Космонавты — они особенные. Высшая каста. Спецы, под завязку напичканные знаниями и умениями, позволяющими с честью выйти из любой внештатной ситуации. Люди искусства из другого теста. Космос не их стихия: это склонные к рефлексии натуры с тонкой душевной организацией, не приспособленные для экстремальных условий. Таких не берут в космонавты.
Распространенный стереотип. Однако стереотипы, как известно, для того и существуют, чтобы их разрушать. 17 сентября основатель частной космической компании SpaceX Илон Маск объявил: первым космическим туристом, которому предстоит облететь Луну на борту ракеты-носителя Big Falcon, станет Юсаку Маэдзава. Он будет не один: японец планирует за свой счет взять в космическое путешествие несколько попутчиков, представляющих мир искусства. Сам Маэдзава объяснил этот широкий жест просто: «Не хочу в одиночку испытывать такие фантастические ощущения».
Стоимость проекта хранится в тайне. На то, чтобы преодолеть расстояние около 600 000 километров, экспедиции, по словам Маска, потребуется 4-5 дней. Полёт намечен на 2023 год, однако, зная склонность Илона сдвигать сроки реализации своих проектов, было бы неразумно ставить на это большую сумму денег.
Кто такой Маэдзава
Главный герой этой космической оперы — японский миллиардер Юсаку Маэдзава. Кто же этот покровитель искусств?
По молодости лет Юсаку сам был не чужд прекрасному: барабанил в составе молодежной рок-группы Switch Style, игравшей жесткий панк, звучавший так, как если бы Green Day решили записать кавер на Rammstein. После школы отправился покорять Америку. Не покорил, однако поднабрался амбиций и, вернувшись на родину, занялся торговлей музыкальными альбомами. Позже из этого занятия выросла компания Zozo, продающая через интернет модную одежду по индивидуальным меркам покупателям в 72 странах мира. Она и сделала ему состояние.
В 2018 году Маэдзаве исполнилось 42 года. По оценке Forbes, он занимает 18-е место в рейтинге богатейших людей Японии с состоянием $2,9 млрд. Он основал фонд поддержки современного искусства, коллекционирует живопись и денег на хобби не жалеет: например, в 2017 году приобрел за рекордные $110 млн картину американского неоэкспрессиониста Жан-Мишеля Баскии на Sotheby’s.
Как ожидается, вместе с японским миллиардером в путешествие вокруг Луны отправятся восемь делегатов от мира искусства. Состав космической арт-тусовки пока не определен, хотя, если верить сайту проекта, в нее войдут как минимум по одному представителю от художников, музыкантов, кинорежиссёров и модных дизайнеров.
Маэдзава назвал свой проект #dearMoon — это выглядит забавно благодаря многозначности слова «дорогая». Потратить несколько сотен миллионов на космическую прогулку для гениев на первый взгляд выглядит безумным расточительством.
Но только на первый.
Бизнес есть бизнес
Если присмотреться внимательно, становится понятно: мы имеем дело с тщательно проработанным проектом на стыке космоса, искусства и бизнеса, который принесет каждой из заинтересованных сторон очевидные дивиденды.
Во-первых, для самого Маэдзавы это отличный пиар. Информационный повод, объединяющий космос и искусство, — лакомый кусок для СМИ. В результате о японском меценате и его основном бизнесе узнали миллионы людей, которые до этого не подозревали об их существовании. С учетом того, что тема будет долгоиграющей (отбор участников, подготовка к полёту, сама экспедиция, многочисленные интервью по возвращении), информационный мир обратится к ней еще много-много раз. Маркетинговый ход, близкий к идеальному.
Во-вторых, Илону Маску позитивное паблисити сейчас тоже как нельзя более кстати. Околокосмический хайп поможет ему хотя бы отчасти нейтрализовать негативное общественное мнение, складывающееся вокруг его земных проектов. Маск, который сначала публично предположил возможность выкупа акций Tesla, а потом отказался от этой идеи, навлек на себя гнев Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), возбудившей против него дело. Вдобавок ко всему в сентябре компанию покинули сразу три ключевых топ-менеджера, а сам Илон признался, что Tesla попала в «логистический ад». На фоне этих проблем Маэдзава с его арт-проектом для Маска — просто дар божий.
В-третьих, рискнем предположить, что со стороны японца в основе этой акции лежит не столько бескорыстная благотворительность, сколько прагматичный деловой расчет. Нетрудно предсказать, что картины/песни/фильмы/платья, созданные вернувшимися из космоса деятелями искусств, будут продаваться в разы дороже, чем аналогичные творения их приземленных коллег. И даже несмотря на это, покупатели будут выстраиваться в очередь. Маэдзава был бы плохим коммерсантом, если бы не договорился об участии в потенциальной прибыли с каждой из приглашенных знаменитостей. Ничего личного, это бизнес.
И в-четвертых, те, на ком остановит свой выбор японский меценат, станут главными бенефициарами: после космической одиссеи их рейтинг в профессиональных кругах мгновенно вырастет безо всяких затрат с их стороны.
В общем, как ни крути, всем хорошо.