Почему Белоруссия становится мировым центром разработок ИИ
За последние несколько лет белорусский рынок искусственного интеллекта вырос в несколько раз. Какую роль в развитии искусственного интеллекта играют наукоемкие сообщества Белоруссии и почему другие страны охотно сотрудничают с ее разработчиками и покупают проекты?
Если коротко, то рецепт успеха заключается в серьезной государственной поддержке, а взамен отрасль становится важной графой в экономике страны. В 2005 году в Белоруссии был основан Парк высоких технологий (ПВТ), в который за прошедшее время удалось привлечь около 400 резидентов, занимающихся искусственным интеллектом и глубоким обучением. Например, здесь есть проекты из США (в том числе из Кремниевой долины), Китая, Кипра, Норвегии, Израиля, Великобритании, Австрии, Нидерландов, Франции, России.
Основой такого успеха стали законодательные и образовательные инициативы. Например, декрет президента Белоруссии Александра Лукашенко «О развитии цифровой экономики», подписанный в конце 2017 года, послужил «зеленым светом» для развития блокчейн-технологий. Были введены элементы британского права и расширены виды деятельности резидентов ПВТ: теперь они могут варьировать от создания беспилотных автомобилей до поддержки образования со стороны ИТ-компаний.
Эффект от декрета 2017 года стал заметен сразу: уже в первом полугодии 2018 года экспорт Парка вырос на рекордные 40% без учета новых компаний. Это даже больше, чем в 2017, когда впервые в истории экспорт преодолел планку в $1 млрд и вырос на 25%.
В 2018 году в Белоруссии был открыт фонд Bulba Ventures, специализирующийся на искусственном интеллекте (ИИ) и машинном обучении. Примечательно, что один из его соучредителей Юрий Мельничек ранее инвестировал в стартап AIMatter, который в 2017 году приобрела корпорация Google. В этом году фонд проинвестировал три проекта: Friendly Data, Rocket Body и Wannaby. При этом ретейл-стартап Wannaby привлек заметную сумму в $2 млн (кроме Bulba Ventures, в раунде также принимала участие компания Haxus, специализирующаяся на компьютерном зрении и дополненной реальности для шопинга). Аналогичную сумму удалось привлечь приложению для родительского контроля Nicola компании FaceMetrics от белорусского фонда VP Capital и российского Larnabel Ventures.
Компьютерное зрение вообще становится общемировым трендом. По словам сооснователя Wannaby Алексея Мельничка, покупка компанией Google стартапа AIMatter и покупка Facebook компании MSQRD символизируют «эпоху расцвета» белорусских ИИ-технологий. После этого стало очевидно, что белорусские команды и продукты по искусственному интеллекту востребованы у крупных международных корпораций. Потребность в специалистах сформировала новые профессии data scientist, ML engineer (инженер по машинному обучению), DL engineer (специалист по глубокому обучению). Кроме теоретической подготовки, вырастить этих специалистов помогли тематические мероприятия: митапы ODS и Big Data User Group, Datafest, AI Day, AI хакатоны, Дататоны, а также студенческие лаборатории при ИТ-компаниях, благодаря которым диффузия знаний внутри сообщества значительно ускорилась.
Ориентация на экспорт
Белорусские сервисные компании оказались более востребованными на зарубежных рынках, чем на внутренних. Еще до того, как началась «волна ИИ-технологий», крупные зарубежные компании стали основывать на территории Белоруссии свои R&D офисы (Profitero, IHS Markit, Work Fusion, «Яндекс», Teqniksoft). Именно в это время белорусское ИТ-сообщество осознало, что намного выгоднее продавать свои продукты и технологии, а не хороших инженеров на зарубежные проекты. Таким образом, основной тенденцией на белорусском рынке стал интернациональный аутсорсинг.
ИИ-продукты, разработанные в Белоруссии, применяются в области здравоохранения, автомобильной промышленности, сельского хозяйства. Американский стартап Flo (приложение для контроля за женским здоровьем) основан белорусами и за два года привлек $18 млн инвестиций от партнеров фонда Mangrove Capital и фонда Flint Capital. В настоящее время приложение доступно на 20 языках на iOS и Android, а 60% пользователей находятся в США и Европе.
Серьезных успехов добились инженеры компании MapData, минского R&D-офиса компании MapBox: они используют компьютерное зрение в задачах распознавания дорожной обстановки на видеопотоке. В минском офисе компании «Яндекс» разрабатывают решения для беспилотных автомобилей, распознавания речи, поисковых технологий. Стартап OneSoil помогает фермерам увеличить эффективность использования посевных площадей, планировать сельскохозяйственную деятельность и прогнозировать урожайность. Для этого компания использует нейронные сети, компьютерное зрение и алгоритмы машинного обучения, которые анализируют спутниковые снимки. За один год компания привлекла $500 000 инвестиций от фондов Haxus, Bulba Ventures и инвесторов Юрия Мельничка и Лео Лознера.
Пожалуй, белорусская ИТ-сфера может служить примером, как государство способно помочь стартапам, чтобы дать им возможность вырасти, а также и самому получить отдачу.