К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Датчики повсюду: шесть историй о невероятной прибыли и искусственном интеллекте

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Мир вступил в цифровую эру: информационные технологии помогают компаниям заработать миллиарды, а тех, кто не успевает за прогрессом, новая экономика наказывает без пощады

Практика показывает: кто не адаптируется, тот умирает. Недавний пример — американская компания по торговле игрушками Toys «R» US, у которой было 800 магазинов в США и столько же в других странах. Вместо того, чтобы развивать онлайн-торговлю, компания открывала новые дорогостоящие магазины. Некоторые из них были с парками развлечений и аттракционами. Компания не имела прибыли с 2013 года и в итоге проиграла розничным магазинам с онлайн-каналами продаж. В конце 2017 года Toys «R» US  подала на банкротство, а в 2018-м объявила о закрытии и распродаже своих магазинов.

О том, что бизнес осознал меняющуюся реальность, говорит увеличение объема инвестиций в новые технологии. Затраты технологичных компаний в США (включая Amazon и Netflix) в направлении R&D вкупе с капиталовложениями выросли со $100 млрд в 2007 году до $250 млрд в 2017 году (с 13% до 18% выросла доля этих затрат в выручке компаний). По прогнозу Morgan Stanley, в 2018 году больше всего вырастут затраты на ИТ-проекты, связанные с сетевым оборудованием и искусственным интеллектом.

Как инвестиции в новые технологии помогают компаниям зарабатывать? Вот шесть историй из жизни.

 

История первая. Датчики для сельского хозяйства

Технологию с установлением датчиков, фиксирующих и снимающих информацию с различных объектов, относят к интернету вещей (IoT). В 2003 году к интернету было подключено всего 500 млн устройств. По прогнозам Cisco, к 2020 году их будет уже около 50 млрд. IDC оценивала расходы бизнеса на IoT в 2017 году в $772,5 млрд, что было на 14,6% больше, чем в 2016 году. К 2021 году общие расходы достигнут $1,1 трлн.

Одна из отраслей применения — сельское хозяйство. Фермеры с помощью датчиков, которые прикрепляют к коровам, могут вовремя обнаруживать болезни, следить за состоянием коровы во время беременности, чтобы во время отела она не умерла. Все это в итоге дает экономический эффект. Например, в Бразилии насчитывается 211,8 млн голов крупного рогатого скота, их стоимость оценивается в $7,2 млрд. Цена датчика вместе с его обслуживанием составляет $3 на одну корову в месяц. Окупаемость этих инвестиций (показатель ROI, return on investment) превышает $27 млрд в год.

 

Еще один пример — фермер из Калифорнии Курт Бантл, выращивающий авокадо, решил поэкспериментировать с IoT, чтобы сократить потребление воды. Он инвестировал $8200 в систему с сенсорными датчиками влажности почвы и автоматизацией одноразового орошения. Расходы на полив его 900 деревьев авокадо до установки системы составляли $47 300 в год, а после сократились до $11 300, то есть на 75%. Фермер смог окупить инвестиции в IoT всего за полгода.

История вторая. Датчики для судоходства

Морское подразделение компании Caterpillar обслуживает операторов американского флота. Компания установила на судах датчики, которые контролируют буквально все: мощность генераторов, двигателей, систему GPS, систему кондиционирования и счетчики топлива.

Установив датчики, в одном случае Caterpillar выяснила, что показания счетчика топлива соотносятся с количеством энергии, используемой рефрижераторными контейнерами. Опираясь на эти данные, компания изменила рабочие параметры. Компания запустила больше генераторов с низкой мощностью вместо нескольких с максимальной мощностью. Экономия от этого действия составила примерно $30 в час. Это может показаться небольшой суммой, но с учетом того, что флот состоит из 50 судов, работающих 24 часа в сутки и 26 недель в году, экономия составила $650 млн в год.

 

Кроме того, Caterpillar использовал данные приборов, которые были прикреплены к корпусу. Во время движения корпус судна загрязняется, и это влияет на его маневренность. Датчики позволили установить корреляцию между затратами на чистку корпуса и улучшением маневренности. В итоге Caterpillar дал рекомендации своим клиентам чистить корпус раз в полгода, а не каждые два года, как они делали это раньше. Было установлено, что для флота из 8 кораблей неэффективность судна из-за грязных корпусов обходилась в $5 млн в год. Перейдя на другой режим чистки корпусов, флот смог сэкономить до $400 000 в год на каждом корабле.

История третья. Датчики для логистики и нефтедобычи

Большие данные называют «новой нефтью». По прогнозам Boston Consulting Group, ценность персональных данных вырастет с $316 млрд в 2011 году до $1 трлн в 2020-м. Big Data помогает прогнозировать спрос, оптимизировать логистику, улучшить и ускорить общение с клиентами, делать им персональные предложения или отслеживать клиентские отзывы в социальных сетях.

Логистическая компания UPS использует данные для оптимизации маршрутов в режиме реального времени. Также компания собирает информацию о поведении водителей, ошибки анализируются, водители проходят дополнительное обучение. Технический директор UPS Дейв Барнс заявлял, что экономия одной мили в день на одного водителя может привести к экономии 1,5 млн галлонов топлива в год. В деньгах это около $50 млн в год — 2% от операционной прибыли за 2017 год. Компания использует данные с 2001 года, благодаря чему ей удалось уже сэкономить 364 млн миль и 39 млн галлонов топлива. Тем временем известная нефтяная компания BP инвестирует в сбор данных со всех нефтяных и газовых скважин. Анализируя эту информацию, компания в состоянии спрогнозировать возможные проблемы, а применение технологии уже позволило компании сократить ежегодные расходы на $7 млрд.

История четвертая. Big Data и искусственный интеллект для ретейла

Использование больших данных в торговле позволяет прогнозировать клиентский спрос, эффективно выстраивать коммуникации с покупателями и в итоге увеличивать продажи.

Крупный американский ретейлер Walmart после урагана Сэнди в 2004 году проанализировал структуру продаж: наряду с фонариками и аварийным оборудованием в отдельных магазинах подскочили продажи клубничных пирожных. К следующему урагану, Сэнди, в 2012 году Walmart организовал дополнительные поставки этих товаров и успешно их продал.

 

На основе больших данных можно строить алгоритмы чат-ботов. Это диджитал-канал-коммуникации с клиентом с помощью искусственного интеллекта, который потенциально увеличивает процент обратной коммуникации с 10-30% до 85% по сравнению с email-рассылкой. Сегодня чат-боты используются компаниями малого и среднего бизнеса для увеличения продаж, а также медийным бизнесом для повышения трафика. Например, обувной ретейлер Alterkickz Elite (Филиппины) с помощью чат-бота смог за месяц увеличить продажи товаров в три раза (с $3800 до  $10 000). А мексиканский торговец мебелью Decen Muebles Infantiles после установки чат-бота продал за месяц мебель на $4000. До этого продаж практически не было на протяжении полугода.

История пятая. Big Data для индустрии развлечений

Своим успехом компания Netflix обязана во многом алгоритмам, которые анализируют данные пользователей и помогают делать рекомендации по фильмам. Система рекомендаций влияет на 80% формируемого контента. Компания заплатила $1 млн разработчику алгоритма, который прогнозирует предпочтения пользователей на основе предыдущих просмотров. С помощью алгоритма Netflix экономит $1 млрд в год на удержании клиентов.

История шестая. Блокчейн для автономной экономики

Согласно опросу Deloitte, 34% крупных компаний так или иначе уже используют блокчейн в своей деятельности. Блокчейн — это инфраструктура для взаимодействия машин и пространство для обмена данными. Преимущества технологии в том, что это безопасная среда с минимальными рисками взлома, а также в устранении бумажной волокиты и увеличении скорости проведения операций.

С помощью блокчейна можно создавать целые экосистемы со своей экономикой и валютой. Одна из таких систем придумана фондом ЛГБТ (LGBT Foundation), который в апреле презентовал выпуск ЛГБТ-токена. Фонд указал, что «розовая экономика» оценивается в $4,6 трлн ежегодно — это больше, чем, например, ВВП Германии. С помощью собственной валюты представители ЛГБТ-сообщества смогут покупать товары и услуги в анонимном режиме (например, билеты на гей-фестиваль), что особенно актуально в странах и регионах с недружественным отношением к нетрадиционным парам. Можно также совершать пожертвования в целях защиты прав сообщества.

 

Общее число эмитированных токенов составляет 1 млрд, а курс привязан к доллару (0,3221 доллара за один токен). Кошелек с токенами можно держать в приложении Horner, популярном приложении, которое насчитывает 25 млн пользователей. Авторы идеи рассчитывают, что компании, которые будут принимать к оплате «розовые доллары», выиграют экономически. В «розовых бумагах» (pink paper, аналог white paper) они ссылаются на данные опросов, согласно которым нетрадиционные пары считают себя финансово стабильными (лишь 15% опрошенных заявили об экономических трудностях), а большинство респондентов сказали, что пользуются услугами компаний, которые лояльны к ЛГБТ-парам и признают их равенство с традиционными парами. 77% респондентов высказали мнение, что такие компании увеличат объемы бизнеса в 2019 году.

А что дальше?

Все чаще технологии пересекаются между собой и формируют совершенно новую инфраструктуру для бизнеса. Через 10 лет, оглядываясь назад, мы увидим, насколько неграмотными и недальновидными были бизнес-решения, не основанные на новых технологических возможностях.

Еще 15 лет назад интернет-реклама представляла собой баннер — один для всех. Теперь же основной объем рекламы носит таргетированный характер, а экономика предложения трансформируется в экономику спроса. За счет технологий бизнес открывает новые возможности, и то, что раньше было доступно только крупным корпорациям, сегодня внедряют компании средней руки: их продажи растут, а расходы снижаются. Более того, внедрение технологий заметно снижают ошибки по вине человеческого фактора.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+