На 21:14 по московскому времени 16 ноября запланирован первый запуск ракеты «Союз-ФГ» после ее аварии 11 октября. Космонавтов спасла система аварийного спасения, но, чтобы быть уверенным, что люди будут в безопасности, «Роскосмос» проведет пуск с грузовым кораблем «Прогресс МС-10».
Российская космонавтика переживает не лучшие времена: осенью кроме неудачного пилотируемого пуска «Роскосмосу» пришлось разбираться с утечкой воздуха из корабля «Союз», пристыкованного к МКС. Новый запуск либо зафиксирует сложившийся кризис, либо откроет начало новому вектору развития отечественной космической отрасли.
Прощай «Союз», да здравствует «Союз»!
Авария 11 октября после старта с Байконура «Союза-ФГ» с кораблем «Союз МС-10» была первой за 35 лет для этих носителей. Космонавт «Роскосмоса» Алексей Овчинин и астронавт NASA Ник Хейг спаслись, но судьба МКС, оставшейся на время без пассажирского «космического такси», а также роли России как надежного партнера на международной арене, стала еще более туманной.
Комиссия по расследованию инцидента заключила, что авария произошла при ударе одного из боковых ускорителей о вторую ступень ракеты на этапе их разделения. Новый старт «Союза-ФГ», который должен доставить на МКС 2,5 тонны груза, застрахован «Ингосстрахом» на 3,245 млрд рублей.
Если страховка не пригодится, «Роскосмос» вернет себе часть доверия, утраченного им за последние месяцы. А вот судьба носителя, зарекомендовавшего себя как одного из самых надежных, уже предрешена.
Как сообщил в Twitter глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, эксплуатация «Союзов-ФГ» завершится в конце 2019 года, а с января 2020 года корабли «Союз МС» с космонавтами на орбиту будет доставлять ракета «Союз-2.1а». По характеристикам эти ракеты различаются незначительно, но это только первые изменения.
Сейчас или никогда?
Перспектива российского космоса зависит, как ни странно, не только от заинтересованности военных или политиков, но и от деятельности частного сектора.
Как отметил Рогозин, в планы «Роскосмоса» входит начало летных испытаний новой ракеты среднего класса «Союз-5» в беспилотном варианте в 2022 года, а уже с 2023 года — в варианте с новым пилотируемым кораблем.
В отличии от существующих «Союзов» она сможет выводить на опорную орбиту не 7, а 18 тонн. В качестве топлива используются относительно безопасная пара керосин-кислород, а не ядовитые азотные соединения, как в сравнимом по мощности «Протоне», производство которого планируется прекратить.
Потенциал рынка для носителей класса «Союз-5» может составить до 58% от общемирового объема — до $1,2 млрд, по расчетам «Роскосмоса».
Учитывая, что «Союз-5» способен выводить на орбиту разрабатываемый в России пилотируемый корабль «Федерация», перспективы новой ракеты выглядят внушительными, за 40 лет на этот носитель может прийтись до 240 стартов.
Трудности коллег из США (Space X, Boeing) с разработкой пилотируемых аппаратов нового поколения (Crew Dragon и Starliner соответственно) дают «Федерации» небольшую надежду, что в случае оперативного ее создания, она может сохранить место в гонке за космос, побороться за доходы от доставки космонавтов на орбиту и поддерживать международный престиж России.
Частная инициатива
До передовиц мировых СМИ компании S7 Space еще далеко, но планы ее руководства как минимум не предполагают десятилетнего ожидания.
Как рассказал Forbes генеральный директор S7 Space Сергей Сопов, уже в конце 2019 года компания планирует осуществить первый запуск с плавучего космодрома в экваториальной зоне планеты по проекту «Морской старт». Выгодное географическое положение позволит ракете-носителю «Зенит» вывести на геостационарную орбиту до 3,5 тонн. Спутники сравнимой массы на геостационар сейчас могут выводить только «Протоны», но их производство планируется свернуть в пользу «Ангары», постоянные пуски которой еще не налажены.
Собственную ракету «Союз-7» Сергей Сопов планирует сделать к 2022 году. Сначала это будет одноразовый носитель на базе «Союза-5», а потом он будет постепенно модернизирован в многоразовую модификацию — таким же путем работала Space X Илона Маска.
Наряду с ракетой компания планирует сделать грузовой космический корабль на базе «Федерации».
«Я просто хочу показать, что можно делать по-другому, не сидеть десятилетиями и ждать, как у нас привыкли», — отметил Сопов разницу между государственным подходом и частным проектом, где сжатые сроки — основа будущей прибыли.
А что если..
Текущий уровень надежности «Союза-ФГ» в 98% позволяет надеяться, что второй подряд осечки не будет и запуски космонавтов вернуться к норме. Кроме того, несмотря на то что космонавты на МКС имеют примерно полугодовые запасы, срыв поставок не лучшим образом сказался бы на запуске станции. Но еще важнее, что от удачного пуска зависит судьба «Роскосмоса». Независимо от причин (от саботажа до чистой случайности), в случае аварии госкорпорация столкнется с беспрецедентным давлением как со стороны общественности, так и со стороны партнеров.
Три неудачи подряд могут даже привести к смене главы ведомства, хотя Дмитрий Рогозин, пожалуй, один из немногих российских руководителей, который может похвастаться добрыми отношениями со своим коллегой из США — главой NASA Джимом Брайденстайном.
Неудачный старт будет иметь двоякий эффект для частной S7 Space. С одной стороны, ее платформа «Морской старт» и перспективная ракета-носитель могут быть подстраховкой для недолетающих российских ракет. Однако в своих проекта S7 Space полагается на разработки госкорпорации, которые планирует у нее приобретать в рамках государственно-частных партнерств. Смена руководства российской космической госкорпорации может нарушить текущие отношения и затруднить ее работу.