Mail.ru Group в партнерстве с фондом Proxima Capital инвестировала в платформу транспортных услуг YouDrive в обмен на контрольную долю в ней, сообщает пресс-служба компании. Сумма инвестиций не раскрывается.
Актив не будет консолидирован в отчетности Mail.ru Group: компания отобразит его в финансовой документации как выставленный на продажу (asset held for sale). Источник, знакомый с условиями сделки, пояснил, что актив будет передан в совместное предприятие со Сбербанком, после чего Mail.ru Group сможет вернуть свои инвестиции.
В периметр сделки войдут каршеринг YouDrive, сервис краткосрочной аренды машин для такси YouDrive Business и платформа для передачи автомобилей в каршеринг YouDrive Pool. YouDrive направит привлеченные средства на органический рост автопарка: на август 2019 года пользователям проекта доступно более 2500 автомобилей, стороны планируют увеличить их количество минимум до 10 000 в течение года. Также компания продолжит заниматься глубоким анализом данных и сконцентрируется на увеличении эффективности использования автопарка.
С учетом увеличения автопарка YouDrive сможет стать одним из лидеров рынка: к началу августа 2019 года крупнейший московский сервис «Яндекс.Драйв» предлагает клиентам аренду 11 500 автомобилей. В сентябре 2018 их было 4300.
«Мы всегда создавали именно «умный» каршеринг и выводили на рынок новые продукты, которые строились на модели шеринга, которые потенциально могут серьезно изменить отрасль. Это: открытая платформа для производителей автомобилей, каршерингов, частных инвесторов YouDrive Pool, почасовая аренда автомобилей для такси YouDrive Business. Такого из наших конкурентов не делал никто. И стоить отметить, что сегодняшние стандарты каршеринга также родились в YouDrive», — заявил Forbes сооснователь и генеральный директор YouDrive Борис Голиков.
До сделки с Mail.Ru Group 60% акций YouDrive принадлежало основателям компании Борису Голикову, Андрею Куприкову и Алексею Нурдинову, 40% — московскому дилеру Mercedes-Benz «Панавто», который предоставил сервису первые автомобили Smart, а затем вошёл в его капитал. Чья доля перешла под контроль Mail.Ru Group, представители компаний комментировать отказались.
Выручка компании «Новые транспортные системы» (YouDrive) в 2018 году составила 787,4 млн рублей, чистый убыток — 82,2 млн рублей. Впрочем, несмотря на активный рост рынка каршеринга, выходом на самоокупаемость пока не может похвастаться ни один из крупных каршеринговых сервисов. По итогам 2018 года выручка компании «Каршеринг Руссия» (бренд «Делимобиль») составила 1,55 млрд рублей, убыток — 258,7 млн рублей. Выручка компании «Каршеринг» (BelkaCar) составила 1,37 млрд рублей, убыток — 386 млн рублей. Выручка «Яндекс.Драйва» составила 1,13 млрд рублей, убыток — 550,6 млн рублей.
Осенью 2018 года JPMorgan в своем исследовании назвал Москву одним из наиболее быстроразвивающихся рынков каршеринга в мире по количеству пользователей. Как писал Сбербанк в мартовском исследовании, на Москву приходится порядка 85% рынка каршеринга в России. К концу 2018 года суммарный объем автопарков каршеринговых компаний, работающих в стране, превышал 19 000 автомобилей. Столичный автопарк каршеринга к марту 2019 года составлял около 17 000 автомобилей.