«Ценовая война губительна для рынка»: глава YouDrive о сделке с Mail.ru Group и конкуренции с «Яндексом»
22 августа интернет-холдинг Mail.ru Group объявил о договоренности по совместной с инвесткомпанией Proxima Capital покупке контрольной доли в популярном каршеринговом сервисе YouDrive. Стороны не раскрывают условия соглашения. По данным источника Forbes, знакомого с деталями сделки, YouDrive в будущем станет одним из активов совместного предприятия Сбербанка и Mail.ru Group, в которое уже вошли сервисы Delivery Club и «Ситимобил». В развитие каршерингового проекта партнеры могут инвестировать еще до $40 млн, сообщает РБК. Автопарк YouDrive за счет этих средств может за год вырасти с 2500 до 10 000 машин. О том, как готовилась сделка, сколько зарабатывает и в каких направлениях планирует развиваться сервис, Forbes узнал у сооснователя и генерального директора YouDrive Бориса Голикова.
— Когда начались переговоры о покупке Mail.ru Group и Proxima Capital доли в вашей компании? Что сделка даст YouDrive?
— Сделку конфигурировали долго в связи с большим количеством сторон. C Proxima Capital начали разговаривать в ноябре прошлого года, потом подключился Mail.ru Group. Произошедшее для компании открывает большие возможности. Основная цель — занять ключевую позицию на рынке транспорта.
— Каршеринг в России появился в 2013 году, когда в Москве заработал AnyTime, а в Санкт-Петербурге — Street Car. Обе компании не дожили до наших дней (первая поглощена «Делимобилем» в 2018 году, вторая закрылась в 2015-м — прим. Forbes). Теперь вы старейшие на рынке?
— YouDrive по праву можно называть пионером каршеринга. Когда мы запускались в 2015-м, в Москве работал только Anytime. Тогда не было никакой инфраструктуры для такого бизнеса, не было льгот на парковку и знания об услуге у пользователей. Мы учились на своих же ошибках. Все стандарты индустрии, которые есть сейчас, были придуманы в YouDrive. Например, онлайн-регистрация в сервисе без физической копии договора, селфи-проверка и отслеживание стиля вождения.
— Среди совладельцев YouDrive есть автомобильный дилер «Панавто». Когда вы предложили главе «Панавто» Кириллу Павловичу присоединиться к вашему каршеринговому проекту, он сразу согласился?
— Переговоры с Кириллом начались, когда в парке YouDrive было 10 машин марки Skoda, купленных на собственные средства фаундеров. Безусловно, сомнения у него были, так как такой модели никогда не было на российском рынке.
— Когда планировалось выйти на окупаемость, какую маржинальность ожидали? Что получили в реальности?
— Когда мы запускались, мы шли на риск и хотели посмотреть, что из этого может получиться — взлетит или нет. Рынка не было, ориентироваться во всем на зарубежный опыт тоже не было смысла. Поэтому о сроках выхода на окупаемость в тот момент мы даже не думали. Мы хотели работать на себя и нашли интересную идею, за которой стоял целый новый рынок.
— Сколько служит автомобиль в каршеринге? При каком пробеге он должен быть списан?
— В среднем срок эксплуатации составляет около трех лет. За это время пробег достигает 100 000-120 000 км.
— Ваши ближайшие конкуренты по количеству машин довольно резко выросли. Почему у вас не произошло бурного роста?
— Сейчас в собственном парке более 1 500 машин. Мы убеждены, что «заливать» город машинами — не самая эффективная и прибыльная стратегия. Машины не должны рядами стоять на парковке, они должны постоянно ездить. Поэтому нет смысла увеличивать парк разово и в больших объемах. Но вместе с тем спрос на услугу растет, и машины нужны. Для решения этой задачи мы придумали проекты Pool и Pool 2.0, в рамках которых к нашему приложению могут подключиться другие операторы, и их машины будут видны нашим пользователям. Также частные лица могут сдать свои авто в наш парк.
— Теоретически как долго вы готовы сопротивляться, если «Яндекс» начнет ценовую войну? Возможно ли объединение против него?
— Мы готовы конкурировать. Я уверен, что у нас у всех есть еще в запасе много разных возможностей, прежде чем начинать ценовую войну, в которую все могут играть. Только стоит понимать, что это самый крайний ход, который губителен для всех игроков рынка. Мы, в YouDrive, видим, что автомобили могут использоваться эффективнее. Сейчас мы постоянно находимся в поиске баланса между тремя основными показателями. Во-первых, это стоимость минуты — на нее влияет много факторов, от условий лизингового договора до средней скорости движения. Во-вторых, это удобство использования — в основном параметр зависит от размера парка. И в-третьих, это эффективность использования автомобиля.
— Что происходит с вашим каршерингом самокатов, скутеров, мобильными заправками? В каких направлениях еще планируете развиваться?
— Мы называем YouDrive lite сервисом по шерингу малого электротранспорта. Сейчас мы сконцентрированы на работе за рубежом. YouDrive lite сейчас работает с самокатами в Ереване и на Кипре. Там теплый сезон длится значительно дольше, чем в Москве, соответственно дольше сезон работы сервиса. В Москве планируем перезапустить сервис с другой моделью самокатов. Надеемся успеть провести пилот до конца лета.
Электроскутеры доступны для аренды с середины июля, этот вид транспорта предоставляют партнеры. Также планируем увеличить парк скутеров в ближайшее время.
Что касается Pump — нашего сервиса мобильных заправок — то сейчас перед нами стоит задача выйти на рынок b2c.
— Недавно вы запустили почасовой прокат катера — это серьезно или для пиара больше?
— У нас все решения принимаются очень быстро. Появился партнер, который захотел, чтобы его лодка отображалась в нашем приложении. Мы подумали: «Почему бы и нет?» Себестоимость реализации точно окупили. Какой-то большей цели мы не преследовали.
— Какова годовая выручка ваших проектов в 2018 году, какую ожидаете в 2019-м?
— Совокупная выручка проектов YouDrive, YouDrive lite, Pump за прошлый год составила 1,5 млрд рублей.
— Сколько сейчас автомобилей каршеринга в Москве? Сколько их должно быть, на ваш взгляд?
— На данный момент в Москве около 22 000 машин. Ответить на вопрос, сколько их должно быть, сейчас невозможно. Ситуация слишком быстро меняется и спрос постоянно растет, поэтому делать прогнозы бессмысленно. Несколько лет назад исследования говорили о том, что Москве нужно 4500 автомобилей, но мы уже видим, что эти прогнозы, мягко говоря, ошибочные.