В середине января Visa объявила о покупке Plaid — стартапа, который позволяет пользователям связать аккаунты в платежных приложениях вроде Venmo и Cash App со своими банковскими счетами для простого перевода средств. Сумма сделки — $5,3 млрд. Это означает, что за год стоимость Plaid выросла вдвое. Компания, основанная восемь лет назад в Сан-Франциско, в последний раз привлекала финансирование год назад и тогда оценивалась в $2,65 млрд. В прошлом году Plaid удвоил число клиентов до 2600 пользователей и сейчас работает не только в США, но и в Великобритании, Испании, Франции и Ирландии.
Как студент-недоучка создал финтех-стартап с оценкой в $2 млрд и инвестициями Мильнера
Visa покупает Plaid не ради получения его потенциального дохода. Ее рыночная капитализация — $420 млрд, а выручка за прошлый год — $23 млрд. Выручка Plaid в 2019 году, по словам осведомленного источника Forbes, находилась в диапазоне от $100 млн до $200 млн. Если предположить, что она составила $150 млн, то получается, что Visa собирается уплатить заоблачную цену, в 35 раз превышающую объем продаж стартапа, — это будет один из самых высоких мультипликаторов «цена/объем продаж» для частной компании за последние годы.
У Visa есть две причины для покупки Plaid. Во-первых, Plaid работает с подавляющим большинством крупнейших финтех-приложений в США, включая Venmo, Square Cash, Chime, Acorns, Robinhood и Coinbase. Приобретение даст Visa доступ к важной и быстрорастущей базе клиентов, которым она сможет продавать дополнительные платежные услуги. Во-вторых, у Visa есть глобальная сеть, которой нет равных в сфере финансовых технологий и которая состоит из миллионов клиентов в 200 странах. Это позволит Visa с легкостью вывести Plaid на глобальный уровень.
Исполнительным директором Plaid останется один из основателей стартапа — 32-летний Зак Перрет. Он сам, второй основатель Plaid Уильям Хоки и банкиры из Goldman Sachs Брендон Уоткинс и Трой Уикетт, которые организовали сделку, ранее входили в рейтинг Forbes «30 до 30».
Эра необанков: как финтех-компании вытесняют с рынка традиционные банки
Клиенты Plaid, как и клиенты платежной компании Stripe, которая оценивается в $35 млрд, — это финтех-инженеры. Поэтому Перрет считает сделку с Visa подтверждением их растущей значимости в сфере финансовых услуг. «Наш целевой рынок — это люди, которые внедряют инновации внутри компаний», — говорит он.
Visa заплатит за Plaid $4,9 млрд в форме денежных средств и $400 млн в форме акций. Она полагает, что сделка будет закрыта через три-шесть месяцев. Подробнее о бизнесе Plaid можно почитать здесь.
Будущие «единороги»: 25 самых перспективных стартапов по версии Forbes
Перевод Натальи Балабанцевой