Рынок мобильных приложений продолжает бурно расти. В 2017 году его объем оценивался в $81 млрд, а к 2022 году мировые расходы потребителей на мобильные приложения предположительно достигнут $156 млрд. К этому времени в мире будет уже около 6 млрд смартфонов и планшетов, и в среднем каждый владелец будет тратить в год на установку новых приложений около $25. Поэтому за пользователей и их деньги среди мобильных разработчиков идет настоящая война.
В конце 2017 года в iOS App Store было около 2 млн программ, еще 3,5 млн было в Google Play. При этом в месяц этими компаниями выпускалось еще 50 000 и 150 000 новых приложений, соответственно. В условиях такой конкуренции донести свое приложение до пользователя становится чрезвычайно трудно. По данным компании AppsFlyer, в ближайшие три года траты мобильных маркетологов на кампании по продвижению своих приложений увеличатся вдвое.
Сейчас средняя стоимость установки приложения в мире составляет $2,26. Она сильно зависит от стран и категорий и может отличаться в разы, например, для программ из категории «Утилиты» стоимость установки составляет $0,48, а для «Путешествий» $4,5.
По данным исследования Google, чаще всего пользователи узнают о новых приложениях из рекомендаций друзей или родственников, на втором месте — просмотр магазинов приложений. Следом идут рекомендации магазинов (фичеринг — подборки, например, «Приложения дня», «Новинки» и т. д.), реклама внутри других приложений, предустановленных на устройство, а также блоги, социальные сети, веб-реклама, ТВ-реклама, поиск в сети и реклама на YouTube.
Каждое из этих направлений можно оптимизировать, закачивая туда колоссальные бюджеты на продвижение, однако не все они будут одинаково эффективны.
Основные игроки на рынке продвижения приложений
1. Социальные сети. Facebook, Instagram, Pinterest, Snapchat, Twitter, «ВКонтакте» и все остальные предлагают продвижение приложений на своих площадках. Сейчас Facebook с его охватом — это основной источник трафика для подавляющего количества приложений. Впрочем, и стоит продвижение на этой платформе дороже, чем где-либо: $5,12 за 1000 показов у Facebook, $4,20 у Instagram и $2,95 у Snapchat. В связи с этим активно развивается реклама и на других, более дешевых социальных площадках.
2. Поиск. Тут, конечно, доминирует Google, предлагая маркетологам «универсальные» кампании, включающие в себя глобальный поиск, ленты новостей, YouTube, рекламу в самом Google Play и все остальные ресурсы поискового гиганта. Поисковая реклама есть и в App Store, однако пока в бета-версии и не во всех странах.
3. Реклама в других приложениях. На рынке существует несколько десятков мобильных рекламных сетей, которые управляют размещением рекламы в приложениях. С развитием программного управления размещением рекламы ручное управление размещениями объявлений отходит на второй план, а на первый выходит аналитика площадок и форматов — совокупности всех факторов, обеспечивающих привлечение таргетированных прибыльных пользователей.
4. Influence-маркетинг. Маркетинг влияния, то есть размещение рекламы у влиятельных персон, блогеров, звезд с миллионными аудиториями, — канал, которому все пророчили бурный рост.
5. Нецифровые каналы. Несмотря на то, что согласно исследованиям eMarketer рекламой занято 70% цифрового пространства, а офлайновые медиа находятся на одном из последних мест в списке каналов продвижения приложений, этот канал по-прежнему остается актуальным и растущим. Например, на Super Bowl-2018 было сразу несколько рекламных роликов мобильных игр, а игра Supercell рекламируется на поездах в японском метро.
Что сейчас
Рынок продвижения приложений, так же как и сам рынок приложений, становится все более сложным и интересным. Количество инструментов, компаний, каналов, форматов непрерывно растет. Создание самого программного продукта уже ни для кого не является задачей №1. Сейчас как никогда важно найти своего пользователя, донести свой продукт до потребителя, заставить пользоваться им и возвращаться раз за разом.
Поэтому экспертная аналитика, понимание происходящего на рынке будут цениться еще выше. Как компании справляются с этим? Крупные игроки давно обзавелись собственными командами аналитиков-маркетологов и growth hacking, главная задача которых — привлечь новых пользователей. Они есть, например, у приложения для занятий бегом и физическими упражнениями (Runtastic), практически у всех игровых издателей (Activision и King, Wooga), медийных компаний (Netflix). Однако сбор и развитие таких команд — дело чрезвычайно дорогое и долгое. Поэтому, как и при любом взрывном росте, на рынке (в России и в мире) возник большой дефицит специалистов по UA (User Acquisition — приобретение пользователей).
Существуют и отдельные компании, занимающиеся продвижением приложений и приобретением пользователей. Их услуги не только обеспечивают рост аудитории, но и в конечном счете помогают развивать и улучшать сам продукт. Сторонняя экспертиза позволяет многократно ускорить эти процессы, а не последовательно собирать и развивать свою команду, нарабатывая опыт и набивая шишки. А некоторые эксперты уже предлагают подходить к созданию мобильного приложения с ответа на вопрос: «Как вы его будете продвигать?»
Ровно 10 лет назад App Store запустился всего с 500 приложениями. Сегодня их уже несколько миллионов. Этот рынок продолжает развиваться и будет расти еще три-четыре года. Это означает лишь одно — войну за ваши глаза, руки и время, которая будет вестись самыми агрессивными средствами.