К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Ценовая война губительна для рынка»: глава YouDrive о сделке с Mail.ru Group и конкуренции с «Яндексом»

Фото Михаила Почуева / фотохост-агентство ТАСС
Фото Михаила Почуева / фотохост-агентство ТАСС
Совладелец и гендиректор каршерингового сервиса Борис Голиков в интервью Forbes — о продаже контроля в компании холдингу Mail.ru Group, перспективах ценовой войны с «Яндексом» и новых направлениях бизнеса

22 августа интернет-холдинг Mail.ru Group объявил о договоренности по совместной с инвесткомпанией Proxima Capital покупке контрольной доли в популярном каршеринговом сервисе YouDrive. Стороны не раскрывают условия соглашения. По данным источника Forbes, знакомого с деталями сделки, YouDrive в будущем станет одним из активов совместного предприятия Сбербанка и Mail.ru Group, в которое уже вошли сервисы Delivery Club и «Ситимобил». В развитие каршерингового проекта партнеры могут инвестировать еще до $40 млн, сообщает РБК. Автопарк YouDrive за счет этих средств может за год вырасти с 2500 до 10 000 машин. О том, как готовилась сделка, сколько зарабатывает и в каких направлениях планирует развиваться сервис, Forbes узнал у сооснователя и генерального директора YouDrive Бориса Голикова.

— Когда начались переговоры о покупке Mail.ru Group и Proxima Capital доли в вашей компании? Что сделка даст YouDrive?

— Сделку конфигурировали долго в связи с большим количеством сторон. C Proxima Capital начали разговаривать в ноябре прошлого года, потом подключился Mail.ru Group. Произошедшее для компании открывает большие возможности. Основная цель — занять ключевую позицию на рынке транспорта.

 

— Каршеринг в России появился в 2013 году, когда в Москве заработал AnyTime, а в Санкт-Петербурге Street Car. Обе компании не дожили до наших дней (первая поглощена «Делимобилем» в 2018 году, вторая закрылась в 2015-м — прим. Forbes). Теперь вы старейшие на рынке?

— YouDrive по праву можно называть пионером каршеринга. Когда мы запускались в 2015-м, в Москве работал только Anytime. Тогда не было никакой инфраструктуры для такого бизнеса, не было льгот на парковку и знания об услуге у пользователей. Мы учились на своих же ошибках. Все стандарты индустрии, которые есть сейчас, были придуманы в YouDrive. Например, онлайн-регистрация в сервисе без физической копии договора, селфи-проверка и отслеживание стиля вождения.

 

— Среди совладельцев YouDrive есть автомобильный дилер «Панавто». Когда вы предложили главе «Панавто» Кириллу Павловичу присоединиться к вашему каршеринговому проекту, он сразу согласился?

— Переговоры с Кириллом начались, когда в парке YouDrive было 10 машин марки Skoda, купленных на собственные средства фаундеров. Безусловно, сомнения у него были, так как такой модели никогда не было на российском рынке.

«Совокупная выручка проектов YouDrive, YouDrive lite, Pump за прошлый год составила 1,5 млрд рублей»

 Когда планировалось выйти на окупаемость, какую маржинальность ожидали? Что получили в реальности?

 

— Когда мы запускались, мы шли на риск и хотели посмотреть, что из этого может получиться — взлетит или нет. Рынка не было, ориентироваться во всем на зарубежный опыт тоже не было смысла. Поэтому о сроках выхода на окупаемость в тот момент мы даже не думали. Мы хотели работать на себя и нашли интересную идею, за которой стоял целый новый рынок.

 Сколько служит автомобиль в каршеринге? При каком пробеге он должен быть списан?

— В среднем срок эксплуатации составляет около трех лет. За это время пробег достигает 100 000-120 000 км.

 Ваши ближайшие конкуренты по количеству машин довольно резко выросли. Почему у вас не произошло бурного роста?

— Сейчас в собственном парке более 1 500 машин. Мы убеждены, что «заливать» город машинами — не самая эффективная и прибыльная стратегия. Машины не должны рядами стоять на парковке, они должны постоянно ездить. Поэтому нет смысла увеличивать парк разово и в больших объемах. Но вместе с тем спрос на услугу растет, и машины нужны. Для решения этой задачи мы придумали проекты Pool и Pool 2.0, в рамках которых к нашему приложению могут подключиться другие операторы, и их машины будут видны нашим пользователям. Также частные лица могут сдать свои авто в наш парк.

 

Теоретически как долго вы готовы сопротивляться, если «Яндекс» начнет ценовую войну? Возможно ли объединение против него?

— Мы готовы конкурировать. Я уверен, что у нас у всех есть еще в запасе много разных возможностей, прежде чем начинать ценовую войну, в которую все могут играть. Только стоит понимать, что это самый крайний ход, который губителен для всех игроков рынка. Мы, в YouDrive, видим, что автомобили могут использоваться эффективнее. Сейчас мы постоянно находимся в поиске баланса между тремя основными показателями. Во-первых, это стоимость минуты — на нее влияет много факторов, от условий лизингового договора до средней скорости движения. Во-вторых, это удобство использования — в основном параметр зависит от размера парка. И в-третьих, это эффективность использования автомобиля.

Что происходит с вашим каршерингом самокатов, скутеров, мобильными заправками? В каких направлениях еще планируете развиваться?

— Мы называем YouDrive lite сервисом по шерингу малого электротранспорта. Сейчас мы сконцентрированы на работе за рубежом. YouDrive lite сейчас работает с самокатами в Ереване и на Кипре. Там теплый сезон длится значительно дольше, чем в Москве, соответственно дольше сезон работы сервиса. В Москве планируем перезапустить сервис с другой моделью самокатов. Надеемся успеть провести пилот до конца лета.

 

Электроскутеры доступны для аренды с середины июля, этот вид транспорта предоставляют партнеры. Также планируем увеличить парк скутеров в ближайшее время.

Что касается Pump — нашего сервиса мобильных заправок — то сейчас перед нами стоит задача выйти на рынок b2c.

Недавно вы запустили почасовой прокат катера — это серьезно или для пиара больше?

— У нас все решения принимаются очень быстро. Появился партнер, который захотел, чтобы его лодка отображалась в нашем приложении. Мы подумали: «Почему бы и нет?» Себестоимость реализации точно окупили.  Какой-то большей цели мы не преследовали.

 

Какова годовая выручка ваших проектов в 2018 году, какую ожидаете в 2019-м?

— Совокупная выручка проектов YouDrive, YouDrive lite, Pump за прошлый год составила 1,5 млрд рублей.

Сколько сейчас автомобилей каршеринга в Москве? Сколько их должно быть, на ваш взгляд?

— На данный момент в Москве около 22 000 машин. Ответить на вопрос, сколько их должно быть, сейчас невозможно. Ситуация слишком быстро меняется и спрос постоянно растет, поэтому делать прогнозы бессмысленно. Несколько лет назад исследования говорили о том, что Москве нужно 4500 автомобилей, но мы уже видим, что эти прогнозы, мягко говоря, ошибочные.

 

Будущие «единороги»: 25 самых перспективных стартапов по версии Forbes

Будущие «единороги»: 25 самых перспективных стартапов по версии Forbes

Фотогалерея «Будущие «единороги»: 25 самых перспективных стартапов по версии Forbes»
25 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+