Электронный паспорт будет давать своему владельцу доступ ко всем госреестрам и госуслугам, а запись об оказании владельцу паспорта этих услуг будет фиксироваться в электронном виде. Если говорить об овеществленном виде этого паспорта, то им, по всей видимости, может стать обыкновенная пластиковая чипованная карта по примеру существующих банковских карт.
История вопроса
Нельзя сказать, что эта новость стала «громом среди ясного неба», поскольку плавный переход на электронную документацию начался давно. Впервые премьер-министр Медведев заявил о перспективе (как тогда казалось, далекой) перехода на электронный паспорт еще в 2013-м году. Очевидно, что, когда в новом кабинете министров появился портфель заместителя председателя правительства по цифровой экономике, стало ясно, что работа в этом направлении ведется, и весьма активная и кропотливая.
Первым шагом к введению электронного паспорта стала новация в Федеральной налоговой службе (ФНС), которая с 2014 года стала постепенно переводить оказываемые ею госуслуги в электронный формат. В 2018 году, пожалуй, именно ФНС из всех министерств продвинулась дальше всех в этом вопросе. Четыре года назад в качестве одной из целей перехода на электронный документооборот заявлялась возможность для налогоплательщиков представлять в налоговые органы документы в безбумажном виде. На текущий момент это практически реализовано: почти 80% всех документов в ФНС можно предоставить в электронной форме, в том числе декларации, заявления на налоговые вычеты и т. д.
Вторым этапом стало внедрение портала госуслуг, который, по сути, стал единым агрегатором всех услуг, которые могут быть осуществлены при наличии имеющихся в базе портала паспортных данных. Сегодня зарегистрированному на портале госуслуг пользователю с подтвержденным профилем паспорт уже практически не нужен. Можно провести аналогию с банковскими картами в ряде приложений: при наличии счета вместо карты достаточно подтверждения в ответ на push-up или SMS-уведомление.
Такой же принцип лег в основу работы портала госуслуг: паспорт необходим при личном обращении в государственные органы сугубо для сверки информации в базах данных. Логично, что операции сверки данных паспортов с базами данных государственных органов можно заменить другими способами идентификации, которые уже давно используются в банковской практике.
Третьим этапом стало активное внедрение электронного документооборота в тех сферах, где изготовление бумажных документов вело к временным и финансовым затратам, в результате чего активно стало развиваться направление электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Например, Росреестр уже несколько лет активно осуществляет переход на электронный документооборот. Понятно, что при этом требуется оформлять ЭЦП, которая, как и пароль, подтверждает личность владельца. Если раньше оформление ЭЦП было достаточно затратно (несколько десятков тысяч рублей), то сегодня ее приобретение обходится значительно дешевле и соизмеримо с экономией, полученной за счет снижения госпошлины, — порядка 1000 рублей (в зависимости от типа). Пока для оформления любой ЭЦП нужен бумажный паспорт, но после перевода этого документа в электронный вид время на создание ЭЦП существенно сократится, а значит, увеличится скорость оказания услуг.
Нежелательные последствия
Говоря о преимуществах введения электронных паспортов, хотелось бы отметить и проблемы, которыми чревата подобная инициатива.
Во-первых, возрастает риск потери или хищения информации. Хотя на большинстве порталов государственных услуг для сервисов и предусмотрено резервное копирование информации на всех уровнях, риски потери, искажения или недоступности информации полностью устранить невозможно. Всегда остается вероятность техногенной катастрофы или человеческого фактора, например превышения должностных полномочий сотрудниками, которые могут пользоваться своим доступом в корыстных или иных неблаговидных целях.
Вторая проблема — усиление информационного контроля. Одновременно с новостью о возможном введении и внедрении электронных паспортов появилась и новость о том, что ФНС в будущем сможет получать в кредитных организациях больше данных о счетах налогоплательщиков в рамках нового порядка направления запросов от налоговой службы в банки. Очевидно, что новый приказ ФНС содержит изменения, которые коснутся вообще всех налогоплательщиков.
Теперь инспекторы налоговой службы смогут запросить у банка данные об открытых счетах, о движении и остатках средств на них. При наличии электронных паспортов у граждан подобные операции будут совершаться гораздо быстрее. Понятно, что введение таких паспортов облегчит принудительное взыскание налогов, поскольку сотрудники ФНС теперь смогут оперативно выявить денежные средства, которыми обладает гражданин и дать указание банкам изъять или заблокировать их. Не потребуется сверять информацию в базе с данными физического паспорта — все будет совершаться максимально быстро.
Получается, что внедрение электронных паспортов и оцифровка всех данных россиян может привести как к утопической картине быстрого получения услуг благодаря высоким технологиям, так и к жесткому контролю и потенциальным злоупотреблениям. Возможным решением проблемы станет применение блокчейна, который позволит всем допущенным лицам, включая самого гражданина, увидеть, кто и с какой целью обращался к его личным данным.