К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Блокчейн против бюрократии: электронное государство на основе технологии распределенного реестра

Фото Walter Bibikow / Bloomberg / Getty Images
Фото Walter Bibikow / Bloomberg / Getty Images
Хотя все игроки и понимают, что технически задача построения единой цифровой экосистемы в рамках страны в принципе решаема, ответы на ключевые вопросы — о типе блокчейна, необходимой степени трансформации законодательной системы и другие — остаются открытыми

До настоящего времени электронные правительства (e-Government), создаваемые во многих странах мира по большей части являются лишь инструментами для оказания услуг гражданам и бизнесу через специальные интернет-порталы. Для реализации этой столь привлекательной как для граждан, так и государства идеи необходимо не так много: реестр услуг, реестр граждан, механизм идентификации граждан и система онлайн-платежей для оплаты услуг. С технической стороны система электронного правительства хотя и грандиозна по масштабам и требованиям к безопасности, но вполне тривиальна: большая централизованно управляемая база данных и ряд приложений, реализующих ее связь с веб-интерфейсами.

Однако появление и развитие блокчейн-технологии заставило задуматься о принципиально новых возможностях реализации e-Government. По результатам отчета «Укрепление доверия к правительству» (2017, январь), подготовленного  IBM Institute for Business Value (IBV), «девять из десяти руководителей стран планируют в 2018 году инвестировать в разработку блокчейн- решений в области финансовых операций, управления активами, управления контрактами и соблюдения нормативных требований». Попробуем проанализировать перспективы, связанные с использованием блокчейн-технологии при построении e-Government.

Первое очевидное и наиболее важное для e-Government преимущество блокчейна по сравнению со стандартными базами данных — это предельная защищенность информации от фальсификации. Это означает, что данные о гражданах, недвижимости, компаниях, сертификатах, дипломах, правах на собственность и пр. после занесения в государственные блокчейн-реестры изменить практически невозможно.  Самым главным следствием такой предельной надежности является возможность использовать данные реестров в качестве полноценных юридически значимых документов: запись в блокчейн-реестре становится достовернее любой бумаги с подписью и печатью и к тому же доступна всегда и везде.

 

Вторым важнейшим преимуществом блокчейн-платформ для построения e-Government является возможность использования механизма смарт-контрактов для автоматизации операций с данными. Если блокчейн-реестры содержат юридически правомочные записи, скажем, о собственности, то механизм передачи этой собственности, а по сути,  процедуру внесения в реестр записи о новом собственнике, можно поручить специальной программе — смарт-контракту. И если контракт сохранить в блокчейне, таким образом исключив возможность его несанкционированного изменения, и одновременно обеспечить однозначность  выполнения алгоритма контракта (в любой момент времени, на любом узле сети блокчейн), то ему, как и записям в реестрах, можно присвоить юридическую значимость. При этом следует обратить внимание на то, что регламентирующие документы — государственные законы и другие нормативные акты — по большей части описывают алгоритмы действий с данными реестров. Поэтому есть возможность  формулировать их на программном языке смарт-контрактов и также поместить в блокчейн, где они, приобретя статус смарт-законов, будут выполняться автоматически.

Получается, что использование блокчейна может перевести саму идею электронного правительства на новый уровень. Речь должна идти уже не просто об удобном сервисе предоставления гражданам и бизнесу, а о принципиальном переформатировании самой деятельности государства, полном погружении ее в цифровую экосистему блокчейна.

 

Блокчейн — лишь инструмент

Однако сам по себе блокчейн — это лишь инструмент, который может идеально справляться с задачами в одной области (скажем, при обращении криптовалюты), но при этом не обеспечивать полного и автоматического решения проблем в других сферах. Так полноценное использование блокчейна в качестве базовой технологии для  e-Government возможно только при выполнении ряда требований и ограничений. Вот далеко не исчерпывающий список задач, которые должны быть изначально решены при проектировании государственной блокчейн платформы.

  • Ввод данных 

Важно понимать, что сама по себе информация, занесенная в блокчейн-реестры, не является достоверной. Блокчейн гарантирует неизменность данных, а не их истинность. (Если только эти данные не порождены в среде самого блокчейна, как это происходит в сетях криптовалют.) Поэтому для перехода государственной системы на блокчейн-технологию очень важно разработать юридически выверенный и предельно контролируемый механизм перевода оффлайн данных в реестры. Эффективная работа блокчейн-экосистемы прежде всего зависит от точности заполнения реестров граждан, недвижимости, компаний и пр.

 
  • Управление доступом 

Для обеспечения достоверности данных и полного контроля за их изменением цифровая экосистема e-Government должна исходно — на уровне программного ядра — содержать механизм управления правами доступа к реестрам и контрактам. Причем существенно, чтобы права доступа приписывались не узлам сети или пользователям, а ролям и/или смарт-контрактам.

  • Идентификация пользователей 

Для реализации механизма управления правами доступа, а также для  взаимодействия граждан с блокчейн-платформой необходимо создание надежной, многофакторной системы идентификации пользователей, желательно на основе биометрических параметров. Задача достижения строгого соответствия записей в реестрах оффлайн объектам, в частности гражданам, является по большей части юридической и организационной и не решается на уровне блокчейна.

  • Глобальная синхронизация базы данных

Для реализации однозначности работы смарт-контрактов  необходимо обеспечить синхронизацию всех реестров в экосистеме. В успешно работающих блокчейнах — к примеру, таких как, блокчейн Bitcoin,  - эта синхронизация достигается с помощью механизма консенсуса, обеспечивающего абсолютную тождественность баз данных всех валидирующих узлов. Проблема однозначности предельно актуальна для платформ, предлагающих архитектуру со множеством блокчейнов: помимо согласования баз данных внутри каждого блокчейна, в них необходимо еще решать задачу общей синхронизации всех реестров. Для работы e-Governmet необходима абсолютная гарантия того, что выполнение некоторой операции в любой момент времени на любом из узлов даст одинаковый результат. Без этой синхронизации все преимущества  блокчейн-технологии сведутся к нулю.

  • Валидация интерфейсов

Должна быть решена проблема достоверности отражения информации на стороне пользователя. Ведь умышленно фальсифицировать данные, к примеру, выборов, можно не только модификацией записей в базе данных, но и искажением экранного интерфейса — достаточно подменить надписи на кнопках.  Чтобы защититься от этого, экосистема должна иметь механизм валидации интерфейсов, которые для этого должны быть неотъемлемой частью системы и сохраняться в блокчейне.

  • Достаточная мощность 

Узлы блокчейн-сети (каждый из полных узлов) должны обладать мощностью, достаточной для обеспечения деятельности государства. Следовательно, узлы цифровой экосистемы  даже небольшого государства должны размещаться на современных дата-центрах. По крайней мере до тех пор, пока объемы дискового пространства обычных компьютеров не будут исчисляться в петабайтах или на смену блокчейну не придет новый алгоритм, обеспечивающий неизменность данных при распределенном (фрагментированном) хранении реестров.

 

Итак, можно сделать вполне оптимистический вывод: при решении перечисленных и некоторых других задач уже сегодня возможно создание единой цифровой экосистемы e-Government на базе блокчейн-технологии.  В результате государство получит значительное сокращение бюрократического аппарата, практическое устранение бумажного документооборота, существенное снижение транзакционных издержек, полный контроль над деятельностью чиновников, ну и самое главное, создание благоприятной среды для бизнеса и граждан.

Тривиальное решение

Естественно, как только пришло понимание уникальности блокчейна, осознание его значимости не только как алгоритма функционирования криптовалют, но и как сверхнадежной децентрализованной базы данных, появились и идеи применения его в различных сферах и, в частности, в качестве базовой технологии для e-Government.

Первое, что тут приходит на ум и что в принципе элементарно с точки зрения технической реализации — это использовать самый надежный (по сроку работы) блокчейн Bitcoin для создания всевозможных государственных реестров. На данный момент объявлено о запуске нескольких таких проектов.  Компания Bitfury Group приступила к разработке системы регистрации прав собственности на землю в Грузии и Украине. Проекты создания реестров на базе блокчейна Bitcoin также реализуются компаниями Factom в Китае и Bitland в Ганне.

 

Однако в случае создания реестров на базе блокчейна Bitcoin не приходится говорить не только о цифровой экосистеме, но и вообще о e-Government. Ведь в  итоге вместо полноценной базы данных, мы имеем только фиксацию (по типу нотариального заверения) факта наличия некоторого документа, скажем, права на собственность, в блокчейне Bitcoin (в него записывается так называемый хэш — уникальное крипто-значение документа, а не сам документ). Да, надежно. Да, затраты на поддержку такого «реестра» минимальны (не считая расходов на его заполнение), но в результате мы имеем лишь решение частных проблем с сомнительной перспективой согласования подобных «реестров» с полноценной экосистемой e-Government.

Крупные игроки

Уникальные возможности блокчейна, продемонстрированные сетью Bitcoin, прежде всего заставили задуматься о возможном применении его в банковском и смежных с ним секторах экономики (биржи, страхование, цепочки поставок и пр.). Появились блокчейн-платформы со встроенными механизмами смарт-контрактов, изначально ориентированные на реализацию финансовых и бизнес-проектов. Свои продукты создали как патриархи IT бизнеса — IBM (Hyperledger Fabric), Intel (Sawtooth Lake), Microsoft (Azure BaaS), так и специально созданный для исследования блокчейн-технологии консорциум крупнейших мировых банков R3 (Codra — хотя в конечном счете проект отказался от блокчейна). Свое блокчейн-решение предложил и один из лидеров в сфере цифровых финансовых услуг, Avanza Solutions (Сipher).  В конкурентную борьбу вступили и стартапы: публичная блокчейн-платформа Ethereum, приватная платформа Monax (использующая для выполнения смарт-контрактов Ethereum Virtual machine) и некоторые другие.

Параллельно с попытками использовать блокчейн для реализации финансовых и  бизнес-проектов началось активное обсуждение возможности применения новой технологии в системах электронного правительства (именно этому движению посвящен уже упомянутый доклад IBM Institute for Business Value). И вот 11 апреля 2017 в присутствии Sheikh Hamdan bin Mohammed был подписан меморандум о взаимопонимании между Smart Dubai Office и компанией Avanza Solutions относительно внедрения платежной системы на основе Blockchain Platform Cipher [link]. Для согласования платежной системы с другими элементами электронного правительства будет привлечен второго партнера правительства Дубая – компания IBM, а точнее, созданный ею блокчейн-консорциум HyperLedger, в который входят десятки компаний, среди которых уже упомянутые Intel со своим Sawtooth Lake и Monax.

 

Попробуем разобраться, почему Smart Dubai Office не сделал свой выбор в пользу какой-либо одной блокчейн-платформы. Обращение к Avanza Solutions вполне понятно: компания обладает большим опытом в создании цифровых финансовых приложений, и есть уверенность в том, что она сможет соединить все 38 правительственных организаций, финансовых учреждений и других ведомств Дубая в единую финансовую систему на базе своей блокчейн-платформы Cipher. Другие блокчейн-проекты — такие, как Hyperledger Fabric, Sawtooth Lake, Azure BaaS, Monax, — мало того, что еще не были проверены в реальных крупных проектах, так и изначально не проектировались для создания платежных систем. (Ethereum, скорей всего, и не рассматривался в качестве альтернативы, поскольку является публичной сетью с маломощными узлами.)  Но с другой стороны, в Smart Dubai Office безусловно есть понимание, что построение полноценной блокчейн-платформы для e-Government невозможно без системы реестров и, самое главное, согласованного с ними механизма смарт-контрактов. А блокчейн Avanza Cipher, по всей видимости, не может обеспечить выполнение этой, самой существенной, части проекта Smart Dubai Office.  Именно поэтому у Дубая и есть второй партнер — IBM.

Однако и собственный блокчейн-проект IBM, Hyperledger Fabric, хотя и использует смарт-контракты (Chaincode), слабо приспособлен для реализации единой системы реестров с полноценным механизмом управления правами доступа (в Hyperledger Fabric фиксируются только права узлов на подтверждение транзакций). Блокчейн IBM изначально создавался для проектирования локальных финансовых и бизнес-приложений и ориентирован в основном на достижение консенсуса между контрагентами конкретных сделок в так называемых каналах, под которые создаются отдельные блокчейны. Скорее всего, понимание проблемности использования Hyperledger Fabric как базовой платформы для e-Government и послужило причиной объединения многих ранее конкурировавших блокчейн проектов под зонтиком консорциума Hyperledger.  Но следует заметить, что и наиболее продвинутый из привлеченных в консорциум блокчейн-проектов, Monax на данный момент не может обеспечить решение всех задач, которые необходимо решить для построения полноценной блокчейн экосистемы  e-Government. И причины все те же — множественный бокчейн и отсутствие системы управления правами (в ядре Monax определяются только права узлов на участие в механизме консенсуса и на создание контрактов). Так что остается только надежда на объединение усилий многих блокчейн-проектов. Хотя есть основания предполагать, что много блокчейнов — это гораздо меньше, чем просто блокчейн.

Специализированные решения

На волне интереса правительств как развитых, так и беднейших стран к блокчейн-технологии появились и стартапы, уже изначально ориентированные на построение блокчейн-платформ специально для  E-government: австрийская Neocapita, Procivis в Швейцарии и Эстонии (проект  eGaaS, который представляет автор, — также подобная платформа на стадии бета-тестирования, Forbes).

 

Neocapita заявила о создании децентрализованной платформы на основе private fully-permissioned blockchain Stoneblock, предназначенной для решения самой дорогостоящей проблемы электронного правительства — создание реестров. Техническое описание отсутствуют. Однако 29 марта в Facebook был анонсирован выпуск Stoneblock Whitepaper. Так же информация, что Neocapita ведет переговоры о внедрении платформы Stoneblock в Афганистане и в Папуа-Новой Гвинеи.

Швейцарский стартап Procivis в сотрудничестве с экспертами по электронному правительству из Эстонии анонсировали запуск к концу 2017 года пилотной версии «app store» для электронного правительства на базе блокчейна. Procivis ставит задачу создать приложения, реализующие полный спектр услуг для граждан — таких, как цифровая идентификация, голосование, подача налоговых деклараций, ведение кадастра и пр. Однако пока (на конец апреля 2017 года) неизвестны никакие технические подробности проекта

Заключение

В 2017 году мы вступаем в интереснейший период реального продвижения блокчейн-технологии на рынок e-Government. Хотя все игроки и понимают или, по крайней мере, верят в то, что технически задача построения единой цифровой экосистемы в рамках страны в принципе решаема, ответы на ключевые вопросы — о типе блокчейна, методе достижения консенсуса, необходимой степени трансформации законодательной системы и др. — остаются открытыми. Неясен и ответ на, возможно, самый важный вопрос: будем ли мы в будущем иметь дело со множеством блокчейнов на каждый случай или с единым глобальным блокчейном на всей планете, по типу современного интернета? Ответы, будем надеяться, не заставят себя долго ждать.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+