Прямой эфир: как власти США и Виталик Бутерин подняли цену Ethereum
Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) во время саммита Yahoo Finance 14 июня официально отказала криптовалюте Ethereum (ETH) в статусе ценной бумаги. ETH, или «эфир», американский регулятор посчитал неблагонадежной альтернативой фиатной валюте (доллар, евро и другие), поэтому ни генерация, ни конвертация, ни любая другая обработка детища криптокумира Виталика Бутерина теперь не лежит в плоскости правового поля. Что это значит для криптосообщества в целом, для сообщества «эфира» в частности? А почему на фоне этой новости курс второй после биткоина криптовалюты в одночасье вырос на 8%?
Ясно и понятно
Как ни странно, но полагаю, что это позитивное решение для Ethereum и коммьюнити. Оно устраняет неопределенность и снимает риски делистинга этой криптовалюты с бирж, если вдруг будет принято регулирование, разделяющее торги securities и не-securities. В первую очередь это важно для крупнейших криптоплощадок США: Coinbase, Bittrex, Kraken, Poloniex.
Для криптовалютного сообщества положительный момент в том, что по модели, схожей с Ethereum, сейчас работают или планируют функционировать почти все инфраструктурные проекты, блокчейн-платформы для смарт-контрактов и децентрализованных приложений: NEM, Cardano, Qtum, ICON, Aeternity, Waves и т. д.
Положительный эффект от такого решения подтверждает и реакция рынка. Вскоре после заявления SEC эксперт по инвестициям Брайан Келли в эфире CNBC порекомендовал перекладываться из биткоина в «эфир». По его словам, криптовалюта номер один, теряя популярность, все еще находится в затяжном пике с начала года, и в 2018-м именно Ethereum может оказаться более надежным и перспективным каналом для вложений. В числе причин для этого обещанный скорый запуск фьючерсов на «эфир» CBOE Group (индекс цен на криптовалюту уже запущен CME Group), а также серьезный апгрейд сети.
В чем последний будет заключаться? На повестке дня у команды разработчиков сети Ethereum на конференции Ethereum Core Devs Meeting 16 июня было два обновления: Casper и Sharding. Чтобы познакомиться с ними, начнем издалека, с основ криптовалютных сетей.
Оно тебе нода?
Что такое нода (от латинского nodus, узел)? Фактически это любой компьютер, подключенный к блокчейн-сети, который хранит всю цепочку блоков сети и информацию о ней. Нода также проводит валидацию (проверяет их подлинность) транзакций и блоков.
Sharding как раз дает возможность хранить не всю цепочку, а Casper переводит сеть на технологию работы Proof-of-stake (PoS), когда вознаграждение за генерацию блоков получают не майнеры, а именно ноды.
По алгоритму консенсуса PoS майнеру не нужно тратить огромные мощности, чтобы первым добыть блок и получить вознаграждение. Здесь система автоматически выбирает создателя на основании доли его баланса в общем количестве той или иной монеты. Чем больше баланс, тем выше вероятность того, что именно он будет генерировать блок. Каждая нода получает проценты за хранение — что-то вроде депозита в банке, только начисления будут зависеть от количества проведенных транзакций.
По этому алгоритму, например, работают сети NEM и Waves, так что он уже проверен. Монеты криптовалют, использующих PoS, пользователи часто покупают с целью создания ноды, и, соответственно, получение постоянного дохода как при майнинге. Вместо «железа» они вкладываются в цифровые деньги.
Виталик Бутерин заявил, что запуск sharding и Casper расширит возможности сети Ethereum до «теоретического максимума». С обновлениями связано и резкое снижение требований по количеству ETH, необходимому для запуска ноды с 1500 до 32 ETH — по текущим ценам это соответствует уменьшению стоимости «входного билета» с $750 000 до $16 000.
Таким образом, гораздо более широкий круг лиц сможет держать такое количество эфира и быть нодой. Это снижает риск, что все мощности будут сконцентрированы в руках только крупных держателей. Хотя они все равно будут иметь больший объем, поскольку, как ни странно, он уже у них есть.
Так что инвесторы вовсю приобретают токены Ethereum. Даже если не учитывать возможность курсового роста, держатели ETH получат еще пусть и небольшой, но постоянный доход от ноды за обработку транзакций. И чем больше транзакций в сети, тем выше растет уровень дохода.
Наконец последний в нашем списке, но не по значению, сильный фактор — снижение предложения ETH на рынке. Например, сейчас в обращении находится примерно 100 млн ETH. Часть этих монет лежит на кошельках и даже не поступает на биржи. Однако существует определенный объем, предназначенный именно для продажи и для спекуляций, и этот объем постоянно переходит из рук в руки. Когда будут работать ноды, то часть ETH будет приобретаться и выводиться с рынка для того, чтобы резервироваться в нодах. Таким образом, при прочих равных предложение «эфира» будет снижаться.
Посмотрим, повлияет ли новая рабочая и инвестиционная политика на ситуацию на рынке. За прошедшее время быстрый рост эфира скорректировался: после «рывка» с $471 до $521 опустился до $458 к вечеру 24 июня. В любом случае лето обещает быть горячим.