К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Растратчики: что происходит с громкими ICO и собранными деньгами

Фото Bobby Yip / REUTERS
Фото Bobby Yip / REUTERS
Год назад казалось, что вот-вот криптовалюты изменят всю мировую экономику. Однако этого не произошло, и во многом — по причине громких ICO-провалов и крупнейших финансовых афер в истории

ICO — первичное предложение токенов, важный шаг в развитии всех криптовалютных проектов. По сути, это вид краудфандинга: люди и компании вкладывают деньги в новый цифровой актив задолго до того, как он реально выйдет на рынок. Правда, зачастую на стадии ICO все и заканчивается.

Первые проблемы появляются уже в тот момент, когда необходимо решить, сколько денег понадобится: обменный курс криптовалют — особенно по отношению друг к другу — постоянно изменяется, и объемы финансирования определить бывает очень сложно. Соответственно, если проводящие ICO разработчики принимают платежи в криптовалютах, они всегда рискуют. Волатильность криптовалюты превышает волатильность практически любого другого актива на рынке: условные $20 млн, собранные в ходе ICO, из-за скачков курса легко могут превратиться в $5 млн или $50 млн.

Хакерские атаки

Имя Виталика Бутерина известно всем, кто работает с криптовалютами: он один из основателей Ethereum и один из самых хайповых предпринимателей последних лет. Тем не менее именно с его именем — а точнее, с его проектом DAO — связан громкий провал. В ходе ICO децентрализованного венчурного фонда для Ethereum-стартапов было собрано $165 млн, из которых $60 млн впоследствии украли.

 

Беспрецедентная хакерская атака стала возможной из-за ошибки в коде: хакер украл 3,64 млн монет эфира. Более того: через какое-то время в сети появилось открытое письмо, в котором хакер, оставаясь анонимным и не признавая свою вину, указывал, что просто воспользовался «незадокументированной функцией, позволяющей получить дополнительные монеты». В результате перспективный The DAO погиб на старте, а для того, чтобы вернуть держателям его токенов деньги, Виталию Бутерину пришлось пойти на хардфорк и создать Ethereum Classic.

И этот случай не единичный: например, в ходе ICO TokenCard один из участников смог купить 15% от общего объема эмиссии — около 6,2 млн токенов TKN — по цене в 10 раз ниже, чем была выставлена для остальных инвесторов. Ошибка в коде Zerocoin стоила его создателям 370 000 токенов Zcoin. К сожалению, таких историй было много.

 

Растрата и мошенничество

Криптовалюты — очень молодой рынок, а законодательные органы работают неспешно. Устоявшихся и отработанных методов контроля в сфере криптовалют просто нет: по факту за результатами ICO никто не следит. Нет надзорного органа, нет требований к прозрачной отчетности, нет независимого аудита — большинство проектов даже не публикуют открытую бухгалтерскую отчетность и, называя собранную в ходе ICO сумму, ничем ее не подтверждают.

Естественно, что многих авторов ICO при таком положении вещей одолевают соблазны. Если никто не контролирует движение денег, что мешает не возиться с выпуском криптовалюты, а потратить уже собранные средства на личные цели? Ситуацию проанализировали Satis Group LLC. Компания выбрала ICO, собравшие не менее $50 млн, проследила их эволюцию и пришла к невероятному выводу: только 8% токенов доходят до листинга на биржах, а 82% — это «скам» (мусорные проекты, в которых не планировалось создания реального продукта). Разумеется, какой-то процент таких проектов проваливается непреднамеренно — из-за хакеров, ошибок в развитии и так далее, но и растратчиков на рынке хватает.

Например, в 2017 году PlexCorps собрали $15 млн, даже не планируя запуск проекта. Аналогичные случаи были с Benebit, Opair, Ebitz, BioLifeChain, Puyin, ACChain. В среднем мошеннические ICO собирают незначительные для мира криптовалют $1-15 млн, но общие убытки получаются внушительными: например, только за август 2018 года через скам ушло $68 млн. Общий ущерб от скама за 2017 год составил почти $225 млн.

 

Распыление сил и несоблюдение сроков

Еще одна популярная болезнь многих ICO даже с абсолютно честными разработчиками — несоблюдение сроков. Бывает так: ICO проведено успешно, необходимые для развития проекта средства собраны, но нет четкого понимания, как их эффективно потратить. Результативное ICO в буквальном смысле кружит голову: радуясь своему успеху, команда берется за все и сразу. Собственная биржа, собственный кошелек, собственный фонд… Но в итоге получается, что деньги уже закончились, а продукт так и не выпущен. При этом если бы разработчики изначально сконцентрировались только на одной — наиболее важной — части проекта, все было бы в порядке.

С такими сложностями столкнулся блокчейн-проект Tezos: собрав на ICO $232 млн, команда разработчиков обещала начать разработку в декабре 2017 года, но потом, уже после завершения ICO, сроки были сдвинуты на февраль 2018-го. Доверие инвесторов к проекту начало падать, а курс токенов к биткоину обвалился почти в два раза. В итоге компания преодолела трудности: листинг XTZ прошел в июле 2018 года, но их стоимость упала на 74% от стартовой за четыре дня. Позже ситуация постепенно начала выравниваться, платформа стала развиваться, и 17 сентября проект вышел из бета-теста. Но темпы развития могли быть гораздо более высокими, если бы Tezos аккуратнее планировали свое развитие.

Листинг

Листинг новой валюты на биржах — это статья расходов, которую авторы новой криптовалюты часто не принимают во внимание. Между тем даже при очень удачном ICO листинг поглотит огромное количество средств: например, чтобы выставить свою валюту на популярной площадке Binance, нужно будет потратить 50 BTC — практически $350 000 по текущему курсу. При этом попасть на Binance непросто: биржа тщательно фильтрует выставляемые криптовалюты.

На биржах поменьше — вроде CoinExchange, LiveCoin и т. д. — листинг обойдется в более скромную сумму, от 2 до 4 BTC. Но с учетом того, что для достижения успеха свою валюту нужно опубликовать практически везде, общая стоимость листинга получится гигантской. Эти расходы обязательно нужно планировать заранее.

Корень всех проблем

Все перечисленные проблемы возникают по одной и той же причине: ICO часто организовывают молодые и талантливые предприниматели, которые отлично разбираются в том, как делать криптовалюту, но практически не имеют опыта в управлении деньгами и коллективом, в защите от возможных рисков.

 

Даже один грамотный управленец поможет избежать всех перечисленных сложностей: предложит оптимальную модель для сбора средств, сразу же заложит в бюджет все необходимые траты, создаст прозрачную и понятную систему контроля над бюджетом. Развитием криптовалюты должны управлять профессионалы, но им в буквальном смысле нельзя давать прямой доступ к деньгам.

Лучше всего выстраивать развитие новой криптовалюты так же, как выстраивают классические стартапы: сконцентрироваться на одном проекте, четко вести бухгалтерию, не допускать вывода средств из бюджета и фокусироваться на клиентах. И конечно, привлекать к проекту опытных управленцев — они знают, как сохранить собранные деньги.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+