции», — объясняла ВОЗ.
Сейчас, когда все стали мнительно следить за каждым своим «сухим» кашлем и болями в груди, приложения для отслеживания состояния собственного здоровья очень востребованы, признает генеральный партнер и сооснователь ATEM Capital Антон Гопка. «Этот проект технически выглядит несложно — он сочетает готовые решения от Google и Apple, а не предполагает каких-либо проприетарных патентуемых технологий. Соответственно, вряд ли эта платформа может создать стоимость для инвесторов. Бизнес-модель с точки зрения пользователя тоже неочевидна — похоже, что все держится на некотором потенциальном госрегулировании, по факту новом налоге на граждан с рисками дискриминации и коррупции», — скептичен он.
«Фактически речь идет о продукте, который ограничивает права для одних и разрешает обычные действия для других. Вирус оказался необычно дискриминационным по отношению к старшему поколению и мужчинам, а также людям с проблемами со здоровьем. Не хотелось бы, чтобы вокруг этой «естественной» дискриминации выросла государственная машина дискриминации по профессиональному статусу, месту работы (частная или государственная компания), доступу к вакцине, финансовому положению, отношению к вакцинации и т.д. Здесь требуется глубокая этическая проработка этих вопросов и оценка регуляторного воздействия», — рассуждает Гопка. В этом проекте есть этические проблемы, соглашается Сорокин, они связаны с возможной дискриминацией по признаку наличия информации в таких паспортах.
«Технически реализовать можно что угодно, особенно если ввести уголовную ответственность руководителя кинотеатра за допуск в кинозал зрителя, не имеющего такого сертификата – с этим в нашей стране нет проблем», — иронизирует председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин, добавляя, что «избегал бы таких IT-сервисов».
«Понятно, что это может трактоваться как ограничение свобод. Но этот вопрос я оставлю на рассмотрение тех, кто будет такое внедрять, регуляторов. Самое интересное здесь будет происходить именно на уровне государства и общественных дискуссий», — возражает Паршин из «Сколково». Проект Credentia не единственный в своем роде в инновационном центре. По словам Паршина, у «Сколково» есть около 5 резидентов с подобными проектами, но назвать их он отказался. Он предполагает, что подобные приложения начнут использовать в аэропортах, вместе с визами.
Зарубежный опыт
Похожие IT-системы уже используют в Китае, Тайване, Индии и готовятся применять в Европе. В Китае на платформах Alipay и WeChat работает система, которая делит пользователей на группы в зависимости от их состояния здоровья и истории поездок, а также генерирует QR-код, который могут отсканировать представители властей. Например, людям, которым присвоен зеленый код, обычно разрешено относительно свободно передвигаться, а красный код означает, что у пользователя выявлен COVID-19 и он должен находиться на карантине. Некоторые рестораны, магазины, отели и другие заведения просят посетителей показать свои коды на входе. В Тайване власти объединили данные из национальных баз медицинского страхования, иммиграции и таможни в систему, которая их анализирует и оповещает граждан о риске заражения. Правительство Индии 2 апреля запустило мобильное приложение Aarogya Setu. Оно должно предупреждать пользователей, если они вступают в контакт с пациентом с COVID-19, и информировать их о том, какие меры нужно принять при контакте.
В Италии разрабатывают приложение Immuni, которое работает на технологии Bluetooth. Каждый смартфон будет регулярно отправлять анонимный идентификационный код, который может быть получен другими смартфонами на расстоянии нескольких метров. Если один из пользователей приложения сообщает, что у него был положительный результат на коронавирус, система позволяет информировать людей, с которыми они были близки в предыдущие несколько дней. Immuni также будет иметь своего рода «клинический дневник», в котором каждый пользователь сможет хранить информацию о состоянии своего здоровья. Эксперты попросили правительство опубликовать исходный код приложения, чтобы у итальянцев было более четкое представление о том, как оно работает, и возможность указать на потенциальные уязвимости.
Похожее приложение разрабатывают в Германии. Однако для того, чтобы оно было эффективным, его должны установить 60% жителей страны, а опрос вещательной компании ZDF показал, что только 47% немцев намерены скачать приложение, тогда как 8% заявили, что у них даже не было смартфона.
Министр здравоохранения Великобритании Мэтт Хэнкок объявил, что Национальная служба здравоохранения «тесно сотрудничает с ведущими мировыми технологическими компаниями» по вопросу создания аналогичного приложения.
В то же время во всех этих странах эксперты по кибербезопасности указывали на возможные проблемы с конфиденциальностью данных и утечками. В открытом письме более 300 исследователей со всего мира указали на опасность массового наблюдения с помощью приложений, предназначенных для централизованного сбора данных.