Приостановка работы федерального правительства США, или шатдаун, начавшийся 22 декабря, затрагивает почти все сферы деятельности государства: от функционирования дипломатических представительств до уборки улиц. Кроме очевидных последствий у этого явления есть и менее заметные, но крайне важные — например, угроза для американской науки, что в перспективе нанесет куда больший урон, чем похудевшие дипломаты или отходы на дорогах.
Шатдаун — это частичная приостановка работы правительства США, которая происходит, когда Конгресс не успевает по тем или иным причинам принять бюджеты ведомств страны. Текущий шатдаун официально начался 22 декабря. При этом 75% бюджета уже принято (включая бюджет Пентагона и Минздрава страны) — соответствующие документы подписал президент США, как сообщает Associated Press. Проблема же остается в распределении трат семи ведомств, в результате 800 000 человек вынуждены или работать, не получая за это денег, или находятся во временном неоплачиваемом отпуске. В их число входят сотрудники Госдепа, Минюста, Минтранса, МВД страны и др.
Вышеописанная ситуация продлится, пока президент страны Дональд Трамп и законодатели не достигнут компромисса по вопросу финансирования стены на границе с Мексикой — предвыборного обещания нынешнего главы Белого дома. Трамп намерен воплотить план в жизнь любой ценой, в том числе не подписывая бюджеты оставшихся ведомств до тех пор, пока необходимые для строительства $5 млрд не будут выделены.
Президент США обвинил в сложившейся ситуации с прекращением работы правительства демократов, а также отметил свою решимость добиться выделения средств для строительства стены. В это охотно верится: частичное прекращение работы правительства уже побило рекорд продолжительности шатдаунов в США.
Выход в «ноль»
Наука — один из непосредственных пострадавших от шатдауна.
Так, приостановка финансирования коснулась 95% сотрудников NASA. Аэрокосмическое агентство не может полностью прекратить работу над действующими проектами, например марсоходом Curiosity или зондом New Horizons, и тем более МКС. В NASA подтвердили, что на время неурядиц с бюджетом не прекращается работа над запущенными аппаратами, но телеканал, сайт, а также все ответственные за эти проекты люди попросту отправлены в неоплачиваемый отпуск.
Шатдаун может сказаться и на международной деятельности агентства. Например, приостановка работы ведомства повлияет на многострадальные планы встречи главы NASA Джима Брайденстайна и гендиректора Роскосмоса Дмитрия Рогозина.
Под вопросом оказывается также и распределение грантов. Так, Национальный научный фонд США, ежегодно выделяющий порядка $8 млрд на исследования, прекратил рассмотрение заявок на финансирование. Это чревато тем, что специалисты обратятся к другим источникам финансирования, в том числе и за пределами США.
Как отмечает Nature, ученые опасаются «утечки мозгов» — наряду с грантами заморожен процесс найма новых научных сотрудников, а значит, они будут искать работу в частных компаниях и даже в других странах.
Неточные прогнозы
Национальное управление океанических и атмосферных исследований США перевело в режим офлайн свои базы данных, а Национальная метеорологическая служба страны вынуждена жертвовать точностью прогноза из-за недофинансирования в результате войны Белого дома и Конгресса.
Несмотря на сохранение работы основных институтов здравоохранения, шатдаун частично коснулся и медицинской сферы. Специализированные клиники Службы охраны здоровья индейцев работают не в полную силу, так как заморожено выделение грантов и реализация их спецпрограмм.
Эта цепочка тянется все дальше и дальше. Приостановило плановые проверки продукции Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, почти не функционирует служба безопасности национальных парков страны, а ученые, работающие в федеральных структурах, лишены возможности посещать конференции.
Выхода нет?
Шатдаун — закономерное явление в жизни США: оно обусловлено особенностями сложившейся в стране системы управления и взаимодействия ветвей власти между собой. Судя по всему, ни Конгресс, ни Белый дом не намерены уступать в вопросе о строительстве стены, а конец затяжного кризиса может быть еще далеко.
США рискуют подорвать доверие к научным госпрограммам, в результате чего усилятся конкуренты как на внутреннем, так и на внешнем поле. Вряд ли в Вашингтоне счастливы видеть, как перспективные ученые выбирают Азию или Европу.
Смягчает ситуацию роль частного сектора в США. В отличие от того же Китая, именно он играет ведущую роль в инновационном развитии. Шатдаун может усилить позиции частных игроков. Например, NASA может избежать угрозы своим проектам, переложив еще больше работы на Space X, а частные общественные проекты будут привлекательны для потенциальных сотрудников и участников ввиду бесперебойности их работы.
Урон научным проектам будет зависеть от длительности неопределенности с финансированием. Пока даже примерные сроки неизвестны — Трамп обещает, что шатдаун продлится «столько, сколько потребуется».