Темная сторона Луны: зачем китайцы хотят высадиться на невидимой части спутника
Китайское национальное космическое управление запустило спутник Queqiao, сообщает NASASpaceFlight. Это первый этап новой лунной программы «Чанъэ-4», по которой на конец года запланирован запуск одноименной автоматической станции. Если ее полет пройдет успешно, то «Чанъэ-4» станет первым аппаратом, совершившим мягкую посадку на обратной стороне Луны.
На сегодняшний день Китай — единственная страна, обладающая технологиями посадки на Луну, считает популяризатор космонавтики Виталий Егоров. Более того, планы космического управления подкреплены предыдущими успехами: первая лунная экспедиция «Чанъэ-1» была запущена в 2007 году, вторая — «Чанъэ-2» — в 2010 году. В 2013 году Китайское национальное космическое управление запустило к спутнику Земли аппарат «Чанъэ-3», состоящий из посадочного модуля и лунохода. Тогда аппараты совершили первую успешную посадку на спутник Земли со времен миссии «Луна-24» 1976 года. «Тогда американцам удалось сделать то же самое, только вручную», — уточнил Егоров.
«Миссия 2013 года была посвящена в большей степени технологиям, нежели астрофизике. Тем не менее китайцам удалось сделать сразу несколько научных открытий, — продолжает он. — Во-первых, им удалось освоить посадку на Луну: те специалисты, которые занимались этим в рамках советской и американской космических программ, в лучшем случае уже на пенсии. Но перед запуском миссии китайские специалисты приезжали в Россию для того, чтобы познакомиться с наработками 40-летней давности».
«Чанъэ-3», оборудованному камерами и спектрометром, удалось изучить плазмосферу земли в ультрафиолетовом диапазоне (плазмосферой называется оболочка Земли из заряженного газа, окружающая планету примерно в 90 км от земной поверхности). Однако первыми они не были: наблюдения в ультрафиолетовый телескоп проводились еще в рамках миссии «Аполлон-16» в 1972 году. Благодаря радару «Чанъэ-3» смог «просветить» Луну с видимой стороны на глубину до 400 м. Оказалось, спутник Земли имеет слоистую структуру, что свидетельствует о многократных лавовых извержениях. Теоретически об этом знали и раньше, но теперь это было твердо доказано.
Но все это дает нам знания только о видимой стороне, которой Луна всегда повернута к Земле. Что же касается обратной стороны — до нее космические корабли с Земли никогда раньше не долетали. Известно, что она имеет совершенно другую структуру поверхности: если на ближней к нам стороне много морей и темных пятен, то на обратной преобладает материковый рельеф. Здесь находятся лишь два моря — Море Москвы и Море Мечты.
На обратной стороне Луны станция «Чанъэ-4» должна будет сесть в самый глубокий кратер нашего спутника. Такой эксперимент представляет большой интерес для ученых и не меньшую проблему для инженеров: аппарат, работающий на обратной стороне, не может передавать сигналы на Землю, поэтому управление будет осуществляться через спутник-ретранслятор Queqiao, который будет работать возле точки Лагранжа L2 системы Земля–Луна — она располагается на единой прямой, соединяющей планету и спутник за Луной. Силы притяжения со стороны Луны и Земли на находящийся в этой точке зонд, компенсируются центробежной силой. В результате космическому аппарату практически не приходится тратить топливо на удержание своего положения.
Одной из главных задач миссии станет изучение сверхдлинноволнового радиодиапазона Вселенной, который невозможно изучать с Земли из-за «шума», который производит сама планета. Второе, чем займется «Чанъэ-4», — изучение грунтов Луны в попытке ответить на вопрос, почему обратная сторона имеет другое геологическое строение.
Конкуренцию китайской миссии может составить разве что Индия: запуск автоматической станции «Чандраян-2», сконструированной Индийской организацией космических исследований для изучения Луны, запланирован в 2018 году. Однако эта экспедиция планируется на видимую сторону Луны. Первая в современной России лунная миссия «Луна-25» запланирована на 2019 год, «Луна-26» — на 2021-й, а «Луна-27» — на 2022 год соответственно. Эта нумерация продолжает ряд советских космических исследований. Также известно о планах США по возобновлении лунной программы: в декабре 2017 года Дональд Трамп подписал директиву о космической политике на 2019 финансовый год, которая предусматривает сотрудничество с частным сектором, отправку людей на Луну и осуществление марсианской миссии.