Запуск зонда, который впервые в истории сядет на обратную сторону Луны, состоялся 7 декабря. Пора привыкать к смене лидеров: его запустили не американцы из NASA и, увы, не Россия. В начале января 2019 года на «темную сторону» высадится китайский аппарат Chang'e-4 («Чанъэ-4»). Кто еще имеет планы по освоению спутника?
Русский размах
В начале декабря стало известно о планах «Роскосмоса» по конструированию лунной базы. Это долгоиграющий проект, рассчитанный на реализацию в 2036–2040 годах. Сразу оговоримся, что планы не обеспечены финансированием, поэтому пока большей частью теоретические.
Строительство базы на Луне начнется с доставки крупнотоннажных грузов, а также «насыщения лунных полигонов разнообразными научными экспериментами». Объект будет включать в себя защищенные от радиации модули жизнеобеспечения, центр мониторинга Земли, элементы по изучению и использованию ресурсов Луны.
Работа над проектом начнется относительно скоро: как сообщает РИА «Новости», уже в 2025 году на орбите Луны «Роскосмос» планирует начать сооружение национальной станции, которая выступит в роли хаба при строительстве базы на поверхности спутника.
Кроме того, предполагается, что в 2025–2030 годах к соседу Земли запустят тяжелый луноход, а к 2035 году на спутник нашей планеты высадятся первые россияне.
Но планы — это одно, а работу над проектами подобной сложности необходимо начинать уже сейчас. Так делают США, Китай и другие страны, рассматривающие Луну, если так можно выразиться, в свой телескоп. В России же пока одобрены только планы по созданию сверхтяжелой ракеты — без нее на поверхность спутника Земли можно высадить только небольшие аппараты или автоматический «Луноход» (и эту миссию времен СССР еще нужно повторить), но никак не людей.
Луна будет NASA?
Исторически сложилось, что Россия и СССР — первые страны, приходящие на ум при упоминании освоения Луны. Хотя именно аппарат Советского Союза достиг Луны в 1959 году, но повторить высадку роботов США смогли, а вот монополию на высадку людей на спутнике Америка удерживает с 1969 года. Кроме того, эта страна ассоциируется с современными проектами.
Да, в NASA понимают, что не одиноки в своих стремлениях. Там даже были намерены сотрудничать с «Роскосмосом» в построении окололунной станции, но последние политические события ставят это сотрудничество под вопрос.
За спиной у американцев стоит мощная промышленность, открывающая пространство для маневра. Если Россия рассчитывает на пилотируемый корабль «Федерация», проект которого находится на относительно начальном этапе, то у США в рукаве как минимум три носителя, способные доставить на орбиту Луны: Drew Dragon Илона Маска, Starliner компании Boeing, а основной план связан с кораблем Orion, который для NASA создает Lockheed Martin.
SpaceX имеет и собственные планы на Луну. Компания создает рекордную по размеру ракету BFR и уже продала билеты на облет Луны на ней к 2023 году.
Новые игроки
«Частники» давно стали опорой NASA, и дело не только в компании Маска. Так, Blue Origin Джеффа Безоса собирается отправить на Луну модуль с посадочной ступенью и благодаря этому стать первой частной компанией, которая прикоснется к поверхности небесного тела (ведь SpaceX планирует только облет Луны).
Безос вкладывает в свою космическую компанию $1 млрд в год, по собственному признанию. Он создал многоразовую ракету New Shepard для космических туристов, которые хотят выйти на орбиту. За $2,5 млрд его Blue Origin сконструирует тяжелую ракету New Glenn, способную вывести на орбиту 25–45 тонн. Хотя для высадки людей на Луну ее мощность маловата, но зато она позволит доставить автоматический посадочный модуль.
В американском агентстве предпочитают конкуренцию, поэтому два звездных миллиардера — лишь малая доля из тех, кого NASA предпочитает видеть среди фаворитов.
В ноябре этого года космическое агентство объявило список компаний, с которыми в NASA могут заключить контракты на сумму $2,6 млрд при освоении Луны. Это Astrobotic Technology, Deep Space Systems, Draper, Firefly Aerospace, Intuitive Machines, Lockheed Martin Space, Masten Space Systems, Moon Express and Orbit Beyond. Большинство компаний относительно неизвестные, и агентство дает шанс не только зарекомендовавшим себя игрокам, но и новичкам в космическом бизнесе.
Как отметил глава NASA Джим Брайденстайн, инновации американских космический компаний позволят США достичь «удивительных вещей» на Луне и Марсе. Он добавил, что NASA будет лишь «одним из многих» клиентов компаний.
Но если рецепт «Луны по-американски» в плотном сотрудничестве с частным сектором, то многие игроки по-прежнему выбирают «государственный» подход, и они также способны реализовать свои планы раньше «Роскосмоса».
Азиатская экспансия
Главными соперниками России и США в космосе и в освоении Луны в частности уже традиционно выступают Индия и Китай. Страны, продемонстрировавшие резкий экономический рост за последние десятилетия, преследуют не только сугубо научные, но и финансово-политические цели.
Китай, как ранее писал Forbes, обязанный своей космической программе наследию СССР, в случае успешного запуска в 2030 году ракеты Long March-9 грузоподъемностью 140 тонн может даже обойти достижения современной России и стать второй (если не первой) мировой космической державой. Высадка тайконавтов на Луну планируется к 2036 году, по данным СМИ. Интересно, что «Роскосмос» рассматривает партнерство и с Китаем, но пока после «Фобос-Грунта», который в 2011 году должен был унести к Марсу китайский микроспутник, общих проектов нет.
В целом КНР уже накопила относительно успешный опыт работы тайконавтов на собственной космической станции (корабли Tiangong и Tiangong-2). У страны есть политическая воля руководства и далеко идущие планы на будущее. Пока же отметим, что ракета-носитель Long March 4C (китайское название транслитерируется как «Чанчжэн 4С»), отправившая зонд на обратную сторону Луны, многократно слабее (всего 4,2 тонны на низкую околоземную орбиту) популярных носителей России и США — «Протон» и Falcon 9, соответственно. Сложность миссии заключалась в создании посадочного аппарата, а также обеспечении связи: радиоволны с Земли не могут напрямую «пробить» спутник нашей планеты.
Пришлось Китаю сначала вывести на хитрую орбиту спутник «Цюэцяо» («Сорочий мост» в переводе с китайского). Он будет вращаться вокруг точки L2, в которой центробежную силу его движения точно уравновесят притяжение Земли и Луны. В результате с минимальными затратами топлива через этот аппарат сможет получать команды с Земли и передавать информацию обратно лунная станция «Чанъэ-4».
Но самый большой дефицит в космических исследованиях — та самая политическая воля. Хотя они обходятся всего в сотни миллионов долларов (сравнимо с инвестициями в успешный стартап до его выхода на биржу), но деньги на космические исследования не дадут мгновенного эффекта, а затраты на имидж имеют свой предел.
Индия также осваивает космос скорее из имиджевых соображений. В январе 2019 года планируется запустить аппарат Chandrayaan-2. Если все пойдет по плану, он начнет работать на Луне практически одновременно с китайским. Чтобы окупить исследования спутника Земли, индийский аппарат исследует возможности добычи и доставки на Землю гелия-3, по данным Bloomberg. По расчетам ученых, это вещество добывать на лунной поверхности будет дешевле, чем на Земле, но пригодится оно, только когда человечество освоит новую нефть — управляемый термоядерный синтез, который станет сверхэффективным источником энергии.
Если космос — последний рубеж, то Луна — первая остановка на пути к его покорению. Сумев освоить ее ресурсы, человечество сможет превзойти достижения второй половины XX века. Будет ли среди исследователей космоса Россия, наследница первой космической державы мира? Хочется надеяться, что да. Но для этого нужны не только исследования, но и политическая воля на распределение ресурсов для космоса. А пока, к сожалению, вместо запуска новых проектов приходится наблюдать за коррупционными скандалами в «Роскосмосе».