Тенденции антипиратской деятельности в России таковы, что через год-два ресурсы с нелегальным контентом могут полностью исчезнуть из поисковой выдачи «Яндекса». По мнению правообладателей, именно этот поисковик приносит пиратам 80% трафика. Основным драйвером этого процесса станет реализация положений антипиратского меморандума: подписавшие меморандум интернет-компании должны убирать из выдачи ссылки на пиратский контент, внесенные в единый реестр ссылок, без решения суда.
При этом отношение населения к пиратству пока принципиально не изменилось. По данным ВЦИОМ на август 2018 года, 81% россиян не считают визуальное или аудиопроизведение товаром и, соответственно, не считают обязательным платить владельцам контента деньги за скачивание или просмотр каждой копии.
Доступность нелегального контента снижается благодаря блокировкам, однако готовность россиян потреблять этот контент по-прежнему высока. В 2018 году Россия вновь попала в Priority Watch List — список стран, «имеющих серьезные недостатки в области защиты прав интеллектуальной собственности и требующих повышенного внимания», опубликованный в «Специальном отчете 301» Торгового представительства США. Положение дел в России оказывает значительное влияние на ситуацию в мире: крупнейшие пиратские ресурсы, например, Rapidgator.net, согласно отчету Notorious Markets List Торгового представительства, предположительно размещены на российских хостингах либо управляются из России.
Закон о блокировках в действии
Принятые за последние несколько лет законодательные решения против распространения пиратского контента оказались довольно эффективными. После вступления в силу поправок к антипиратскому закону о блокировке «зеркал» от 2017 года правообладатели получили возможность блокировать «зеркала» по внесудебной процедуре в течение 24 часов. В результате этой меры за 2018 год было заблокировано почти в четыре раза больше пиратских ресурсов (3000 ресурсов), чем в 2017 году (800 ресурсов).
Согласно аналитике SimilarWeb, заблокированные площадки в течение минувшего года стремительно теряли свою аудиторию. К примеру, число посетителей одного из крупнейших пиратских онлайн-кинотеатров hdrezka.me с момента его блокировки в феврале 2017 года уменьшилось в 450 раз (с 90 млн до 215 000 человек). По сайту kinogo-2016.net динамика следующая: до блокировки (на август 2017 года) на ресурс заходили более 25 млн человек в месяц, на начало 2018 года — 3,7 млн, а на начало 2019 года информация о посещаемости стала недоступна, что означает, что она составляет менее 50 000 человек в месяц.
При этом в ходе подготовки ежегодного аналитического обзора антипиратской деятельности в России по итогам 2018 года мы обнаружили, что общее количество пиратских сайтов и «зеркал» выросло: в ответ на перманентную блокировку со стороны правообладателей пираты стали создавать копии заблокированного ресурса, но в связи с быстрой блокировкой (в течение 24 часов) эти копии не успевали собрать аудиторию и просмотры контента. Поэтому спустя несколько месяцев пираты переставали создавать новые «зеркала» и забрасывали разработку ресурсов. Например, после блокировки 34 «зеркал» популярного в свое время ресурса Filmix.net его копии больше не появлялись.
Кроме того, рост числа нелегальных ресурсов в 2018-м был связан с прошедшим ЧМ по футболу, матчи которого транслировались пиратами в режиме реального времени на большом количестве стриминговых площадок: только во время серии 16 матчей плей-офф на пиратских сайтах велось более 21 000 трансляций.
В 2019 году количество заблокированных ресурсов скорее всего продолжит расти, как за счет повышения активности правообладателей, в том числе зарубежных, так и за счет активного использования механизма «внесудебной» блокировки зеркал.
В 2018 году торрент-сайты оставались лидерами по объему размещенного пиратского контента. Более того, этот объем вырос за год на 14% — c 24% до 38%. Вторую позицию занимают файлообменники, однако их доля в общем объеме пиратского контента за год сократилась с 38% до 34%. Третье место по объему нелегальных ссылок заняли UGC-сайты, которые упали с 25% до 15%, за ними идут стриминговые сайты (10%) и сайты-агрегаторы, доля которых за год сократилась с 5% до 3%. При этом стриминговых сайтов (с нелегальным онлайн-контентом) в интернете больше, чем любых других. Их доля достигает 71%.
Поживем — увидим
Сейчас участники российского медиарынка делают ставки на антипиратский меморандум, принятый в ноябре 2018 года. Сравнивать статистику до и после подписания этого документа пока рано: доступность нелегального контента снижается, но первые результаты появятся только в этом году. Меморандумом на данный момент могут пользоваться только стороны-подписанты. Кроме того, не все правообладатели наладили работу с этим механизмом.
Со стороны правообладателей антипиратский меморандум подписали «Газпром-медиа», «Национальная Медиа Группа», «Первый канал», ВГТРК, «СТС Медиа», ассоциация «Интернет-видео» и Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) и другие организации. Со стороны интернет-компаний — «КиноПоиск», «Яндекс», Mail.Ru («ВКонтакте» и «Одноклассники»), Rambler и RuTube.
К плюсам соглашения можно отнести то, что для изъятия ссылок на нелегальный контент из выдачи «Яндекса» или Rambler не требуется судебного решения, поэтому данный процесс приближен к процедуре Google DMCA. Эта процедура, действующая в США, предполагает изъятие ссылок на пиратские копии по заявлению правообладателей.
Антипиратский меморандум будет действовать до 1 сентября 2019 года, после чего на основании его положений примут новые поправки к антипиратскому закону, которые позволят изымать контент из выдачи всем правообладателям.
Таким образом, в результате изъятия ссылок на пиратский контент из выдачи «Яндекса» доступность такого контента должна снизиться. По крайней мере в случае с Google процедура DMCA сработала на ура: до DMCA нелегальный контент мог составлять 70% выдачи в поиске, а в результате изъятия она снизилась практически до нуля. Таким образом, пользователям пиратской продукции придется привыкать к легальным сайтам с платной подпиской, хотят они того или нет.