К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Жизнь без «Яндекс.Новостей»: кто пострадает в случае закрытия агрегатора

Фото Татьяны Флегонтовой / ТАСС
Фото Татьяны Флегонтовой / ТАСС
Депутаты Госдумы критикуют работу «Яндекс.Новостей». Интернет-гигант, по некоторым данным, рассматривает возможность полностью закрыть проект. Кто пострадает от этого больше — сама компания или СМИ?

В августе депутаты Госдумы начали активно обсуждать вопрос об изменении алгоритма работы «Яндекс.Новостей». Формальным поводом для этого стала ситуация, когда в топ новостного агрегатора попала новость о том, что депутат Госдумы Альфия Когогина предложила запретить использование автомобилей, достигших предельного срока эксплуатации. Сюжет сформировался после публикации «Коммерсанта» 13 августа. Уже через два дня первый замруководителя фракции «Единой России» Адальби Шхагошев предложил гендиректору «Яндекса» Елене Буниной пересмотреть алгоритм подбора новостей, по которому формируется топ «Яндекса». «Все мы стали свидетелями, как новость о частной инициативе одного депутата была подана как новость о том, что этот вопрос прорабатывается в целом всей Государственной Думой. Она длительный период находилась в топе «Яндекса», и, получается, на протяжении всего этого времени граждане получали недостоверную информацию», — недоумевал Шхагошев. Вопрос о необходимости изменить алгоритм работы агрегатора поднимался и на Совете Думы 19 августа — депутаты решили вернуться к нему в октябре.

«Яндекс» не раз подчеркивал, что «Яндекс.Новости» — это агрегатор, в основе которого лежит алгоритм. «Если от канала доставки требуют функции проверки, редактирования и опровержения контента – он перестает быть каналом доставки. Вмешательство в содержание новостей других СМИ невозможно, пока «Яндекс.Новости» остаются агрегатором», — объясняли в интернет-компании.

16 августа «Коммерсантъ» со ссылкой на осведомленный источник сообщила, что «Яндекс» в случае введения новых механизмов регулирования работы агрегатора рассматривает различные сценарии его развития, вплоть до закрытия. Forbes разобрался, кто пострадает больше всего, если это все-таки произойдет.

 

Что потеряет «Яндекс»

«По сравнению со всем «Яндексом» «Новости» — очень маленький бизнес», — рассказывала в интервью Forbes в 2014 году Татьяна Исаева, которая тогда занимала должность руководителя «Яндекс.Новостей». По данным сервиса «Яндекс.Радар», аудитория «Яндекс.Новостей» за июль 2019 года составила 34 млн посетителей (с учетом заходов пользователя с разных устройств). Аудитория главной страницы «Яндекса» за тот же период времени составила 116 млн. Для самого «Яндекса» трафик от «Новостей» — ощутимый, но они приносят небольшую долю выручки, говорит аналитик «Райффайзенбанка» Сергей Либин. Источник, близкий к «Яндексу», подтверждает - «Яндекс.Новости» приносят незначительную долю выручки компании. Компания не выделяет «Яндекс.Новости» в своей отчетности.

Если отдельно «Яндекс.Новостей» нет в отчетности, это значит, что хвастаться там нечем, говорит аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. Агрегатор — «это инструмент влияния, поскольку он является источником жизни для 90% интернет-СМИ, но это не инструмент зарабатывания выручки», отмечает Делицын. На фоне других проектов «Яндекс.Новости» выглядели бы настолько небольшими, что непонятно было бы, зачем их показывать в отчетности, добавляет аналитик. «Если годовая выручка «Яндекса» составляет 100-120 млрд рублей, то выручка «Яндекс.Новостей» примерно составляет 500 млн рублей – это даже не 1%, а 0,5%», — оценивает Делицын. Выручка компании по итогам первого полугодия 2019 года составила 79 млрд рублей.

 

Что потеряют СМИ

Сейчас «Яндекс.Новости» агрегируют сообщения средств массовой информации, последние получают ощутимый трафик с сервиса. Треть трафика порталов, которые профессионально занимаются новостями, приходится на «Яндекс.Новости», говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. «Значительная доля – это также поисковики и лояльная аудитория, которая напрямую заходит на сайт СМИ. Те, кто заходили по прямой ссылке, будут продолжать это делать. Но долю, которая приходилась на «Яндекс.Новости», придется наращивать, если сервис будет закрыт», — рассуждает он. Долю можно будет наращивать контекстной рекламой в «Яндексе» или Google, баннерной рекламой, что менее выгодно, а также дополнительными постами в социальных сетях. Это должно отразиться и на выручке, предупреждает Кусков. «Часто реклама измеряется в показах. Если они расходовались за два дня, то без трафика с «Яндекс.Новостей» будут расходоваться за четыре. В результате СМИ сможет разместить за месяц меньше рекламы», — говорит Кусков.

Forbes изучил данные сервиса SimilarWeb о структуре трафика десяти популярных российских интернет-СМИ как государственных, так и частных.

 

Самая большая доля трафика с «Яндекс.Новостей» в выборке у «Интерфакса». Больше 30% трафика с проекта получают государственные СМИ — RT и ТАСС, а также входящее в «Национальную медиа группу» издание «Известия». Если доля переходов на ресурсы СМИ с «Яндекс.Новостей» достигает 30%, то их трафик заметно упадет, соответственно снизится и выручка медиа, говорит Либин. С другой стороны, большинство СМИ поддерживается внешними дотациями, поэтому они не уйдут с рынка и не будут сокращать кадры, но если «Яндекс.Новости» будут закрыты, то СМИ будут вынуждены искать другие способы продвижения информации, парирует Кусков.

Сайт Vedomosti.ru с «Яндекс.Новостей» получает около 30%, если смотреть по уникальным посетителям, рассказал шеф-редактор сайта Максим Товкайло. Читатель от закрытия «Яндекс.Новостей» только выиграет, считает он: «Сервис сейчас не дает объективной картины дня, он превратился в источник трафика для медиа, которые пишут новости не потому, что эти новости важные и интересные, а потому что они есть в топе «Яндекса» и нужно срубить трафик». Зачастую этот трафик никак не монетизируется, так как в турбо-страницах (формат отображения контента для мобильных устройств от «Яндекса») мало рекламы, и это просто бессмысленные цифры, говорит Товкайло. «Что касается бизнеса медиа, то те, у кого есть своя аудитория, смогут адаптироваться и не допустить серьезного снижения трафика и выручки от него», — добавляет он.

Что говорят представители СМИ

Заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня» Антон Анисимов сказал, что ему «трудно всерьез обсуждать эту тему», так как в ней слишком много допущений. «Я, честно, удивлюсь, если один из крупнейших раздатчиков трафика в рунете схлопнется, это было бы забавно», — сказал Анисимов.

То, что существенная доля трафика любого интернет-СМИ приходит через новостные агрегаторы – уже давно не новость, говорит главный редактор RT Маргарита Симоньян. «Мы с самого начала работали так, чтобы не оказаться в зависимости от единственного источника трафика. Если «Яндекс.Новости» закроют, мы, конечно, расстроимся, но удара не будет», — подчеркнула она.

«Безусловно, закрытие «Яндекс.Новостей» сильно повлияет на нас, хотя вероятность такого сценария я расцениваю как низкую», — говорит заместитель шеф-редактора, директор по информационно-цифровым платформам ИД «Коммерсантъ» Кирилл Урбан. Бизнес-модель сайта kommersant.ru в основном рекламная, поэтому трафик важен, подчеркнул он. Но в целом издательский дом зарабатывает не только на трафике, добавляет Урбан. «Без «Яндекс.Новостей» будет точно тяжелее: быстро заменить такой источник не самого дорогого привлечения аудитории никто не сможет, разве что «Яндекс.Дзен». Остальные каналы для больших СМИ, ориентированных на новостную повестку и информационную подачу, дороже и сложнее. Придется перестраивать стратегии и тактики продвижения», — отметил он.

 

Данные SimilarWeb по изданиям Lenta.Ru и Gazeta.Ru некорректны, так как компания не обладает доступом к точной статистике, говорит директор по развитию медиа Rambler Group Владимир Тодоров. В действительности количество просмотров на Lenta.Ru составило 383 млн, на Gazeta.ru – 239 млн, а доля просмотров с «Яндекс.Новостей» у обоих изданий ниже указанной, отметил он.

«На бизнесе Lenta.Ru и Gazeta.Ru закрытие «Яндекс.Новостей» не скажется. Читатели, которые привыкли потреблять определенный контент, будут получать его из альтернативных источников – других агрегаторов и рекомендательных систем, с которыми мы работаем, или выберут прямой заход на сайт, содержащий интересующие их новости», – уверен Тодоров.

Главный редактор портала iz.ru Михаил Пак отказался от комментариев.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+