Сериал «Чернобыль», созданный американским каналом HBO, невероятно популярен у зрителей из России, Украины и США. Но его создатели умолчали о десятках роботов, работавших на завалах.
Главный герой — академик Валерий Алексеевич Легасов, советский химик, вошедший в правительственную комиссию по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии. Расшифровки его аудиозаписей легли в основу сценария «Чернобыля». Некоторые очевидцы подтверждают достоверность обстановки в фильме, несмотря на художественный вымысел. Ученые думают, ликвидаторы делают, паранойя правительства мешает спасать континент. Другие критикуют режиссерскую трактовку. Один из существенных поводов — в сериале не показана роль советских роботов в ликвидации.
Чего не знал академик
В фильме вскользь упоминаются советский аппарат СТР (фото на заставке) и робот из ФРГ, которые сразу выходят из строя. И Легасов заявляет: машины не справятся, работать могут только «биороботы» — то есть люди.
Однако именно Чернобыль дал мощнейший толчок развитию отечественной экстремальной робототехники, рассказал внештатному автору Forbes основатель советской робототехники Евгений Иванович Юревич. На момент аварии 26 апреля 1986 года Юревич — директор и главный конструктор Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК). Он почти сразу вылетел на место аварии, чтобы изучить обстановку, и утверждает, что в фильме нарушена хронология: в картине сначала появляется отечественный луноход, затем упоминается немецкий робот.
По воспоминаниям ученого, в реальности сперва были закуплены два немецких робота-манипулятора MF-2 и MF-3. Оба не выдержали излучения. По сценарию, СССР скрыл от ФРГ реальный уровень излучения и запросил машины, выдерживающие 2000 рентген/час, тогда как по факту излучение было в десятки раз выше. Но Сергей Половко, на тот момент начальник отдела систем управления ЦНИИ РТК и один из ликвидаторов, называет это фантазией режиссера: MF-2 и MF-3 не были рассчитаны даже на 200 Р/ч, потому что создавались не для работы на АЭС.
Уже через несколько дней к работе был привлечен ЦНИИ РТК, главный в СССР центр робототехники. Он получил задание: до 15 июня 1986 года разработать и поставить на ЧАЭС подходящие машины. Из-за спешки распоряжение председателя правительственной комиссии Льва Воронина, датированное 29 мая 1986 года, было написано от руки.
Находившийся на месте аварии Юревич передавал с ЧАЭС информацию для разработки роботов, а ЦНИИ РТК работал «в режиме военного времени» — круглосуточно. На тот момент штат организации составлял более 1000 человек. «Мы работали вместе с военными, поднимались на крышу реактора, спускались в шахты. У каждого был личный дозиметр. Если он показывал максимальную допустимую дозу, нас отправляли домой», — рассказывает Евгений Юревич.
Первые советские роботы для Чернобыля
Институт смог создать и запустить первые модели по разведке и очистке территории ЧАЭС уже в июне 1986 года. Сначала ЦНИИ РТК создал для Чернобыля колесного робота-разведчика РР-1, который помог оценить уровень радиации и количество отходов там, куда людям был закрыт доступ. Его данные позволили скорректировать стратегию: предполагалось, что роботы-подборщики манипуляторами будут собирать отдельные радиоактивные объекты и грузить их в транспортного робота. Но выяснилось, что нужно очищать большие сильно загрязненные площади, в основном на крышах зданий. Разумнее было сбрасывать мусор в провал на месте взрыва. Для этого манипуляторы неэффективны, нужны были тяжелые роботы-бульдозеры.
Такие роботы имели примитивную, но максимально надежную конструкцию и мощную защиту от радиации. Частью из них дистанционно управляли по кабелю, остальные были радиоуправляемыми. В июне 1986 года первый робот-бульдозер ТР-А1 прибыл на место аварии. Выглядел он совсем не как высокотехнологичный андроид из фантастических фильмов, зато справлялся со своими задачами.
Постепенно к нему присоединились роботы-бульдозеры ТР-А2, ТР-Б1, ТР-Б2, ТР-Г1 и ТР-Г2. Параллельно разрабатывались новые роботы-разведчики: колесные РР-2, РР-3 и гусеничные РР-Г1 и РР-Г2.
Катастрофа такого масштаба произошла впервые, поэтому оптимальная конструкция была неизвестна, ученые экспериментировали, оптимизируя модели под конкретные задачи. Аккумуляторы быстро садились и радиосвязь плохо работала из-за ионизации, которую создает радиоактивное излучение. Роботы с управлением и подачей энергии по кабелю были лишены этих недостатков, но длинный кабель мог запутаться, а короткий вынуждал находиться оператора в зоне с высоким радиоактивным фоном. А в модели ТР-Г1 чувствительная к радиации полупроводниковая электроника большей частью была заменена электромеханическими аналогами или вынесена на пульт управления оператора.
«Среди конструкторских бюро возникла конкуренция: все вдруг осознали, что тот, кто успешно справится с задачей ликвидации, получит средства на развитие этого направления и мощную государственную поддержку. Поэтому и другие организации захотели участвовать», — вспоминает Юревич.
В результате помимо немецких машин и моделей ЦНИИ РТК в Чернобыль были отправлены роботы «Белоярец» ПО «Атомэнергоремонт», два «Мобот Ч-ХВ» из МВТУ, два аппарата СТР ВНИИтрансмаш и другие. По воспоминаниям Юревича, из них не вышли из строя роботы СТР, те самые луноходы из сериала HBO, хотя и у них иногда случались поломки, и «Моботы».
Вымысел и реальность
При сравнении сериала и реальных событий ученые подметили еще несколько деталей. В первую очередь коллеги по ЦНИИ РТК критически отнеслись к тому, что государство в картине — исключительно отрицательный «герой».
«Подобная кооперация, которая спасла ситуацию в 1986 году, возможна только в тоталитарном государстве. В случае с Чернобылем не было никаких тендеров, конкурсов. Мы просто писали телеграмму на нужное нам предприятие — например, в Армению, — и через два дня нам присылали оттуда необходимую деталь или модуль. Сегодня это невозможно», — считает Юревич.
«Режет ухо постоянное обращение ликвидаторов друг к другу «товарищ». Мы никогда так не общались», — критикует сериал Половко. Неправдоподобной, по его мнению, выглядит сцена в автобусе по пути на ЧАЭС: мрачно, люди молчат, депрессивная музыка. «Всю дорогу до станции обсуждались всякие мелочи, от рабочих моментов до вчерашнего обеда», — вспоминает ученый. Еще одна неточность — палаточный лагерь, в котором не было необходимости: «У нас был целый город, покинутый жителями».
В сериале толку от роботов нет, а Юревич отмечает, что роботы ЦНИИ РТК заменили несколько тысяч военных. Причем на участках, куда посылать людей было смертельно опасно. В течение двух месяцев ЦНИИ РТК разработал, изготовил и отправил на станцию 15 роботов различного назначения. Для создания чернобыльских роботов-ликвидаторов к проекту были подключены более 40 производственных предприятий.
Роботы в воспоминаниях Легасова
Мотивы авторов сериала «Чернобыль», почти исключивших роботов из фильма, неизвестны. Но можно предположить, что они ориентировались на воспоминания самого В. А. Легасова, в которых ЦНИИ РТК не фигурирует. Роботов Валерий Легасов упоминает мельком и именно в том же ключе, что и создатели сериала: существовавшие роботы с работой справиться не смогли. Но далее отмечает, что «в конечном счете, наиболее удачным способом оказались бульдозеры дистанционно управляемые, или просто бульдозеры-скреперы». По всей видимости, созданные в ЦНИИ РТК аппараты с удаленным управлением ученый-химик роботами просто не считал.
Более того, Легасов в воспоминаниях упоминает роботов-разведчиков, созданных в его собственном Институте атомной энергии им. Курчатова в середине 1987 года. Но это произошло уже после того, как роботы ЦНИИ РТК и ВНИИтрансмаш выполнили все основные задачи по очистке и разведке, которые на них были возложены.
Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников ЦНИИ РТК, в частности Е. И. Юревича и С. А. Половко. При подготовке использовалась монография Е. И. Юревича «Роботы ЦНИИ РТК на Чернобыльской АЭС и развитие экстремальной робототехники».
Чернобыльские джедаи: роботы, ликвидировавшие аварию на АЭС
Чернобыльские джедаи: роботы, ликвидировавшие аварию на АЭС