Купились на голограмму: автопром присматривается к российской технологии
Выставка CES (Consumer Electronic Show) — одно из главных событий в календаре производителей электронной техники: туда приезжают даже главы крупнейших мировых компаний. Обычно они посещают всего несколько центральных холлов, где экспонируются интернациональные корпорации: Samsung, Intel, автомобильные и аудиопроизводители. Но на CES-2018 году можно было наблюдать неожиданную картину: главы мировых автокомпаний, таких как Volkswagen, наносили визит на стенд, ютившийся в «непрестижном» месте. Они шли туда, чтобы своими глазами увидеть новый автомобильный дисплей стартапа WayRay. В 2017 году молодая компания смогла привлечь $18 млн инвестиций от самой Alibaba и группы инвесторов.
Стартап был создан в России в 2012 году, но уже к 2014 году получил международную прописку в Швейцарии. После привлечения ряда инвесторов в сентябре 2018 года WayRay сообщил о закрытии инвестиционного раунда C, получив впечатляющие $80 млн. Относительная скромность суммы с лихвой окупилась списком инвесторов: Hyundai Motor, Alibaba Group, фонд China Merchants Capital, JVCKENWOOD, консорциум суверенных инвестиционных фондов (Япония, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн) и российско-японский инвестиционный фонд, созданный совместно JBIC и РФПИ. По данным СМИ, в раунде принял участие совместный фонд АФК «Системы» и «Роснано» через Rusnano Sistema SICAR.
Лидирующим инвестором выступил немецкий гигант Porsche. Чем немецкого автопроизводителя привлек продукт основателя стартапа Виталия Пономарева?
Искусство иллюзии
Пономарев рассказывает, что всегда работал на себя. Сначала у него было маркетинговое агентство. Но ему хотелось более серьезного дела, «игры вдолгую», в которой можно было бы применить свою любовь к физике, математике и конструированию. Последним толчком стал неприятный случай: в 2012 году Виталий попал в автомобильную аварию, отвлекшись на навигатор. Так возникла идея: вывести голографическое изображение на лобовое стекло прямо перед глазами водителя (о создании стартапа WayRay российский Forbes писал ранее).
Дисплеи, выводящие изображение поверх автомобильного стекла, уже существуют. Серийный предприниматель и бизнес-ангел Эдуард Гуринович (в 2014 году стал сооснователем интернет-стартапа по торговле автомобилями CarPrice) отмечает, что подобные решения уже есть у BMW и других производителей, но «они выглядят скучнее». Проблема в том, что такие дисплеи занимают много места и, что самое неудобное — изображение формируется в десятках сантиметров от стекла.
Пономарев задумал сделать настоящую голограмму, чтобы виртуальные картинки могли отображаться на любом расстоянии от пользователя. В этом случае сгенерированное изображение может идеально дополнять объекты реального мира — например, над дорожным знаком показывать, сколько до него метров.
Голограммой часто называют любое 3D-изображение, но обычно объемную картинку формируют из двух неподвижных картинок (для правого и левого глаза). Такое изображение не изменится, если наклонить голову левее или правее. Настоящая голограмма — объемная: ее можно рассмотреть справа и слева. Как получить такую цифровую копию реального предмета?
Если камень падает в воду, по поверхности жидкости расходятся круги. Если рядом падает второе — они образуют сложную картину. Точно так же два луча света, накладываясь друг на друга, образуют последовательность темных и светлых пятен — дифракционную картину. Она несколько изменится, если в один из пучков света поместить предмет.
А теперь немного магии: представьте, что мы зафиксировали дифракционную картину — вырезали ее на металлической пластинке, например. Теперь можно повернуть процесс (то есть траекторию каждого светового лучика) вспять: осветив такую картину, мы получим световое изображение исходного предмета.
Так можно «сфотографировать» объемные стрелочки, цифры, слова, а также управлять кажущимся расстоянием от глаза, на котором возникают образы. Это и есть настоящая голограмма. А поскольку законы физики, по которым происходит дифракция, известны, то можно не отображать реальные физические объекты, а просто рассчитать параметры излучения и дифракционной решетки, чтобы показать требуемую картинку. Это сложно, но значительная часть сотрудников группы исследований и разработок WayRay работает в России, где традиционно много сильных математиков.
Почему же до сих пор подавляющее большинство производителей предпочитают формировать 3D-изображение с помощью пары картинок? Дело в том, что под каждое голографическое изображение нужна пластинка со своим набором светлых и темных пятен, положение которых точно рассчитано. Такую конструкцию не сделать из механических частей: размер элементов должен быть в тысячные доли миллиметра.
Пономарев нашел выход, формируя дифракционную решетку с помощью тонких пленок. При изменении структуры вещества в пленках формируются зоны, которые аналогичны пропускающим и поглощающим участкам на дифракционной пластине, — они позволяют превратить падающее лазерное излучение в нужную картинку. Звучит просто, но создание лазеров с нужными параметрами, и в особенности самой пленки, — один из главный секретов WayRay.
Столкновение с реальностью
«Рынок дополненной реальности (AR) обладает большим потенциалом и очень привлекателен для инвесторов. К 2020 году он может вырасти более чем в десять раз и достичь $120 млрд. Существенную долю на этом рынке займут аппаратные средства для AR, в том числе проекционные устройства: на них будет приходиться около 37%, или $45 млрд», — оценил перспективы рынка управляющий партнер АФК «Система» Алексей Катков.
В 2017 году, когда WayRay представлял свой очередной прототип, проекционная система была в 20 раз меньше тех, что существовали на рынке, а картинка формировалась с помощью лазерного проектора с матовой рассеивающей пластиной, от которой изображение передавалось на голографическую пленку, встроенную в лобовое стекло, и попадало в глаза водителя и пассажира. Картинка достаточно отличалась от тех, что показывали конкурирующие дисплеи, чтобы заинтересовать инвесторов. Поэтому после получения инвестиций в 2017 году у компании были наполеоновские планы: в том же году планировалось запустить серийные продажи навигатора с фирменным голографическим экраном и обеспечить своей технологией серийные автомобили.
Пономарев признает, что WayRay до сих пор остается стартапом и компании приходится выбирать, на что потратить ресурсы. Разработка аппаратных решений требует много средств, поскольку неизвестно, какое из направлений даст результат. К примеру, еще один стартап в сфере дополненной реальности — Magic Leap — за четыре года привлек $2,3 млрд и только сейчас выпускает на рынок первый продукт. У WayRay ресурсы были скромнее, поэтому компания решила сфокусироваться на B2B сегменте: встраивании своего дисплея в автомобили. В перспективе предполагается использовать окна общественных зданий и транспорта: на них можно показывать рекламу или даже запускать приложения пользователя, стоящего у окна автобуса.
Разработку навигатора и шлемов дополненной реальности компания пока заморозила. «Не очень верю в носимые устройства дополненной реальности — нужно воткнуть большую производительность и емкий аккумулятор в маленький девайс, что в ближайшие 5 лет невозможно», — объясняет выбор Пономарев. Он добавляет, что так можно создать в лучшем случае профессиональное устройство, но точно не на каждый день.
Инженерам удалось уместить прототип в чемодан. Проекционная система сейчас в серийных устройствах имеет объем в 1-2 литра, тогда как конкурирующие устройства занимают на порядок больший объем. Это позволяет монтировать систему навигации в экзотических моделях. Но тут перед компанией встали совсем иные проблемы.
Немецкие деньги и русские технологии
В 2018 году WayRay уже наладил контакты с 80% автопроизводителей. Однако считать деньги было еще рано. Оказалось, что нельзя просто продать свою систему. Все компании имеют разные системы сертификации и правила закупок, с каждым производителем приходится работать индивидуально.
Сейчас стартап зарабатывает на совместных проектах с автоконцернами, в месяц сдает по два проекта (создает прототипы и проводит сертификацию). На окупаемость рассчитывает выйти в течение двух лет, а пока приходится полагаться на инвестиции.
Надо сказать, что компания имела предложения о сотрудничестве от двух десятков автомобильных компаний. Контракт с любым из них дал бы стартапу не только деньги, но и опыт работы с индустрией. Но получение финансирования от любого крупного концерна вызвало бы охлаждение отношений с конкурирующими фирмами. WayRaу выбрал Porsche. Может быть, сыграли роль и предпочтения руководителя компании: Пономарев ездит на машинах этого немецкого бренда. Он, однако, отрицает влияние личных пристрастий, объясняя выбор исключительно необходимостью получить опыт создания системы производства и контроля качества.
«Сотрудничество WayRay и Porsche зародилось на инновационной платформе (бизнес-акселератор) Startup Autobahn, где мы впервые познакомились», — вспоминает представитель коммуникационного департамента Porsche Таня Дойченбауэр, отвечающая за сектора ИТ и финансы. Она считает, что WayRay обладает уникальной технологической экспертизой благодаря сотрудникам, которые имеют опыт работы в аэрокосмической области, создании аппаратных средств и ПО.
Porsche планирует создавать с помощью технологий WayRay персонализированные решения. Пономарев в качестве примера приводит модель 911 GTS, в которой большой угол наклона стекла не позволяет разместить другие типы экранов. Однако Дойченбауэр аккуратна в прогнозах: пока компания работает над созданием прототипа, чтобы оценить возможность внедрения технологии в серийные автомобили. Их выпуск ожидается в среднесрочной перспективе.
Второй автопроизводитель, участвовавший в раунде, компания Hyundai, подтвердила совместную работу над навигационной системой, но отказалась раскрывать сроки ее появления в серийной продукции.
Пономарев отмечает, что Porsche — сравнительно небольшой производитель, поэтому сотрудничество с ним не вызовет отторжения у конкурентов. На привлеченные от инвесторов $80 млн WayRay отладит производство на своем заводе в Германии. На эти средства компания также профинансирует группу по исследованиям и разработкам, которая будет отвечать за внедрение голографической технологии WayRay в серийные продукты.
В ожидании единорога
Участники инвестиционного раунда на $80 млн не раскрывают оценку стартапа по итогам инвестраунда. Пономарев заявляет, что сохранил существенную долю в бизнесе. В релизе сообщается о планах достигнуть отметки в $1 млрд к концу 2019 года.
«Я не исключаю, что WayRay может стать еще одним единорогом [достичь капитализации в $1 млрд] на рынке проекционных решений для автомобилей», — оценивает перспективы стартапа управляющий директор УК «Роснано» Сергей Вахтеров, член инвесткомитета Фонда Rusnano Sistema Sicar. Он отмечает, что Intel приобрел лидера рынка для систем компьютерного зрения Mobileye за $15,3 млрд, а GM примерно за $1 млрд купил разработчика систем автономного вождения Cruise Automation.
Оптимизм инвесторов понятен — они уже поверили в проект, но и опрошенные сторонние эксперты оценивают его положительно: «Важно, что компания имеет ряд крупных контрактов на поставки автопроизводителям. Релиз продукта в серии только в 2020 году обусловлен циклом запуска новых моделей автомобилей», — объяснил задержки поставок решений российского проекта основатель и управляющий партнер Target Global Александр Фролов, специализирующийся на рынке Mobility.
Techcrunch со ссылкой на источник оценивает стартап в $500 млн. Однако два эксперта венчурного рынка, пожелавшие остаться неизвестными, указали на сложности в оценке компании. Ее стоимость может составлять $100—200 млн (притом что общая сумма инвестиций уже достигла $100 млн), потому что пока компания не начала массовые поставки, трудно оценить, справится ли она с серийным производством.
Хотя WayRay с 2014 года сменил «прописку» с российской на швейцарскую, представитель РФПИ рассчитывает, что его технологии пригодятся и в России: «Использование голографических навигационных систем позволит не только снизить аварийность, но и придаст дополнительный импульс развитию российских регионов, поскольку автомобильное сообщение станет безопаснее и удобнее», — оценил разработку генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).
План на две пятилетки
Ближайшие серийные устройства WayRay выпустит не раньше 2020 года. В Китае компания не успела встроить свою технологии в машины SAIC Motor 2019 модельного года. Возможно, успеет через год. К этом же сроку планируется выход машин с голографической системой WayRay у одного из европейских производителей авто премиального уровня. Небольшие объемы выпуска такого рода машин упростят внедрение технологии, потому что осваивать потоковое производство — отдельный опыт. В качестве примера Пономарев приводит Tesla, которая создает уникальные по характеристикам автомобили, но пока не научилась масштабировать производство. Для стартапа 2020 год — ближайшая перспектива, а бизнес-план расписан до 2029 года.
На OEM-рынке (поставка компонентов) WayRay работает в трех направлениях. Кроме непосредственной работы с автоконцернами, компания предлагает свою технологию интеграторам, которые поставляют свои комплектующие, в том числе дисплеи для автоконцернов. Пономарев объясняет, что стартапу нужны партнеры, которые умеют рассчитывать финансовые риски и работать с автоконцернами в случае отзыва серии автомобилей.
Третье направление — дополненная реальность для автомобилей-беспилотников. Пономарев ожидает, что если предсказания аналитиков сбудутся и наши улицы заполнят машины с автопилотами классов 4 и 5, — а значит водители будут почти не заняты в дороге, — им можно предложить больше информации, развлекать их на автопилотируемых участках и т.п.
Гуринович скептичен в отношении этого направления бизнеса: «Беспилотникам AR не нужен, хотя чисто психологически человеку может быть удобно не сразу отдать управление роботу, а постепенно. Сначала человек будет продолжать водить, следуя подсказкам голографической системы, а ИИ будет обучаться». Остается подождать массового внедрения беспилотников, чтобы узнать, кто окажется прав.
Президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова, компания которой разработала системы «машинного зрения» для беспилотных автомобилей, считает, что на автомобильном рынке формируется новая ниша — производителей интеллектуальных комплектующих: «Этот стартап [WayRay] вполне может стать самостоятельной компанией уровня Tier-3 [поставщик компонентов] с оборотом в несколько миллиардов долларов. Мы знаем аналогичные примеры в сегментах навигации, smart mirror и автомобильного дизайна. Например, TomTom, вышедшая на рынок в 1991 году, в 2007-м достигла капитализации в 9 млрд».
Однако некоторые эксперты сомневаются, что WayRay сможет работать самостоятельно: «Работающего продукта, насколько я знаю, еще нет», — уточняет Фролов. — «Уверен, в ближайшем будущем, особенно если команда доделает продукт, компания будет приобретена одним из стратегических инвесторов».
Гуринович указывает на ограниченную емкость рынка дополненной реальности: «Не думаю, что AR-системы для водителей позволят заработать большие деньги, вряд ли это будут миллиарды долларов в год». Самой вероятной судьбой стартапов типа WayRay он считает продажу автопроизводителю, а возможно, Google, Microsoft или другим разработчикам софта для автопроизводителей.
Действительно, Global Info Research прогнозирует, что к 2023 году весь рынок экранных дисплеев для автомобилей составит всего $1 млрд.
Пространство для роста
Сейчас WayRay проводит хакатоны в одном из самых известных технологических университетов мира — Массачусетском институте технологий (MIT). Участники создают приложения для использования в автомобильных дисплеях. Кроме непосредственных задач по программированию, разработчикам приходится учитывать особенность положения лобового стекла и формирования картинки — надо, чтобы ее было хорошо видно при любом положении головы водителя.
Один из последних победителей — проект Fire Ray. Эта программа показывает, как пожарному удобнее подобраться к гидранту. Обычные навигаторы не учитывают ни окружающие предметы, ни возможность для спецмашины нарушать правила дорожного движения, чтобы быстрее потушить пожар.
Пономарев надеется, что ПО даст еще большие доходы, чем продажи аппаратной составляющей. По примеру Apple он рассчитывает создать маркетплейс, на котором будут продаваться приложения для автомобильных дисплеев, а также окон общественного транспорта и даже домов — это будет следующий рынок для компании. Виталий Пономарев оценивает перспективы весьма оптимистично: «Незаметно мы создаем рынок, соизмеримый с мобайлом (рынком смартфонов)».