IBM объявила 28 октября о покупке Red Hat Software — одного из крупнейших разработчиков операционных систем на базе Linux. Сумма сделки — $34 млрд, что на 63% больше оценки акций компании. Это самая крупная сделка в истории IBM.
В заявлении компании говорится, что IBM станет лидером по корпоративным гибридным облачным сервисам. В 2017 году объем cloud-рынка составил $117 млрд, и он будет расти ежегодно на 30%. Но у IBM могут быть и другие планы для своей новой «игрушки».
Почему Red Hat
Red Hat Software — разработчик операционной системы (ОС) на базе Linux. Их ключевая компетенция — работа с крупными корпорациями (Enterprise): продажа софта по подписке, консалтинг, поддержка, внедрение. В 2017 году оборот компании — $2,4 млрд, чистая прибыль — $253 млн.
У IBM всегда были собственные OС: PC DOS, OS/2, OS/360. Некоторые из них могли вырасти в массовые решения. Но этого не получилось — на персональных компьютерах лидерство захватила Windows, а на серверах — решения на базе Linux и серверные версии ОС компании Microsoft. В итоге в XXI веке IBM проиграла рынок массовых операционных систем. Но столетие еще не закончилось и корпорация может еще отыграться.
Для развития больших вычислительных систем важны не только ОС, но и система виртуализации вместе с гипервизором — эти инструменты позволяют равномерно загружать дорогие серверные мощности, не позволяя им простаивать.
Один из явных лидеров на рынке корпоративных облаков — Microsoft. Все продукты они делают внутри компании: у них есть собственные ОС Windows Server, система виртуализации Hyper-V, публичное облако Azure. Microsoft уверенно развивает эти продукты и занимает значительную долю рынка. В 2017 году выручка компании от облачных сервисов составила $6,8 млрд. Остальные корпорации инвестируют в сторонние системы виртуализации.
Другой лидер на облачном рынке — Amazon. У корпорации нет собственной ОС, они строили собственное облако с помощью гипервизора Xen, который полностью переписали под себя. В 2017 году они отказались от Xen и перешли на KVM. Итог перехода — в 2016 году Amazon Web Services принесли Джеффу Безосу $604 млн.
Третий гигант рынка — Google. Он «целится» не в клиентов, а в разработчиков, позволяя программистам создавать свои сервисы в облаке, не тратясь на собственные вычислительные мощности. Пользователю же не приходится тратиться на дорогие производительные компьютеры — например, почта Gmail будет работать даже на слабом ноутбуке.
Также отметим менее заметного, но сильного игрока на рынке облачных сервисов — VMware. У них нет собственного облака, но они делают много классных разработок для любого бизнеса. Это крупная компания: в 2017 году их оборот составил $4,37 млрд, а прибыль — $740 млн. У VMware сильная виртуализация. И IBM хочет ответить на это своим мощным продуктом.
Исторические аналогии
Ситуация, когда корпорация решает свои внутренние проблемы через покупку другой крупной IT-компании за миллиарды долларов, не редкость. Часто это заканчивается хорошо: Google купил Android, теперь это самая популярная ОС для смартфонов. Хотя есть разница: мобильная операционная система на момент покупки находилась в зачаточном состоянии.
А иногда такая тактика заканчивается полным провалом. Oracle купила MySQL за $7,4 млрд. После этого многие пользователи перешли на MariaDB и другие системы управления базами данных. Проект «не взлетел».
Red Hat — устоявшаяся компания, которая работает на IT-рынке 23 года. И IBM придется интегрировать их в свою операционную деятельность, привить свои традиции и клиентов, чтобы получить максимум выгоды.
Выгода IBM
После поглощения Red Hat IBM получает популярную «операционку» Red Hat Enterprise Linux, виртуализацию Red Hat Virtualization и гипервизор KVM. Возможно, эти технологии будут использовать для создания гибридных облаков. Это популярное сейчас направление, когда заказчик размещает часть вычислительных мощностей в собственной инфраструктуре, часть — в общедоступном облачном сервисе.
Такой план хорошо сочетается с фокусом Red Hat на крупных клиентов. Сейчас частные (вся инфраструктура находится на площадях компании) и гибридные облака нужны многим Enterprise-заказчикам. Скорее всего для IBM важны не только технологии, но и выход на существующих клиентов.
Мотивы Red Hat
IBM — одна из самых технологичных корпораций. Она создает собственные процессоры и мощные вычислительные системы на них, есть деньги для экспериментов и, главное, желание потеснить Amazon, Google и Microsoft на рынке облачных сервисов.
С помощью IBM Red Hat может получить еще более крупных заказчиков. И речь не просто о все более быстрых вычислительных системах. IBM разрабатывает решения в области машинного обучения и искусственного интеллекта. Например, система Watson — это решение, сочетающее фирменные «железо» и «софт», в результате оно позволяет решать самые сложные задачи: помогает ставить медицинские диагнозы, выгодно торговать на бирже, точно предсказывать погоду.
Суперкомпьютер Watson для Red Hat — отличная платформа, чтобы развивать свое программное обеспечение на самом современном железе. И это не последняя инновация от IBM. Таких ресурсов Red Hat никогда не получила бы без присоединения к IBM.
Что изменится для IT-рынка
Это поглощение — «прицел» на крупных заказчиков, которые готовы инвестировать сотни миллионов в собственные сервисы и облачную инфраструктуру. Средний и малый бизнес живут по другой модели, они не покупают собственные серверы, а используют публичные облака. Но вопрос в том, кому они заплатят за облака: Amazon, Microsoft или клиентам IBM.
Крупные корпорации тоже могут пользоваться публичными облачными сервисами, чтобы обрабатывать массивы данных и обучать на них AI, но у них всегда есть данные, которые «страшно» отдавать в общее облако. Чтобы сохранить коммерческую тайну, надежнее их обрабатывать на своих мощностях.
Но пока эффективно обсчитывать большие данные на собственном железе с помощью готовых технологий можно только на базе продуктов Microsoft. Теперь же IBM составит полноценную конкуренцию со своими инновационными суперкомпьютерами и технологией гибридных облаков Red Hat, что позволит корпорациям сохранить приватность данных.
$34 млрд — огромные деньги даже для IBM. Такие сделки не будут заключаться часто. Эти инвестиции потрачены ради того, чтобы на облачном рынке появился еще один глобальный игрок с мощным железом, технологической экспертизой и большой базой Enterprise-клиентов.