«Накрутка голоса стоит около 20 рублей»: глава Group-IB об итогах проверки результатов шоу «Голос.Дети»
Компания Group-IB, работающая в сфере информационной безопасности, представила первые результаты расследования голосования в финале шестого сезона шоу «Голос.Дети» на «Первом канале» (в шоу с большим отрывом победила Микелла Абрамова, десятилетняя дочь певицы Алсу и бизнесмена Яна Абрамова). Специалисты по кибербезопасности пришли к выводу, что в ходе голосования происходила «массированная автоматизированная отправка СМС на короткий номер в пользу одного из участников проекта». По предварительным результатам проверки установлено, что автоматизированная накрутка дала более 38 000 голосов: 8000 SMS и 30 000 звонков.
«Первый канал» уже отреагировал на итоги расследования, объявив об аннулировании результатов голосования. Представитель певицы Алсу отказался от комментариев.
Forbes поговорил с гендиректором и основателем Group-IB Ильей Сачковым по поводу первых результатов расследования.
Главные выводы
«Два главных вывода на сегодня: проверка выявила использование технологий автоматизированной накрутки голосов в пользу одного из участников. Второе: вмешательства техническим способом в работу питерской компании «СМС сервисы», которая организовывала прием сообщений, не было», — говорит Сачков. Глава Group-IB отметил, что цены на купленный звонок и купленное SMS разнятся. «Приблизительно накрутка голоса [в среднем] стоит около 20 рублей».
С учетом оплаты каналу за голосование — 50 рублей за СМС и 40 рублей за звонок — нетрудно подсчитать, что накрутка обошлась ее заказчику примерно в 2,4 млн рублей.
«Как правило, накрутка работает так: человек заказывает услугу накрутки у соответствующей компании. У этой компании есть сим-карты, оформленные на физлиц и юрлиц, которые вставляют в «аппаратно-программный комплекс», — объясняет Сачков — «Купить такие комплексы можно на черном рынке». Он отмечает, что обычно можно выяснить, какая компания занималась накруткой.
Кому это выгодно?
Отсутствие вмешательства в работу компании «СМС сервисы», которая организовывала голосование, означает, что не происходило кибератак или инсайдерских действий в целях изменения результатов выбора победителя. Однако Сачков отмечает, что система нуждается в доработке: «Рекомендации по ее усовершенствованию мы уже дали».
Руководитель Group-IB подчеркивает, что не оценивает этическую сторону вопроса, честность победы и другие аспекты. «Первый канал нанял нас для оценки технических параметров, связанных с голосование в финале шоу «Голос.Дети», — подчеркивает он.
«Для окончательного завершения этой истории правильно было бы установить заказчика», — считает Сачков. Он отмечает, что поиски заказчика могут дать неожиданный ответ, хотя могут оказаться и тривиальными. Чтобы найти заказчика, необходимо поставить такую задачу компании и подключить к делу полицию — это предмет отдельного криминалистического расследования.
Скандальные результаты
Расследование пришлось проводить из-за результатов финала конкурса «Голос.Дети». Финал шоу «Голос. Дети» был показан 26 апреля. В нем участвовали три исполнителя — Ержан Максим, Валерий Кузаков и Микелла Абрамова. Техническое сопровождение голосования обеспечивала компания «СМС сервисы». Результаты показали — Абрамова победила с результатом 56,5% голосов — за нее было отдано 145 451 голос, из них более 109 000 с помощью СМС, более 36 000 — по телефону. У ближайшего преследователя, Ержана Максима, — только 27,9%. Однако почти сразу «Первый канал» и «Красный квадрат» (производитель передачи) обнаружили признаки аномального голосования и инициировали проверку. Компания «СМС сервисы» заявила, что все голоса были получены от операторов связи, а во время голосования не было DDoS или иных хакерских атак.