Японский космический аппарат Hayabusa 2, исследующий астероид Рюгу, сбросил на небесное тело контейнер с именами 180 000 человек. Зачем люди увековечивают себя в космосе, сколько это стоит и кто на этом наживается?
Японцы не первые, кто решил оставить память о человечестве потомкам и, может быть, инопланетным цивилизациям. Пионером в этом начинании стал СССР, который запустил зонд «Луна-1» в январе 1959 года. Мимо Луны зонд промахнулся и отправился бороздить Солнечную систему, став первым искусственным спутником Солнца. Произошло это из-за ошибки в расчетах, но уже в сентябре того же года «Луна-2» точно попала в одноименное небесное тело, взрывом разбросав по нему вымпелы Советского Союза (маленькие пятиугольные металлические таблички). Они надолго сохранят память о человечестве, потому что на Луне нет вулканической активности и процессов выветривания, так что кроме солнечного ветра уничтожить эти пластинки просто нечему.
Еще дальше отправили свое «послание» в космос американцы: золотые пластины, в космических аппаратах Voyager 1 и Voyager 2 уже более 40 лет находятся в космосе и сейчас устремляются в бездну неизведанного, удерживая рекорд как самые удаленные от Земли аппараты из когда-либо созданных.
Пластина содержит изображение человека, записи звуков Земли, языков людей, произведений искусства. Voyager 1, наиболее удаленный от нас корабль, преодолел уже более 21,5 млрд км, а следующим объектом, с которым ему предстоит «свидеться», станет звезда AC +79 3888, в окрестностях которой он появится через 40 000 лет.
Донесет ли он свое послание или же золотая пластина останется красивым жестом и важнейшим элементом поп-культуры? Это не покажет даже время: около 2025 года аппарат перестанет подавать сигналы, и его судьба станет еще одной загадкой космоса.
От подобных жестов NASA не отказывается и сейчас: марсианский аппарат InSight и солнечный зонд Parker Solar Probe несут на себе таблички с именами пожелавших оставить память о себе на сайте NASA.
Практичный подход
Что касается японского зонда, сброс контейнера не был основной задачей Hayabusa 2. Емкость с алюминиевыми пластинами, на которых записаны имена, сброшена в ходе третьей репетиции забора грунта с астероида. Для этого аппарат приблизился к поверхности небесного тела на расстояние около 13 м. Имена энтузиастов были собраны в рамках кампании Le Petit Prince Million Campaign 2 в 2013 году.
Миссия Hayabusa 2, запущенного 3 декабря 2014 года, обошлась в $150 млн, аппарат достиг астероида 162173 Рюгу 27 июня 2018 года. С тех пор он успешно высадил на небесное тело два ровера (MINERVA-II1A и MINERVA-II1B), немецкий модуль MASCOT.
Основной целью миссии является забор грунта с небесного тела и его доставка на Землю. В рамках подготовки к этому и были сброшены пластины с именами людей. Забор образцов произойдет не ранее 2019 года. Но перед этим специалистам нужно еще определить точное место посадки аппарата: это важно в том числе и из соображений безопасности миссии. Как отметили в Японском космическом агентстве, поверхность астероида Рюгу каменистая и неровная, что может помешать успешному забору образцов.
В случае успеха миссии образцы прибудут на Землю в 2020 году, а имена 180 000 человек в любом случае останутся на небесном теле, продолжив традицию человека «следить» в космосе.
Аппарат InSight имеет чип почти с 2,5 млн имен энтузиастов, оформивших соответствующую заявку через интернет. Но главная его задача — совершить посадку на Красную планету 26 ноября 2018 года, а затем в буквальном смысле углубиться в изучение планеты на шесть метров с помощью бура, чтобы исследовать ее формирование и сейсмическую обстановку на ней.
Parker Solar Probe в течение семилетней миссии подойдет на рекордно близкое к Солнцу расстояние и, как отмечают в NASA, «перевернет наше представление о Солнце». Попутно он несет чип, на котором записаны более 1,1 млн имен энтузиастов.
Чтобы помнили?
В случае с Hayabusa 2 и проектом по доставке имен на астероид прослеживается медийная сторона этого вопроса — даже просто идея доставки имени на другое небесное тело способна взбудоражить публику, не говоря уже о дополнительных публикациях в СМИ и привлечению внимания стороны обывателей.
Но японцы не первые в этом списке, а стремление человека прикоснуться к бесконечной неизвестности космоса не всегда столь романтично, как это может показаться на первый взгляд. В случае с серьезными космическими агентствами имена энтузиастов доставляются на планету или астероид бесплатно и в рамках скорее гуманитарной и научно-популяризаторской миссии. Но не все на Земле бескорыстны, потому «продажа» имен для планет или даже звезд стала распространенной практикой.
Сеть пестрит объявлениями в духе «подарите звезде имя любимой» — достаточно только сделать соответствующий запрос. Стоит ли говорить, что за названия небесных тел отвечает Международный астрономический союз (МАС), который не занимается продажей имени той или иной звезды, планеты или спутника.
Вопрос с продажей имен, очевидно, задавали МАС множество раз. Из-за этого на сайте организации существует специальный раздел, где объясняется, что купленные у тех или иных структур имена не имеют никакой официальной значимости. Следовательно, человек, приобретающий «имя» для звезды, платит исключительно за бумагу, на которой оно напечатано.
Некоторые пошли дальше и торгуют не только именами, но и территориями на небесных телах. В частности, компания Lunar Embassy и ее глава Дэннис Хоуп на сайте указывают, что нашли «дыру» в Договоре о космосе (главном международном документе, регулирующем действия в космосе). По мнению Хоупа, Статья II Договора, гласящая, что небесные тела не подлежат национальному присвоению, не учитывает такой возможности со стороны индивида. Следовательно, полагает бизнесмен, объявивший себя хозяином всей поверхности Луны, он имеет право на продажу «наделов». Цены начинаются от $19,99 за акр, также компания предлагает площадки на Марсе и Венере.
Впрочем, в компании отмечают, что не продают «исторические районы» — например, места посадки миссий «Аполлона» на Луне или Viking и Pathfinder на Марсе.
«Это было бы безответственно», — говорят в Lunar Embassy. Кто бы говорил об ответственности. Будем надеяться, что эта статья позволит относиться критичнее тем, кто хочет оставить свой след в космосе. Хотя надо признать, что, в отличие от «земных» компаний, бизнес, специализирующийся на продаже имен для звезд или «площадей» на планетах — это не «торговля воздухом». Откуда же ему взяться на Луне?