Анти-Californication: как российский стартап WayRay привлек инвестиции Alibaba
14 марта российская компания WayRay объявила, что ей удалось привлечь новый инвестиционный раунд на $18 млн с участием китайского интернет-гиганта Alibaba Group. В рамках предыдущих венчурных раундов стартап привлек $10 млн, но этого было недостаточно для завершения прототипа голографической навигационной системы, фандрайзинг в России и США не увенчался успехом, и компания отправилась в Азию.
WayRay производит навигатор с дополненной реальностью Navion — он показывает информацию о дорожной обстановке и маршрут движения в виде голограммы, реалистично проецируя за лобовое стекло автомобиля. Кроме того, компания производит целую инфотейнмент-систему и пытается договариваться о ее интеграции непосредственно с автопроизводителями. О первом таком пилотном внедрении — в один из серийных автомобилей китайского концерна SAIC Motor, компания договорилась с Banma Technologies, совместном предприятии Alibaba Group и SAIC.
«Привлекать инвестиции в России — какой-то цирк, потому никто не умеет говорить «нет», но и перечислять деньги не торопятся. У нас был случай: один из всем известных российских инвесторов, подписав все документы и обещая начать отправлять деньги, месяцами не берет трубку, хотя раздает интервью в прессе и пиарится в соцсетях, — вспоминает Пономарев. — Тебе надо кормить команду, делать продукт, а человек просто пропадает». У Пономарева ушло почти пять лет и привлеченные $10 млн на только лишь прототип навигационной системы, которая бы конструировала на лобовом стекле голографические изображения, причем так, чтобы картинка воспринималась водителем все время как находящееся впереди авто. Все это время он пытался убедить скептиков в России и в Кремниевой долине, что его команда сможет сделать настоящий голографический навигатор, а не просто «проектор» с фокусировкой на точке на дороге. Куда серьезнее к обещаниям предпринимателя отнеслись на Востоке. Одновременно с объявлением о привлеченном раунде стартам сообщил и о пилотном внедрении системы в автомобилях одного из крупнейших китайских производителей. В течение 2017 года WayRay рассчитывает получить новые партнерства с автопроизводителями и интегрировать в авто AR-платформу для показа самой разной информации о дорожной обстановке и объектах вокруг и выпустить Navion на полки.
Рынок, на который изначально нацелился WayRay, разрабатывая навигатор Navion, — это рынок HUD (Head-up display)-решений, прозрачных дисплеев, которые позволяют водителю не отвлекаться от дороги (это всегда происходит, когда взгляд нужно перевести на панель приборов). По прогнозам MarketsandMarkets, в ближайшие годы этот сегмент будет расти ежегодно на 22% и к 2021 году достигнет $1,33 млрд. На нем уже почти десяток японских, немецких и британских производителей (среди них, например, — Bosch, Continental, Delphi). Сами автопроизводители тоже разрабатывают подобные системы. Есть и игроки из России — стартап из Удмуртии, Hudway Glass, продает подставку для смартфона, которая создает отражение информации из приложения Hudway на лобовое стекло. В 2015 году стартап вышел на годовую выручку в $1 млн, половина из нее пришлась на американский рынок. Обозреватели гаджетов, рассказывая о HUD, часто иллюстрируют концепт и принципы работы системы кадрами из «Звездных войн».
Основатель WayRay решил создать не экран-«прослойку», а голографический дисплей. Водителю должно казаться, что виртуальные объекты находятся не «под носом», а на реальном расстоянии (с учетом и скорости движения авто), а расположение виртуальных объектов (например, проецируемая полоса маршрута) на дороге должно соответствовать реальным, как бы человек на сидении ни крутил головой.
Пономарев, финансист по образованию и основатель дизайн-бюро и маркетингового агентства, от инженерных инноваций изначально был далек. То, что в оптике он был дилетантом, помогло: по словам Пономарева, знатоки поставили крест на идее голографии на стекле и прозевали момент, когда развитие технологий позволило сделать футуристичный концепт реальностью. Команде Пономарева повезло — она загорелась мечтой в нужное время, когда необходимые лазеры и оптические материалы стали массовыми и, подешевев, позволили за пять лет прийти к прототипу.
Разработку начали в 2012 году. Пономарев и первые бизнес-ангелы вложили в проект около $1,5 млн. Электронику, тестовое прототипирование, софтверные решения, нужные для проектирования новых оптических систем и их тестирования, пришлось делать своими силами, — для принципиально нового устройства, которое задумали инженеры, доступные комплектующие не подходили. Одним из первых инвесторов компании стал Филипп Полянский, возглавляющий «Цертум-Инвест» (компания фигурирует в расследовании Алексея Навального о собственности Дмитрия Медведева). Отец Полянского физик, поэтому он поверил в проект, говорит Пономарев, который подчеркивает, что фонд состоит из личных средств Полянского. «Цертум-Инвест», являющийся также партнером группы «Ташир», продолжил инвестировать в компанию, на втором этапе, когда к нему присоединились также новые бизнес-ангелы и корпорация АФК «Система». В течение 2014-2015 годов WayRay, с учетом инвестиций и конвертируемых займов, получил около $8 млн.
В 2015 году предприниматель, не найдя денег у российских венчурных фондов для новых поколений прототипов, отправился в Кремниевую долину, но через несколько месяцев вернулся разочарованным. «Американские фонды оказались избалованы деньгами и привыкли, что им под силу из любого начинающего проекта «раздуть» большую историю, — говорит Пономарев. — Но это напоминает игру в горячую картошку: фонды, чтобы увеличивать стоимость своих компаний, перепродают доли в проектах, но на деле за последние три года Калифорния не породила ни одного серьезного, перевернувшего мир решения. Только популярные массовые мобильные приложения». Команда Пономарева еще почти два года прожила на средства предыдущего раунда. Летом 2016 года компания наконец показала видеоролик с AR-навигатором (в нем четырехядерный процессор, он работает на Android), получивший имя Navion. Этой версии предшествовало четыре прототипа (прототип системы в 2013 году занимал все пассажирское сидение). Navion реагирует на голос и жесты, оснащен лазерным проектором, который в сочетании с пленкой внутри лобового стекла формирует виртуальные изображения — в том числе, может выводить информацию о статистике вождения и, например, о погоде.
Почему создавать трехмерные «настоящие» голограммы так сложно? Настолько, что в процессе работы Пономареву приходилось обращаться за консультациями к сотрудникам Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, а штат инженеров, бившихся над прототипом, удваивался ежегодно.
Голографический маркетинг
Голограмма — это «слепок» светового волнового поля. Он записывается и затем считывается благодаря взаимодействию двух световых волн — объектной (то есть той, которая отразилась от запечатлеваемого предмета) и когерентеной (то есть, с той же частотой и длиной волны, в голографии она называется опорной). Источником света обычно служат лазеры. Когда две волны пересекаются, возникает интерференционная картина, она фиксируется, например, на специальной фотополимерной пластинке (процесс немного напоминает фиксацию изображения внутри фотоаппарата). Чтобы затем «снять» изображение — нужно подсветить фотопластинку (она выступает в роли дифракционной решетки) опорной световой волной так, чтобы восстановилась объектная волна. Тогда перед глазами человека предстает трехмерный образ, повторяющий образ первоначального объекта с перспективой и глубиной фокуса.
Плоские голографические пленки давно используются как метод защиты для важных документов и денежных банкнот. Оптические системы для записи объемных голограмм можно собрать даже в домашних условиях. «Продвинутая» 3D-голография используется, например, для визуализации органов в медицине или для более наглядного представления обучающих материалов. Есть эксперименты с использованием голограмм для представления виртуальных собеседников — именно так общался с аудиторией Стивен Хокинг в лекциях в Сиднейской опере в 2016 году. Обычно для построения голограмм нужны сложные оптические элементы - специальные линзы, дифракционные решетки, системы зеркал. Именно поэтому, например, столько шуму наделали настольные голографические дисплеи от компаний Holovect и Holus (первый стартап собрал более $70 000 на KickStarter, второй — почти $300 000) - они пообещали создавать голографические проекции изображений без линз.
«Голография — это на самом деле совсем не то, что люди привыкли называть голографией, — говорит Пономарев. — Например, Microsoft HoloLens и многие другие компании, которые делают AR-шлемы, называют виртуальные объекты голограммами — это абсолютно неверно». WayRay использует в оптике голографические («настоящие дифракционные », по словам предпринимателя) оптические элементы.
Команда стартапа смогла разработать собственную фотополимерную пленку, состав и параметры которой компания держит в секрете. Фотополимер позволяет в принципе делать оптические системы с использованием подобных голографических оптических элементов такими компактными. Другое изобретение - софт, который анализирует параметры движения автомобиля и подстраивает положение виртуальных объектов. Третья инновация — сам метод записи голограммы.
Детали о своем ноу-хау компания не раскрывает. В октябре 2015 года WayRay опубликовал патент, следует из информации на сайте WIPO. В документе разработчики указывают, что совмещают действительное и виртуальное изображения за счет их проекции на две разные пленки (первое — на лобовое стекло, второе — за него). Но главное — учет данных с датчиков скорости и датчиков положения. Система определяет пороговое значение скорости автоматически, за счет чего можно ограничить объем выводимой информации: на 120 км/ч водитель будет видеть только показатели скорости, на скорости в менее 20 км/ч — подсказки «об объектах культуры, досуга, развлечения, спорта, искусства», а еще рекламу.
«Контекст» на колесах
Потратив так много времени и финансовых ресурсов на новый принцип создания голограмм, было бы глупо ограничиться рынком только AR-навигаторов. Теперь стартап, в котором заняты 80 инженеров, рассчитывает сделать новую среду взаимодействия для владельцев авто и брендов. «Google Adwords на колесах», - поясняет Пономарев. Эта идея возвращает его к мечте, с которой началась компания.
Как-то вечером в 2008 году Пономарев стоял в офисе своего маркетингового агентства в одной из башен Москва-Сити, в здании напротив располагался офис KPMG, одного из потенциальных партнеров для его бизнеса того времени. Хотя расстояние между Пономаревым и менеджером, с которым можно было бы обсудить сотрудничество, было около 50 метров, «рыночная» дистанция составляла десятки писем и просьб о знакомстве с нужными людьми. Пономарев вдруг представил, что стеклянная стена бы содержала информацию и о предложениях компаний вокруг — от объявления о кофе на нижнем этаже до набора опций о сотрудничестве от крупных корпораций. Об устройствах, которые позволят видеть трехмерный мир дополненной реальности (сегодня это общепризнанный термин, augmented reality, AR), тогда, за пять лет до анонса Google Glass, задумывались единицы. Тогда от идеи полноценной AR-платформы для авто Пономарев перешел к идее навигатора (сказался личный опыт — предприниматель в 2012 году попал в аварию, отвлекшись на устройство), но сейчас WayRay договорился о партнерстве с компанией Harman (его коммерческие партнерства не раскрываются). Она будет использовать решения для построения голограмм от российского стартапа в своих инфотейнмент-системах. Лобовое стекло с дополненной реальностью WayRay можно было увидеть в концепт-каре Oasis компании Rinspeed на выставке потребительской электроники CES в Лос-Анжелесе в начале 2017 года.
Такие системы будут актуальны для производителей беспилотников, говорит Пономарев: водитель и пассажиры в пути будут изучать, что происходит вокруг. Доход компании от внедрения такого решения на одном авто принесет стартапу около $500-$1000. Для сравнения: за $500 можно купить Navdy - HUD-система с дополнительным стеклянным дисплеем. Конкурирующее с WayRay устройство работает на базе Android и показывает водителю информацию об объектах, выводит звонки и сообщения со смартфона и рекомендует заправиться. Команда WayRay видит свое преимущество в том, что на лобовое стекло смотреть удобнее, чем на экран Navdy размером с книгу.
Стратегия WayRay теперь предполагает работу с автопроизводителями напрямую. Навигационная система, с функциями оповещений о событиях на дороге и предупреждений для водителей, с выводом информации о характеристиках движения автомобиля, будет востребована автоиндустрией, уверены создатели стартапа. С автопроизводителями WayRay будет подписывать OEM-контакты о поставках AR-системы для инфотеймента, по около $1000, речь идет о миллионах устройств для каждой серийной модели, говорит Пономарев. Как раз подобный проект, детали которого не разглашаются, российский стартап и будет осуществлять с Banma Technologies. Глава Banma Алекс Ши, вышел на WayRay напрямую через Linkedin, говорит Пономарев. Как оказалось, он просто прочитал о российском стартапе в прессе. Азиатский подход к технологическому скаутингу воодушевил предпринимателя, он быстро купил билет на самолет для встречи с Ши в Гонконге. В беседе Пономарев поинтересовался, не может ли Ши представить WayRay как потенциальный объект для инвестиций представителям Alibaba Group. Он знал, что корпорацию интересуют подобные решения. Китайский гигант в начале 2016 года возглавил раунд инвестиций на почти $794 млн в американский стартап Magic Leap, разработчика AR-технологии для проекции изображения прямо на сетчатку глаза, правда, пока не представившего работающего прототипа системы (хотя фото первой версии попали в СМИ). К тому же, Alibaba Group открыла свою VR-лабораторию, чтобы интегрировать технологии не дополненной (AR), а виртуальной реальности (VR) в электронную коммерцию. Пономарев через неделю после поездки в Сингапур уже летел в Шанхай с презентацией для инвесторов.
«Это совершенно «западная» компания, где топ-менеджмент с «корочками» европейских и американских MBA, — говорит предприниматель. — Я не встретил в общении ничего из того, что любят описывать в книгах вроде «Как в Китае ведут бизнес». Сделку закрыли за два месяца — представители Alibaba Group увидели много возможностей для совместных продуктов, вспоминает Пономарев. Чего стоят 300 городов охвата и более миллионы ежедневных поездок на такси у китайского аналога Uber, в том числе с продуктами для райдшеринга и заказа частных водителей, Didi Chuxing, получившего от Alibaba Group инвестиции.
Инвестиции также нужны на продвижение Navion, который поступит в продажу до конца 2017 года и в рознице будет стоить около $500. Чтобы сделать устройство универсальным, стартапу пришлось отсканировать около 400 моделей авто и сделать их 3D- модели — нужно было учесть вариативность и приборных панелей, и параметров лобовых стекол. Основатели WayRay рассчитывают, что благодаря мощному процессору, гаджет будет анализировать около 200 параметров о стиле вождения в реальном времени, загружать эту информацию в «облако» и выдавать на лобовое стекло советы об улучшении стиля езды. В Navion встроена своя система навигации, карты создаются с помощью OpenStreetMap. Пономарев рассчитывает, что компании удастся продавать через онлайн-магазины и сети электроники в США и Китае «десятки тысяч» подобных устройств в год (релиз запланирован на последний квартал 2017 года). Маржинальность продаж для WayRay (без учета наценок дистрибьюторов и ритейлеров) составит 10-15%. Работа на массовом рынке будет идти параллельно с OEM-контрактами в автоиндустрии. В 2018 году WayRay обещает представить домашнее AR-устройство, которое позволит проецировать любые голограммы — например, для AR-игр или для обучающих приложений.
Изначально «голография» – это способ создания трехмерных изображений, в котором применяются лазеры как в момент записи, так и при воспроизведении, говорит Константин Кичинский, руководитель группы экспертов по стратегическим технологиям компании Microsoft. То, что воспринимает человек – это поток света от голографической пластины, подсвеченной лазером, который «выглядит» так, как будто он исходит от оригинального физического объекта. Огромный плюс классических (физических) голограмм в том, что они создаются в физическом пространстве и наблюдаемы одновременно разными людьми. Но их сложно производить, они статичны и ограничены в цветовой гамме. Понимание голографического изображения, используемого в Microsoft Hololens отличается от классического, признают Кичинский. Через HoloLens сложная оптическая система направляет в глаз человека специальным образом сформированный световой поток, который смешивается с общим потоком света от окружающего пространства. В результате человек видит одновременно и окружение и цифровую голограмму, - цветную, двигающуюся, но индивидуальную для конкретного человека. Чтобы другой увидел такое же изображение, потребуется такое же устройство, синхронизированное с первым. Среди первых партнеров Windows Holographic тоже были производители автомобилей. Шведский концерн Volvo и Audi используют HoloLens для презентаций, Rolls Roys и Volkswagen — для 3D-моделирования. О случаях, когда HoloLens использовали бы для мониторинга дорожной обстановки и как «навигатор», неизвестно.
Пономарев верит, что индустрию автомобилестроения ждет новый этап. Сам он ездит по Швейцарии на Porsche, но говорит при этом, что в будущем история автомобильных брендов, да и технические особенности моделей, для покупателей будет неважны. В эпоху беспилотных автомобилей важнее набор доступных в пути сервисов — загруженные экскурсии по городу с проекциями описаний достопримечательностей на стекло, AR-путеводитель по барам, игры или социальные сервисы. «После реального распространения автомобилей без водителей, какое-то время потребуется на адаптацию — в беспилотном авто человеку, чтобы чувствовать себя в безопасности, нужно быть уверенным, что машина «понимает» происходящее вокруг, - объясняет Пономарев. — Поэтому так важно будет визуализировать системы помощи водителю». WayRay рассчитывает, что голография — технология, которую в 1960-х развивали советские физики, — улучшит доверие людей к роботам.