К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Поменяйте алгоритм, чтобы вопрос решался»: Дума позовет представителей СМИ и агрегаторов обсудить «фейковые новости»

Фото Макса Новикова для Forbes
Фото Макса Новикова для Forbes
Депутаты Госдумы решили вернуться к обсуждению формирования топа новостных агрегаторов и фейковых новостей в нем в октябре, после обсуждения с журналистами и представителями агрегаторов. Спикер Думы Вячеслав Володин считает, что главное, чего не хватает агрегаторам — это опровержений. В «Яндексе» считают, что агрегаторы и не должны этим заниматься.

Депутаты Госдумы решили отложить обсуждение принципов формирования топа новостей новостных агрегаторов до октября. Перед этим они проведут консультации с журналистами и представителями агрегаторов, заявил по итогам заседания Совета Думы первый зампред фракции «Единой России» Андрей Исаев.

На самом заседании cовета 19 августа этот вопрос практически не обсуждался – Исаев поднял эту тему, но дискуссии не было, сказал Forbes один из членов cовета.

После заседания Исаев пояснил, что «поставил перед cоветом вопрос о распространении новостными агрегаторами несоответствующих действительности, фейковых и по сути провокационных слухов о деятельности Госдумы».

 

По словам депутата, «в одном из агрегаторов в топе новостей на протяжении двух дней висел заголовок о том, что Госдума предполагает запретить гражданам использование старых автомобилей». «Несмотря на то, что прозвучали опровержения и со стороны авторов (инициативы), и профильного комитета,  и руководства нашей фракции,  несмотря на просьбы заменить заголовок, несоответствующий действительности на соответствующий — эти просьбы были проигнорированы», — негодовал Исаев.

Исаев имел в виду публикацию «Коммерсанта» от 13 августа, в которой рассказывалось об инициативе депутата Госдумы и жены гендиректора «КамАЗа» Альфии Когогиной запретить использование автомобилей, достигших предельного срока эксплуатации. После публикации Когогина уточнила, что речь идет не о личных, а о коммерческих автомобилях, а фракция «Единой России» выступила против инициативы.

 

На вопрос корреспондента Forbes, о чем именно депутаты хотят поговорить с представителями агрегаторов, ведь те неоднократно объясняли, что топ новостей формируют алгоритмы, Исаев ответил: «Вы приходите к чиновнику и просите решить конкретный вопрос, а он вам говорит: «Вот  у меня лежит алгоритм, по которому я ничего не могу для вас решить». Что вы скажете? Поменяйте ваш алгоритм для того,  чтобы вопрос все-таки решался».

В пресс-службе «Яндексе» отметили, что «компания считает текущее законодательство достаточным для регулирования новостных агрегаторов». Там также указали, что «если от канала доставки требуют функции проверки, редактирования и опровержения контента – он перестает быть каналом доставки». «Вмешательство в содержание новостей других СМИ невозможно, пока «Яндекс.Новости» остаются агрегатором. В частности, когда СМИ публикуют новость и не опровергают ее, агрегатор не может взять на себя функцию опровержения», — объяснили в компании.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин, отвечая на вопрос Forbes о том, только ли история с машинами заставила парламент назначить встречу с представителями агрегаторов, сказал: «Примеров много». Но вспомнить  он смог только два – тот, что назвал Исаев, и ситуацию вокруг публикации Ura.ru в феврале этого года. Тогда Вячеслав Володин давал поручение комитету по информполитике разобраться в том, «кто стоит» за публикацией издания о запрете приобретать машины, не имея места парковки, и «какой источник информации» был у журналистов.

 

Между тем, в упомянутой публикации Ura.ru шла речь лишь об «обсуждении такой инициативы в Госдуме», а не о существовании законопроекта. Более того, «наличие проблемы и необходимость ее решения» в материале признавал член думского комитета по транспорту и строительству Александр Старовойтов. «Надо отдать должное представителям СМИ, они принесли извинения, и мы сняли этот вопрос с повестки, хотя это была аналогичная ситуация, потому что дальше уже новостной агрегатор использовал недостоверную информацию и вывел (ее) в топ новостей Яндекса в том числе», — сказал Володин Forbes. По его словам, «главное, чего нет в агрегаторе новостей – он не реагирует на опровержения».

При этом Володин, отвечая на вопрос Forbes, называл в числе новостных агрегаторов не только «Яндекс.Новости», но и Newsru.com и Google. Реестр Роскомнадзора относит к российским новостным агрегаторам четыре сервиса: «Новости@Mail.ru», СМИ2, «Яндекс.Новости» и «Рамблер/новости». Впрочем, спикер Госдумы обещал к октябрю «изучить более скрупулёзно все вопросы с фейковыми новостями, с вопросами работы новостных агрегаторов».

Глава думского комитета по информационной политике Леонид Левин сказал Forbes, что законопроект Антона Горелкина о «значимых IT-ресурсах» в контексте дискуссии об агрегаторах на Совете Думы не обсуждался. В сентябре комитет только направит его в рассылку для получения отзывов и предложений, сказал Левин.

Автор законопроекта о национализации IT-гигантов: «Почему Сбербанк вкладывает деньги в «Яндекс», а в не в Google?»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+